Просмотр содержимого документа
«Повторение и закрепление изученного в 1 классе.»
Конспект урокапо русскому языкупо теме: «Повторение и закрепление изученного в 1 классе».
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по русскому языку за 1 класс; развитие орфографической зоркости; развитие формирования интереса к изучению родного языка.
Оборудование: наглядные пособия по русскому языку за 1 класс, дидактический и демонстрационный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ученики: Звенит звонок – начинается урок.
2. Основной этап урока.
Учитель: Что такое грамматика?
Учитель: Давайте вспомним, чему нас научила грамматика в 1 классе.
Перелистаем ее страницы
Звуки и буквы.
Слоги и слово.
Предложение. Текст.
Учитель: Итак, вперед по страницам грамматики. Эту загадку вы, наверняка знаете:
33 родных сестрицы
Писаны красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
Ученики: Алфавит.
Страница 1. Звуки и буквы
Учитель: Что такое «алфавит»?
Ученики: Алфавит - это буквы, расположенные друг за другом, в определенном порядке.
Как может ещё называться этот порядок букв?
Учитель: Молодцы! Сегодня на уроке с нами будет работать «Волшебная лента букв»,
на которой расположены буквы в другом порядке. В каком же порядке расположены буквы?
Ученик: На «волшебной» ленте буквы расположены в другом порядке:
слева, на красном фоне – гласные буквы. Их 10. Звуков 6.
Йотированные буквые е ю я издают 2 звука, а в слиянии с мягким согласным –
один звук.
(Демонстрация опорной таблицы по теме.)
Игра: «Четвертый лишний»
Внимательно посмотрите на буквы. Какая буква лишняя и почему?
А У П И
Ч Щ Е Й
Л Н Т Р
Ж Ц М Ш (слайд 2)
Задание 1.Распределить слова в два столбика: 2 звука. 1 звук.
Ель, мел, съёмка, баян, Люда, Коля. (слайд 3)
По какому принципу вы их распределили?
Задание 2. Записать в тетрадь транскрипцию слов: баян, мел.
Но сначала сделать Разминку для пальцев:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал-
Очень ловок и удал.
Запись в тетрадь: баян - б а й а н мел - м э л
Страница 2. Слоги и слово.
Учитель: Что мы знаем о гласных звуках?
Ученик: Гласные звуки произносятся свободно, без преград.
Гласные звуки образуют слог: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Задание 3. Поиграем в «Эхо». Произнеси последний слог. (слайд 5)
Черный ворон на дубу
С белой крапинкой на лбу (БУ)
От дождя блестит кора
Вдалеке видна гора (РА)
Нелегко туда пройти
Мост разрушен на пути (ТИ)
В замке светится окно
А в горах уже темно (НО)
Превосходная картина!
Кто художник? – (БУРАТИНО)
Задание 4. Записать слово «Буратино», разделив его на слоги;
Вспомнить автора произведения «Приключения Буратино»;
Вспомнить правило о большой букве.
Имена, фамилии,
Клички, города –
С большой буквы
Пишутся всегда.
( слайд 6) Найдите слово, в котором 2 слога, но перенести его с одной строчки на другую нельзя. Почему?
Кузнечик, ветка, оса, мел, жаворонок.
Страница 3. Безударные гласные. ( слайд 8)
Какие бывают гласные?
Ученик: Гласные звуки бывают ударные и безударные.
Безударные гласные а о е и я надо проверять.
Задание 5. Выборочный диктант. Записать слова, в которых написание выделенной буквы надо проверить: цапля, цветы, солнце, гостил, зверёк.
Выписать слова с проверочными.
Цветы – цвет, гостил – гость.
Страница 4. Согласные буквы и звуки.
Звонкие и глухие согласные.
Ученик: В центре «волшебной» ленты расположены согласные буквы. Их 21.
Согласные буквы обозначают согласные звуки, которые произносятся с преградой
во рту.
Верхний ряд букв обозначает звонкие звуки, которые произносятся с голосом и шумом.
