Форма урока: урок-путешествие. Цель урока: закрепить и систематизировать знания о глаголе, полученные в 5 классе. Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания учащихся о глаголе, его морфологических признаках и синтаксической роли; формировать умения применять свои знания на практике.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщения, развивать навыки работы в группе.
Воспитывающие: воспитывать чуткое отношение к окружающему миру, бережное отношение к родному дому – планете Земля; доброжелательность и чувство коллективизма.
Просмотр содержимого документа
«Урок-повторение по теме «Глагол» в 6 классе »
Раздольненская СОШ
Урок-повторение по теме «Глагол» в 6 классе
(повторение изученного о глаголе в 5 классе)
Подготовила: Малкина Татьяна Викторовна
Учитель русского и английского языков
Тип урока: урок-повторение
Форма урока: урок-путешествие. Цель урока: закрепить и систематизировать знания о глаголе, полученные в 5 классе. Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания учащихся о глаголе, его морфологических признаках и синтаксической роли; формировать умения применять свои знания на практике.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщения, развивать навыки работы в группе.
Воспитывающие: воспитывать чуткое отношение к окружающему миру, бережное отношение к родному дому – планете Земля; доброжелательность и чувство коллективизма.
Ожидаемый результат: учащиеся систематизируют знания о морфологических признаках глагола.
Урок-повторение по теме «Глагол» в 6 классе
(повторение изученного о глаголе в 5 классе)
Тип урока: урок-повторение
Форма урока: урок-путешествие. Цель урока: закрепить и систематизировать знания о глаголе, полученные в 5 классе. Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания учащихся о глаголе, его морфологических признаках и синтаксической роли; формировать умения применять свои знания на практике.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщения, развивать навыки работы в группе.
Воспитывающие: воспитывать чуткое отношение к окружающему миру, бережное отношение к родному дому – планете Земля; доброжелательность и чувство коллективизма.
Ожидаемый результат: учащиеся систематизируют знания о морфологических признаках глагола.
ХОД УРОКА
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И рожь в полях растет.
Мотивация (1 мин.)
Приветствие на казахском – Сәлеметсіздер ме, құрметті оқушылар және бүгінгі сабағымыздың қонақтары!
русском и английском языках
- Ребята, я очень рада с вами познакомиться. Меня зовут Татьяна Викторовна.Мое имя начинается на « Т» и я творческая.А вы какие?Назовите мне свои качества.
Психологический настрой на урок.слайд №2.
Приём «Смайлики» - дети показывают тот смайлик, который соответствует его настроению на начало урока.
Актуализация знаний.
- Я рада, что сегодня наш урок мы начинаем с хорошего настроения.
(Звучит космическая музыка « Спейс»)
- Ведь именно хорошее настроение поможет нам совершить виртуальное путешествие в КОСМОС на планету, название которой вы угадаете сами, показав себя знатоками русской орфографии. Как у любого путешественника, у вас вместо тетради будет Путевой лист, в котором вы будете вести записи. Подпишите свои листы. Укажите дату.
- Посмотрите, пожалуйста, какие этапы увлекательного Путешествия нам сегодня нужно пройти:
"Подготовка к полёту"
"Взлёт ракет"
"Работа в открытом космосе"
"Возвращение на Землю"
"Адаптация космонавтов".
- Итак, вперед! Первый этап «Подготовка к полету». Чтобы покинуть землю и выйти в космос нам нужно выполнить задание.
Итак,задание планеты «Земля».
Определяем название планеты. Задание: Выберите ту букву, которая, по-вашему, должна быть написана в этих словах. При правильном написании букв в клеточках вы сможете прочитать название планеты ,куда мы с вами отправимся.
верный дру (к, г)
картинная га(л, лл)ерея
прил(а, о)гать усилия
цветочный лу(г, к)
к(о,а)нуться лица
ли(л, лл)ипут (ГЛАГОЛ)
- Мы отправляемся на планету Глагол! Етістік!Verb!
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И рожь в полях растет.
И как подобает путешественникам ,мы должны определить цели путешествия, которые собираемся достичь. Мы сегодня повторим о глаголе то,что вам знакомо из курса 5 класса.
Ведь недаром говорят: « Повторение-мать учения»
А мы превращаемся в путешественников-астронавтом.
А кто же такие астронавты?
Слово «астронавт» (англ. astronaut) происходит от греческого: астрон (греч. αστρον) — звезда, и наута (греч. ναυτα) — мореплаватель, в буквальном переводе — «звездоплаватель»
Записываем.
АСТРОНА́ВТ, -а, м.
1. Астронавт - человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте
2. то же, что космонавт.
