Тема: «Глагол. Повторение изученного в 6 классе»
Цель урока: Образовательная – повторить морфологические и
синтаксические признаки глагола;
Развивающая – уметь применять теоретические знание
на практике;
Воспитательная – проявить интерес к русскому языку,
воспитывать творческое воображение учащихся.
Оборудование: слайды, учебник «Нескучная грамматика»
Межпредметная связь: казахский язык, русская литература
Тип урока: закрепление пройденного материала
Ход урока:
І. Орг момент
ІІ. Психологический настрой
ІІІ. Опрос домашенго задания
ІV. Новая тема
Глагол называет действие предметов. Почти в каждом доме предложении есть глагол, так как сообщение о действиях характеризует предметы. Например:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побеждали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.Некрасов)
Известный русский писатель А.Н.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».
Слово глагол в Древней руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И.Дали мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма глагола – инфинитив (неопределенная форма глагола).
Глагол, как и другие части речи, характеризуется следующими признаками: 1) общим грамматическим значением; 2) морфологическими признаками; 3) синтаксичесими признаками.
Морфологические признаки глагола – вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение и др., изменение по наклонениями, времена, лицам, числам и родам и др.
Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? или что сделать? Например: учить, писать.
Инфинитив - неизменияемая форма глагола: он не указывает нина время, ни на число, ни на лицо; только называет действие.
Сравним предложения: Я учусь в шестом классе и Учитесь интересно. В предложении Я учусь в шестом классе глагол указывает на то, что действие совершается в настоящем времени, что совершает его говорящий.
Это изменяемая форма глагола. А в предложении Учитесь интересно инфинитив только называет действие, но не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число.
Работа с учебником
Упражнение 390
V. Фонетическая минутка
Делать, работать, трудиться, отдыхать, праздновать.
Упражнение 391
Например: Ребята, вы будете составить маленький рассказ о дружбе.
Марат занимал превое место на соревновании.
Наш учитель называл имен знаменитых писателей ХХв.
VІ. Закрепление
Заполните таблицу глаголами в неопределенной форме.
Т
Ь
Т
Ь
Т
Ь
Т
Ь
Т
Ь
Т
Ь
Задание.
Переведите слова на русский язык и подберите к ним глаголы, связанные с этим словом.
Ра?мет – спасибо – благодарить
?н – песня – петь
?й?ы – сон – спать
К?лкі – смех – смеяться
Кеме – корабль – плыть
Арман – мечта – мечтать
С?з – слово – говорить
Су – вода – лить
?мір – жизнь – жить
VІІ. Физминутка
Песня «Воздушные шарики»
Шарики воздушные в небо улетят,
Шарики воздушные не вернуть назад,
Красный, желтый, голубой радуги цвета,
Посмотри над землей землей какая красота.
Припев:
Шарики воздушные ветерку послушные,
Улетают шарики в сказочную даль,
Шарики воздушные словно птицы кружится,
Расстоваться шарики с вами очень жаль,
Расстоваться с вами очень жаль.
Шарики воздушные выпустим из рук,
Шарики воздушные разлетятся вдруг,
Люди улыбаються вглядя небеса,
Дарят всем шарики детства чудеса,
Дарят всем шарики детства чудеса.
Летят шары по небу словно облака,
Под мягким шопот ветерком,
Шарики воздушные ветерку послушные,
Улетают шарики в сказочную даль,
Шарики воздушные словно птицы кружится,
Расстоваться шарики с вами очень жаль,
Расстоваться с вами очень жаль.
Упражнение 394
Труд все побеждает. Солдатское братство рождается в бою. Рыба видит приманку, а не крючок. Книга в счастье украшает, а несчастье помогает. Счастье в воздухе не вьется а руками достается.
Упражнение 397
VІІІ. Обобщение
Игра «Кто быстрее?» назовите глаголы
Делать, работать, действовать, ответить, беседовать, разговаривать, назвать, решать, бегать, озаглавить, играть.
ІХ. Задание на дом
Упражнение 393
Х. Мотивировка оценок
ХІ. Рефлексия