kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В начале было Слово..." (повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «В начале было Слово…» (повторение  и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»)

Цель урока:  

1) Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика и фразеология»,

2)  продолжить освоение  употребления лексики (синонимов, антонимов, паронимов, омонимов  и т.д.)  в речи,

 3) продолжить развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную  работу с детьми, имеющими высокую познавательную потребность,

 4) воспитание любви к русскому языку, эстетического отношения к слову.        

 

 

Ход урока

Орг. момент.

1. Диалог с классом.  

- Что вы видите на партах?    (учащиеся перечисляют названия словарей на партах).

- Прочитайте высказывания, которые видите на доске.

  • «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий» (В.Г.Белинский)
  • «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно» (К.Паустовский)
  • «Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею. Мы все несем ответственность за чистоту нашего языка» (Р.Кавецкая)
  • Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, но и выразить самые разнообразные оттенки значения.
  • «Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия» (В.Шкловский)
  • Употребление синонимов и антонимов делает нашу речь более точной, яркой и разнообразной.В каждом языке есть слова, заимствованные из других языков.

-  Как вы думаете,  о чем мы будем говорить сегодня?    (о лексике русского языка)

-  Вы сами назвали тему урока: «Лексика». Чем полезен будет это занятие для вас? Поставив перед собой задачи – повторить тему «Лексика и фразеология», убедиться, что именно в лексике проявляется богатство языка, его словарный состав, постоянно изменяющийся; вспомнить, что поколения людей, пользуясь русским языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях свою природу, историю, поэзию и отношение к жизни, к труду.  (запись учащимися темы урока).

 

2. Работа с темой урока.

- Прочитайте название урока, где вы слышали это высказывание: «В начале было Слово…»?

- Почему подлежащее в этом предложении написано с большой буквы? Сформулируйте вывод об отношении людей к слову, речи?

- Какие пословицы, поговорки связаны с уважительным отношением к языку у народа?

- Подберите однокоренные слова к слову «язык», произведите их морфемный разбор.

(разборы слов языковед, языческий  выполняются на доске).

- Что означает слово языковед? (работа с толковым словарем). Какой синоним можно подобрать к этому слову?

 

3.  Повторение. Вопросы к классу, составление кластера «Лексика».

Определите  понятия, приведите примеры: 

  • Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию
  • Словарный состав языка
  • Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению
  • Основная единица языка
  • Слова, противоположные по лексическому значению
  • Однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу
  • Слова, недавно появившиеся в языке
  • «Слова-пенсионеры», забытые и не используемые в современной речи
  • Слова, употребляемые жителями определенной территории
  • Слова, используемые людьми какой-либо профессии

 

4.  Закрепление. «Рассыпавшиеся фразеологизмы» (ребята собирают фразеологизмы, вставляют пропущенные буквы, устно объясняя смысл каждого выражения).

Ябл..ку        -         н..где упасть

Выв..сти на        -      чистую воду

Делать   -     из мухи сл..на

За      -      трид..вять з..мель

З..рубить       -      на н..су

З..сучив         -      рук..ва

 

5. Тестирование с использованием программы «My test».

1.Укажите заимствованное слово:      а)стена, б) белокурый, в) ветеран, г) стул.

2.Укажите устаревшее слово:      а) приказчик, б)бумага, в )писатель,г)отрывок.

3.Укажите профессиональное слово:      а)книга, б)изобретение, в) печать, г)зубило.

4.Укажите диалектное слово:      а)морковь, б)овощи, в)свёкла, г)бурак.

5.Укажите неологизм:      а)соревнование, б)луноход, в)аппарат, г)корабль.

6.Укажите фразеологизм:    а) Петя плохо работал.   б) На уроке Петя работал спустя рукава.

                                                в) Петя не выполнил задания.  г) Петя бездельничал.

 

5.  Выводы по уроку.

 - Были ли достигнуты цель и задачи, поставленные вами на уроке?

 - Что получилось, что вызвало трудности?

 

6.  Домашнее задание.

