"В начале было Слово..." (повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»)
"В начале было Слово..." (повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»)
Тема: «В начале было Слово…» (повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»)
Цель урока:
1) Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика и фразеология»,
2) продолжить освоение употребления лексики (синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и т.д.) в речи,
3) продолжить развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную работу с детьми, имеющими высокую познавательную потребность,
4) воспитание любви к русскому языку, эстетического отношения к слову.
Ход урока
Орг. момент.
1. Диалог с классом.
- Что вы видите на партах? (учащиеся перечисляют названия словарей на партах).
- Прочитайте высказывания, которые видите на доске.
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий» (В.Г.Белинский)
«Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно» (К.Паустовский)
«Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею. Мы все несем ответственность за чистоту нашего языка» (Р.Кавецкая)
Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, но и выразить самые разнообразные оттенки значения.
«Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия» (В.Шкловский)
Употребление синонимов и антонимов делает нашу речь более точной, яркой и разнообразной.В каждом языке есть слова, заимствованные из других языков.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (о лексике русского языка)
- Вы сами назвали тему урока: «Лексика». Чем полезен будет это занятие для вас? Поставив перед собой задачи – повторить тему «Лексика и фразеология», убедиться, что именно в лексике проявляется богатство языка, его словарный состав, постоянно изменяющийся; вспомнить, что поколения людей, пользуясь русским языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях свою природу, историю, поэзию и отношение к жизни, к труду. (запись учащимися темы урока).
2. Работа с темой урока.
- Прочитайте название урока, где вы слышали это высказывание: «В начале было Слово…»?
- Почему подлежащее в этом предложении написано с большой буквы? Сформулируйте вывод об отношении людей к слову, речи?
- Какие пословицы, поговорки связаны с уважительным отношением к языку у народа?
- Подберите однокоренные слова к слову «язык», произведите их морфемный разбор.
(разборы слов языковед, языческий выполняются на доске).
- Что означает слово языковед? (работа с толковым словарем). Какой синоним можно подобрать к этому слову?
3. Повторение. Вопросы к классу, составление кластера «Лексика».
Определите понятия, приведите примеры:
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию
Словарный состав языка
Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению
Основная единица языка
Слова, противоположные по лексическому значению
Однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу
Слова, недавно появившиеся в языке
«Слова-пенсионеры», забытые и не используемые в современной речи
Слова, употребляемые жителями определенной территории
Просмотр содержимого документа
«"В начале было Слово..." (повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология») »
Тема: «В начале было Слово…» (повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»)
Цель урока:
1) Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика и фразеология»,
2) продолжить освоение употребления лексики (синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и т.д.) в речи,
3) продолжить развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную работу с детьми, имеющими высокую познавательную потребность,
4) воспитание любви к русскому языку, эстетического отношения к слову.
Ход урока
Орг. момент.
1. Диалог с классом.
- Что вы видите на партах? (учащиеся перечисляют названия словарей на партах).
- Прочитайте высказывания, которые видите на доске.
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий» (В.Г.Белинский)
«Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно» (К.Паустовский)
«Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею. Мы все несем ответственность за чистоту нашего языка» (Р.Кавецкая)
Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, но и выразить самые разнообразные оттенки значения.
«Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия» (В.Шкловский)
Употребление синонимов и антонимов делает нашу речь более точной, яркой и разнообразной.В каждом языке есть слова, заимствованные из других языков.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (о лексике русского языка)
- Вы сами назвали тему урока: «Лексика». Чем полезен будет это занятие для вас? Поставив перед собой задачи – повторить тему «Лексика и фразеология», убедиться, что именно в лексике проявляется богатство языка, его словарный состав, постоянно изменяющийся; вспомнить, что поколения людей, пользуясь русским языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях свою природу, историю, поэзию и отношение к жизни, к труду. (запись учащимися темы урока).
2. Работа с темой урока.
- Прочитайте название урока, где вы слышали это высказывание: «В начале было Слово…»?
- Почему подлежащее в этом предложении написано с большой буквы? Сформулируйте вывод об отношении людей к слову, речи?
- Какие пословицы, поговорки связаны с уважительным отношением к языку у народа?
- Подберите однокоренные слова к слову «язык», произведите их морфемный разбор.
(разборы слов языковед, языческий выполняются на доске).
- Что означает слово языковед? (работа с толковым словарем). Какой синоним можно подобрать к этому слову?
3. Повторение. Вопросы к классу, составление кластера «Лексика».
Определите понятия, приведите примеры:
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию
Словарный состав языка
Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению
Основная единица языка
Слова, противоположные по лексическому значению
Однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу
Слова, недавно появившиеся в языке
«Слова-пенсионеры», забытые и не используемые в современной речи
Слова, употребляемые жителями определенной территории