Просмотр содержимого документа
«Повелительное наклонение глагола.»
6 класс. Русский язык.
Тема урока: Повелительное наклонение глагола,
Цель: познакомить учащихся с особенностями глагллов повелительного наклонения.
Задачи:
Обучающие: углубить знание о наклониниях глаголов, дать понятие , что такое повелительное наклонение, познакомить с особенностями образования повелительного наклонения глаголов.
Развивающие: способствовать развитию умений правильно писать глаголы повелительного наклонения, употреблять их в речи; способствовать развитию мацивации учебной деятельности.
Воспитательные: развивать чувство ответственности, умение работать в коллективе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование : проектор, раздаточный дидактический материал, карточки для индивидуальной самостоятельной работы, справочники по русскому языку.Эпиграф.
Ход урока:
Организационный момент. Слово учителя.
Определение темы урока, задачи урока.
- прсмотр фрагмента из фильма «Золотой ключик» (Мальвина учит Буратино).
Вопросы классу: о чем? Кто автор сказки? Какие слова использовала Мальвина? Назовите их. Какая это часть речи? Что обозначает? Делаем первый вывод и определяем тему урока: «Глаголы в форме повелительного наклонения».
Давайте определим, что знаем и чему должны научиться.
3.Фронтальный опрос. Закончите предложение.
Неопределенная форма глагола - это…
Глагол - это часть речи, которая обозначает …
Назовите постоянные признаки глагола…
Как определить вид , возвратность глагола ?
Глаголы могут быть в форме наклонения …
Найдите лишнее. Почему ? Негодовать, ненавидеть, не узнать , недоумевать .
Мечтал бы ,пообещал бы ,читаю ,изучил бы .
Приведите пример из стихотворения ,докажите , что в этой строке есть глаголы.
Подвожу итог. Область знания мы определили, а чему должны научиться?
4.Объяснение нового материала.
-Можно ли обойтись без глаголов в форме повелительного наклонения? Почему? (варианты ответов детей).
-Работа с эпиграфом. Запишите предложение для синтаксического разбора: «Люди , услышьте слова мои,будьте добры!» выполним синтаксический разбор предложения из стихотворения Л. Щипахиной , вспомним наше волшебное слово «ЦИОВ»(цель,интонация,основа,второстепенные члены). Делаем вывод №1: Глаголы в форме повелительного наклонения используются в побудительных предложениях , односоставных. Используются в разных стилях речи, в разных жизненных ситуациях.
Физ. минутка.
Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись.
Головою повертите
Друг на друга посмотрите!
Тихо сели.
Продолжаем работать. Сколько глаголов повелительного наклонения вы услышали?
-Работа в парах. Диалог «Будьте добры».
-Проверка домашнего задания. Защита проектной работы (учащиеся наблюдали за использованием глаголов в речи на уроках, в учебниках по разным предметам, дома в выходной и будний день, задание было дано по рядам) учащиеся делаютвывод №2 глаголы повелительного употребления используются очень активно и в учебной литературе и в реччи учителя и в речи родителей.
- Самостоятельная работа с карточками. Задание по вариантам записать пословицы: 1 вариант 1,3,5; 2 вариант 2,4,6. Пословицу 7 ученик записывает на доскке. Взаимопроверка. Пословицы:
1. Беречь честь смолоду.
2. любить кататься любить и саночки возить.
3. с другом жружить, а с врагом не грешить.
4. ковать железо пока горячо.
5. семь раз отмерить, один отрезать.
6. не спешить языком – торопиться делом.
7. думать так, чтобы не передумывать.
Делаем вывод №3 глаголы повелительного наклонения образуються с помощью суффикса –и. В единственном числеимеют нулевое окончание, во множественном числе окончание –те. Могут писаться с мягким знаком.
Работа с учебником упр. №220.
Выписать глаголы в форме повелительного наклонения, обозначть морфемный состов.
Итог урока. Чему научились.
Обращаю внимание эпиграф «Будьте добры». Почему это так важно?