Нижний ряд букв обозначает глухие звуки, которые произносятся только с шумом.
Страница 5. Парные согласные.
Ученик: Согласные бывают парные и непарные. Парные согласные надо проверять.
Задание 6. Записать в тетрадь слова с парными согласными. ( слайд 10)
Медведь – медведи, нож – ножи , жираф – жирафы
Какое правило встретилось в словах? ( жи-ши, ча- ща, чу –щу)
Задание 7. Отгадай загадку, напиши отгадку. Выдели сочетания с шипящими.
Бегут по дорожке
Доски да ножки. (Лыжи)
Ног нет, а хожу.
Рта нет, а скажу –
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
На носу сидим,
На мир глядим,
За уши держимся. (Очки)
Запись слов: Лыжи, часы, щука, очки. (Подчеркнуть буквосочетания.)
Страница 6. Мягкий и твердый знаки.
Ученик: Справа на «волшебной» ленте расположены мягкий и твердый знаки.
Эти знаки звуков не обозначают.
Мягкий знак смягчает предшествующий согласный, а твердый - нет.
Кроме этого, эти знаки служат для разделения согласного звука от гласного.
В этом случае их называют разделительными.
Задание 8. Записать слова банка-банька, обозначить количество букв и звуков.
Ученик: Твердый знак нам нужен тоже.
Без него писать не сможем:
«Съезд, съедобный, объясненье
И подъезд и объявленье».
Было «сели», стало «съели»…
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновник? – Твердый знак!
Задание 9. Записать слова сели – съели, обозначить количество букв и звуков.
Без ъ и ь знаков меняется значение слова.
Физминутка.
Страница 7. Слово.
Учитель: Мы столько слов с вами записали, а ведь слова бывают разные и каждое слово что-то
обозначает и отвечает на определенный вопрос .
Какие бывают слова? На какие вопросы отвечают и что обозначают?
Ученик: Есть слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? и обозначают предметы – это
имена существительные .(приводит пример)
Ученик: Есть слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и
обозначают признак предмета – это имена прилагательные. (приводит пример)
Ученик: Есть слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?........и
обозначают действие предмета – это глаголы. (приводит пример)
Задание10. Конкурс-игра. Кто больше? Записать слова в три столбика:
ПРЕДМЕТ. ПРИЗНАК. ДЕЙСТВИЕ. Задание выполняется на доске, тремя командами,
на время.
Страница 8. Предложение.
Учитель: Будут ли эти слова являться единицей нашей речи? Из чего состоит наша речь?
Ответы учащихся: Наша речь состоит их предложений.
Учитель: Что такое предложение? Ответы учащихся:
Предложение – это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу.
Предложение содержит законченную мысль.
Учитель: Являются ли слова, записанные на доске предложением? Ответ: Нет.
-Верно. Эти слова не являются предложением. Их надо связать так, чтобы получить
законченную мысль. Какая часть речи служит для связи слов в предложении?
Ответ: Предлог.
Задание11. На партах имеются карточки со словами. Расставить карточки так, чтобы получилось
предложение. ( Учащиеся составляют предложения и зачитывают их.)
( предложения составляют в разном порядке)
Букет
Алеша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы.
Примечание: Предложения подобрать разные по цели высказывания, тогда можно задать
дополнительный вопрос: Какие бывают предложения по цели высказывания?
Страница 9. Текст.
Учитель: Что такое текст? Ответы учащихся:
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
Текст имеет главную мысль и написан на определенную тему.
Текст можно озаглавить.
Учитель: Можно ли из ваших предложений составить текст? (- да, если поставить предложения в правильном порядке)
В 3-ем предложении назовите грамматическую основу.
Что такое грамматическая основа?
3. Заключительный этап урока.
Учитель подводит итог урока: «Мы пролистали все намеченные странички грамматики.
Повторили весь пройденный материал по русскому языку за 1 класс. Встаньте те, кто сегодня
отвечал. (Встает весь класс. Оценить учащихся). Ну что, осилили грамматику?