Слово «астронавт» (англ. astronaut) происходит от греческого: астрон (греч. αστρον) — звезда, и наута (греч. ναυτα) — мореплаватель, в буквальном переводе — «звездоплаватель»
Это словарное слово, правописание которого нужно запомнить.
Опираясь на толкование слова, составьте предложение с этим словом.
Отгадывание загадки.
-А на чем мы полетим? Отгадайте загадку. Ракеты на столах.
Плывёт в просторе, Но не в море. Кораблём зовётся, Вокруг звёзд вьётся. - Правильно, на космическом корабле. - А как звучит это слово на казахском языке? Ғарыш кемесі, на английском Языке-Spaceship
-Назовите первого космонавта нашей Земли? (Гагарин)
-Как называется космодром Казахстана, с которого запускают ракеты? (Байконур)
-Назовите имя первого космонавта Казахстана? ( Тохтар Аубакиров)
А каких еще казахстанских космонавтом вы знаете?(Талгат Мусабаев) Погружение в тему:
-Вперед! В путь. Мы продолжаем путешествие: "Взлёт ракеты" Надеваем космические ободочки, пристегиваем “ремни”. Включаем воображение. Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно, а помогает нам в этом ГЛАГОЛ - Король всех действий. Закрыли глаза.
Старт 5, 4, 3, 2, 1…. Пуск. (Звук старта ракеты)
Открываем глаза, глубокий вдох и выдох.
Посмотрите, мы с вами оказались в Космосе.
- Назовите свои чувства, используя глаголы.
Удивляемся, тревожимся, восхищаемся, любуемся…
II. Формирование умений и навыков.
-Мы приступаем к ответственному этапу нашего путешествия "Работа в открытом космосе". В открытом космосе астронавтам все нужно выполнять точно и быстро. Работа в открытом космосе требует от нас внимания и сосредоточенности.
1-я учебная ситуация
Первое препятствие на нашем пути -это космическая станция –пост « Что обозначает? На какие вопросы отвечает?»
Задание. Прочитай текст. Определи основную мысль и тему текста. Поставьте вопрос к выделенным словам .Скажите, к какой части речи относятся и обоснуйте свой ответ.
Как красива планета Земля из космоса. Человек живёт на земле. Работает, разводит скот, строит дома, машины. Вместе с тем человек рубит лес, копает землю, ездит на машинах, которые выбрасывают в природу отработанные газы, строят дымящиеся заводы. Всем этим человек вредит природе. Меняется окружающая среда. Человек тоже частичка окружающей среды.К сам-ой или служ.частям речи относится глагол?
Ответ: Это глаголы. Они обозначают действие предмета.Отвечают на вопросы.(попутное заполнение учащимися Путевого листа):1 ученик на плакате на доске пишет.
Мы прошли первое испытание, теперь можно немного передохнуть и узнать немного об истории глагола.
По подсчетам ученых глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, (после имени существительного).
Ну а мы продолжаем наше путешествие.
2-я учебная ситуация.
Планета Глагол является самой главной планетой в Галактике « Морфология». И, чтобы добраться до нее, мы должны сделать несколько остановок, познакомиться с каждой планетой, входящей в эту систему. Эти планеты – морфологические признаки Глагола. Одни из них - постоянные, а другие – непостоянные. И так как впереди нас ждут несколько Планет, мы разделимся. Первый экипаж космонавтов полетит на планету ВИД,второй экипаж- на планету Спряжение. Единственный вопрос на какой вы должны будете ответить : Что я знаю об этом? Речь будет сейчас идти о постоянных морфологических признаках. Вы можете совещаться ,обсуждать вопросы сообща.
Помните в группе вы должны выбрать секретаря-он будет записывать ,генератора идей-он будет отвечать,организатор-он будет вести переговоры с другим экипажем после обсуждения.
При ответах заполняете путевой лист.
Выходят рассказывать к доске.
Всем : Что такое Неопределенная форма глагола(инфинитив)-это начальная форма глагола
Планета «Вид глагола»
Планета «Спряжение глагола» Упр .846,стр.270
- После ответа учащегося обращаю внимание на слайд.
Ко второму же спряженью Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на "-ить", Кроме слов "стелить" и "брить". А ещё: "смотреть", "обидеть", "Слышать", "видеть", "ненавидеть", "Гнать", "дышать", "держать", "терпеть" И "зависеть" и "вертеть".
Остальные глаголы - на -ОТЬ, -ЕТЬ, - ЫТЬ, -АТЬ - относятся к первому спряжению
3. Активное слушание и попутное заполнение учащимися Путевого листа:
- Что обозначает глагол ?____________________________________________
- На какие вопросы отвечает _____________________________________
-Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы________________(_отв.записывает на доске в путевой лист)
- Изменение глагола по лицам и числам называется_______________
- Вид глагола__________________________________________________
Мы вспомнили, что глагол имеет неопределенную форму – инфинитив. Глаголы в инфинитиве имеют постоянные признаки: вид, спряжение.Вид бывает совершенный и несовершенный. Совершенный отвечает на вопрос что сделать, а несовершенный – что делать. Глаголы II спряжения имеют окончания –ить- и еще есть слова-исключения, а глаголы I спряжения имеют все остальные окончания.
И опять нас ждут испытания - Тренировочные упражнения,выполнив их мы сможем отправиться дальше в путь.
Прочтите предложения и выпишите инфинитив.
Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней. Любой комете со временем суждено исчезнуть.
Прочтите предложения и образуйте глагол несовершенного вида.
Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад.. Солнце (вращаться) вокруг своей оси.
При правильном ответе вас ждет сюрприз!
А вот следующее задание ,но уже от веселых человечков –жителей Космоса. Найти в тексте глаголы, подчеркните их: 1 группа определяет вид ,вторая группа –определяет спряжение. Помни ,чтобы определить спряжение нужно поставить глагол в Н.Ф.или в форме 3 лица мн.числа.
Тихая музыка
С древних времён людей манит всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружает, был космос. А потому, солнце, луна и звёзды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать, раздумывать и любить.
Молодцы, ребята. Справились
Эти фанфары для вас!
ФИЗМИНУМТКА.Я думаю, что вы заслужили небольшой отдых. Игровая ситуация.
- Астронавты в космосе не сидят на месте, а двигаются – делают зарядку и Мы в невесомости.Физические упражнения. Отстегните в креслах воображаемые ремни. Встаньте. Полетаем в невесомости!
Тихонечко садимся.
Двигаемся дальше! Путь к планете Глагол не близок.
13 слайд.
4-я учебная ситуация. Непостоянные морфологические признаки.
Мы продолжаем работать в звездной системе глагола , и мы на пути к самым непостоянным планетам Глагола: Числу, Времени, Лицу и Роду. И снова мы работаем в группах. Работают 2 экипажа. Первый летит на планету Времени.А вы летите поочереди на планеты РОД,ЧИСЛО И ПАДЕЖ,
У глаголов настоящего и будущего времени – лицо, число; у глаголов прошедшего времени – род (в ед. ч.), число
(Все разбираем, записываем главное в путевые листы)
Глаголы настоящего времени отв….
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются_____________
Глаголы прошедшего времени изменяются по__________________________
Мы вспомнили, что глаголы имеют настоящее ,прошедшее и будущее время. Что в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам , в прошедшем времени- по числам, а в единственном числе- по родам. Запомнили,что к непостоянным признакам глагола относятся время,число ,лицо и род.
- Задача – шутка (устно) Помогите разобраться в ситуации. Учитель: - Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается… Какое это время? Ученик: - Утро! -А как вы думаете? Какое это время?
И вновь перед нами новое испытание. Но мы же хотим добраться до нашей цели! Мы команда –хоть куда! Нам любое испытание –ерунда!!!!
Ребята,а какое время года сейчас у нас? Я что- то так соскучилась по весеннему воздуху.
Задание: Выборочно-распределительный диктант . 1 группа (У доски 3 человека работают) Выписать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени, распределив по столбикам.
Музыка.
Застучала под окошком звонкая капель, потеплел воздух, подтаял снег. Умчались зимние дни. В лесу всё дышит весной. Вот-вот выбросят первые клейкие листочки деревья. Прилетели грачи, поплыли по реке первые льдинки. Шальные весенние ручьи наполнили лес звонким журчанием. А пока лесной народ оставляет на снегу свои автографы. - С помощью каких слов автор передаёт музыку, звуки весны?
2.группа работают по бортовому журналу,т.е учебнику.
После.
Выпишите глаголы, определите вид,род,лицо ( если есть),число.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Остальные учащиеся выполняют 269 страница упр843-первый столбик. Подчеркнуть глаголы, определить время.
Итак ,ребята ,осталось совсем немного и мы достигнем цели. Перед самым приземлением нас ждет последнее испытание
Игра “ Не прерви цепочку” .Я по очереди буду задавать вопросы , а вы должны не ошибаясь ответить.
1. Что обозначает глагол? (действие)
2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
3. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам)
4. В Прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам)
5. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)
6. Назови вопросы совершенного и несовершенного вида? (что сделать? …, что делать?)
10. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
Ребята, своими ответами, вы доказали , что хорошо ориентируетесь в звездной свите глагола и ,думаю ,можете с уверенностью приземлиться на планете « Глагол»
Наши друзья инопланетяне хотят сообщить нам что-то интересное.
Скажите, каким членом предложения чаще всего является глагол? Мы уже говорили с вами об этом сегодня. Правильно-сказуемым.
5 Каким членом предложения чаще всего является глагол? (Вывод)
Запишите это себе в путевой лист.
Синтаксическая роль: глагол является сказуемым.
III. Закрепление.
4-й этап: "Возвращение на Землю". Наступил долгожданный момент. Чтобы ракеты быстро и без препятствий возвратились на Землю, необходимо закрепить полученные в Космосе знания.
Тест по теме “Глагол”.
1. Глагол – часть речи, которая обозначает
A) предмет
B) действие предмета
C) признак предмета
2. Найдите ИНФИНИТИВ
A) борется
B) бороться
C) боролись
3. Найдите глагол, стоящий в форме НАСТОЯЩЕГО времени:
A) разожгу
B) сжевал
C) кушаю
4. Глаголы изменяются: А) по временам; В) по падежам; C) по месяцам;
5. В предложении глагол чаще всего бывает:
A) сказуемым;
B) подлежащим;
C) дополнением;
6. Изменение глаголов по лицам и числам называется:
A) склонением;
B) спряжением.
7. Какой признак глагола не является постоянным? A) вид; B) спряжение
C) лицо; 8. Укажите глагол совершенного вида. A) замереть; B) отмирать; C) замирать;
Итак работа в космосе завершена. Но,ребята,если вы заметили (обращаю внимание на слайд), мы сегодня не посетили с вами еще две планеты.Какие? Это Возвратность и Наклонение. А это значит ,что мы еще не раз вернемся в удивительную звездную систему планеты Глагол и нас ждет еще немало удивительных открытий.
А нам пора возвращаться на Землю
Видите, инопланетянин желает нам счастливого пути.
Звучит музыка. Закройте глаза.
Окрашен космос в чёрный цвет, Поскольку атмосферы нет, Ни ночи нет, ни дня. А нам нужна Земля.
- Мы с вами опять переместились в пространстве и оказались в классе. Эти аплодисменты и этот салют в честь вас!
Итак, ребята посмотрите еще раз какой выглядит из космоса наша планета Земля. Видите, какая она незащищенная, маленькая, хрупкая. И мне хочется накануне Международного Дня Земли - 22 апреля - с вами вместе обратиться с таким пожеланием ко всем жителям Земли:
Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!..
Это стихотворение М.Дудина «Заклинание с полюса» обращено к нам - хозяевам Земли.
5-й этап "Адаптация космонавтов"
Домашнее задание. По трассе мы успешно приземлились. Чтобы адаптироваться на Земле, необходимо получить домашнее задание.
Рефлексия. Поделитесь своими впечатлениями о путешествии.
Прикрепи космонавтика .
Игра «Незаконченные предложения». Устно.
Детям предлагается закончить предложения:
Сегодняшний урок научил меня…(ответы детей)
Самым интересным заданием на сегодняшнем уроке было…
Что запомнилось больше всего?
С каким настроением заканчиваете урок?
Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас, в конце урока. Покажите его. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Выписать глаголы прошедшего времени .
Застучала под окошком звонкая капель, потеплел воздух, подтаял снег. Умчались зимние дни. В лесу всё дышит весной. Вот-вот выбросят первые клейкие листочки деревья. Прилетели грачи, поплыли по реке первые льдинки. Шальные весенние ручьи наполнили лес звонким журчанием. А пока лесной народ оставляет на снегу свои автографы.
Выписать глаголы настоящего времени
Застучала под окошком звонкая капель, потеплел воздух, подтаял снег. Умчались зимние дни. В лесу всё дышит весной. Вот-вот выбросят первые клейкие листочки деревья. Прилетели грачи, поплыли по реке первые льдинки. Шальные весенние ручьи наполнили лес звонким журчанием. А пока лесной народ оставляет на снегу свои автографы.
Выписать глаголы прошедшего времени
Застучала под окошком звонкая капель, потеплел воздух, подтаял снег. Умчались зимние дни. В лесу всё дышит весной. Вот-вот выбросят первые клейкие листочки деревья. Прилетели грачи, поплыли по реке первые льдинки. Шальные весенние ручьи наполнили лес звонким журчанием. А пока лесной народ оставляет на снегу свои автографы.