- Напишите  сочинение  о  своём друге, указывая положительные и отри­цательные черты его характера, используя фразеологизмы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"В начале было Слово..." (повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология») »

Тема: «В начале было Слово…» (повторение  и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»)

Цель урока:  

1) Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика и фразеология»,

2)  продолжить освоение  употребления лексики (синонимов, антонимов, паронимов, омонимов  и т.д.)  в речи,

 3) продолжить развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную  работу с детьми, имеющими высокую познавательную потребность,

 4) воспитание любви к русскому языку, эстетического отношения к слову.        



Ход урока

Орг. момент.

1. Диалог с классом.  

- Что вы видите на партах?    (учащиеся перечисляют названия словарей на партах).

- Прочитайте высказывания, которые видите на доске.

  • «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий» (В.Г.Белинский)

  • «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно» (К.Паустовский)

  • «Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею. Мы все несем ответственность за чистоту нашего языка» (Р.Кавецкая)

  • Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, но и выразить самые разнообразные оттенки значения.

  • «Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия» (В.Шкловский)

  • Употребление синонимов и антонимов делает нашу речь более точной, яркой и разнообразной.В каждом языке есть слова, заимствованные из других языков.

-  Как вы думаете,  о чем мы будем говорить сегодня?    (о лексике русского языка)

-  Вы сами назвали тему урока: «Лексика». Чем полезен будет это занятие для вас? Поставив перед собой задачи – повторить тему «Лексика и фразеология», убедиться, что именно в лексике проявляется богатство языка, его словарный состав, постоянно изменяющийся; вспомнить, что поколения людей, пользуясь русским языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях свою природу, историю, поэзию и отношение к жизни, к труду.  (запись учащимися темы урока).


2. Работа с темой урока.

- Прочитайте название урока, где вы слышали это высказывание: «В начале было Слово…»?

- Почему подлежащее в этом предложении написано с большой буквы? Сформулируйте вывод об отношении людей к слову, речи?

- Какие пословицы, поговорки связаны с уважительным отношением к языку у народа?

- Подберите однокоренные слова к слову «язык», произведите их морфемный разбор.

(разборы слов языковед, языческий выполняются на доске).

- Что означает слово языковед? (работа с толковым словарем). Какой синоним можно подобрать к этому слову?


3. Повторение. Вопросы к классу, составление кластера «Лексика».

Определите понятия, приведите примеры: 

  • Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

  • Словарный состав языка

  • Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению

  • Основная единица языка

  • Слова, противоположные по лексическому значению

  • Однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу

  • Слова, недавно появившиеся в языке

  • «Слова-пенсионеры», забытые и не используемые в современной речи

  • Слова, употребляемые жителями определенной территории

  • Слова, используемые людьми какой-либо профессии


4. Закрепление. «Рассыпавшиеся фразеологизмы» (ребята собирают фразеологизмы, вставляют пропущенные буквы, устно объясняя смысл каждого выражения).

Ябл..ку - н..где упасть

Выв..сти на - чистую воду

Делать - из мухи сл..на

За - трид..вять з..мель

З..рубить - на н..су

З..сучив - рук..ва


5. Тестирование с использованием программы «My test».

1.Укажите заимствованное слово:      а)стена, б) белокурый, в) ветеран, г) стул.

2.Укажите устаревшее слово:      а) приказчик, б)бумага, в )писатель,г)отрывок.

3.Укажите профессиональное слово:      а)книга, б)изобретение, в) печать, г)зубило.

4.Укажите диалектное слово:      а)морковь, б)овощи, в)свёкла, г)бурак.

5.Укажите неологизм:      а)соревнование, б)луноход, в)аппарат, г)корабль.

6.Укажите фразеологизм:    а) Петя плохо работал.   б) На уроке Петя работал спустя рукава.

      в) Петя не выполнил задания.  г) Петя бездельничал.


5. Выводы по уроку.

- Были ли достигнуты цель и задачи, поставленные вами на уроке?

- Что получилось, что вызвало трудности?


6. Домашнее задание.

- Напишите сочинение о своём друге, указывая положительные и отри­цательные черты его характера, используя фразеологизмы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Капитанова Ольга Михайловна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121332

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Тема: «Что значит Слово…» (повторение  и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология») "
    ["seo_title"] => string(115) "tiema-chto-znachit-slovo-povtorieniie-i-zakrieplieniie-izuchiennogho-matieriala-po-tiemie-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "197059"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428165710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства