Конспект урока на тему "Повелительное наклонение глагола"
Конспект урока на тему "Повелительное наклонение глагола"
Конспект урока русского языка ориентирован на деятельностный метод, проблемное обучение и работу в парах. Целью работы на уроке является получение первичного представления о повелительном наклонении глагола, так как в рабочей программе на данную тему отводится два урока. Среди задач, решаемых в рамках обозначенной темы, можно выделить следующие: повторить, что обозначают глаголы в повелительном наклонении; узнать в какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении и от чего они образуются; учиться отличать глаголы в повелительном наклонении от других форм глаголов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. [Познакомиться с повелительным наклонением глагола].
- Определим задачи данного урока, используя опорные фразы, записанные на доске:
1) Повторить, что обозначают… [глаголы в повелительном наклонении];
2) Узнать в какой форме … [употребляются глаголы в повелительном наклонении]
3) От чего они… [образуются]
4) Учиться отличать… [глаголы в повелительном наклонении от других форм глаголов]
Повторение изученного материала
- Какие наклонения может иметь глагол?
- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
- Что обозначают глаголы в условном наклонении?
- Приведите примеры в повелительном и условном наклонении. [или определить наклонение глаголов в 3-х первых пословицах].
Изучение нового материала
- Обратимся к 1-ой задаче нашего урока. Чтобы ее решить, запишем несколько предложений и определим общее значение глаголов, которые присутствуют в предложениях.
Слушай внимательно объяснение учителя.
Саша, выполни, пожалуйста, мою просьбу.
Николай Иванович, расскажите нам о себе.
-Итак, вывод – что обозначают глаголы в данных предложениях? В каком наклонении стоят все глаголы? {обозначают просьбу или приказ, требование}
- Определим у этих глаголов их форму. Какие грамматические признаки мы можем определить?
- слушай – ед.ч., 2 лицо
- выполни – ед.ч., 2 лицо время не можем определить
- расскажите – мн.ч., 2 лицо
- Сделаем вывод: в какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении?
- Проверим себя и прочитаем в учебнике на стр. 121 определение.
Физкультпауза
Дружно встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь. В ладоши все похлопайте, Ногами все потопайте. Пальцы разомните, Свои места займите.
Изучение нового материала
- Выполним следующее задание. На доске вы видите таблицу, попробуйте сформулировать задание к ней.
Повелительное наклонение
Ед. число
Мн. число
Учусь
Выучусь
Плачут
Играют
- Скажите, в каком времени и в каком наклонении находятся глаголы?
- Выделите в глаголах окончание и основу.
- Что же мы будем делать дальше?
[образовать глаголы повелительного наклонения в ед. и мн. числе]
- Какие местоимения мы будем подставлять? [ты, вы]
Повелительное наклонение
Ед. число
Мн. число
Учусь
Учи
Учите
Выучусь
Выучись
Выучитесь
Плачут
Плачь
Плачьте
Играют
играй
играйте
- Подведем итог нашей работы:
1) от основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение?
2) с помощью какого суффикса?
3) какие окончания имеют?
7. Закрепление изученного материала
- Задание на карточках. Сформулируйте задание.
Утверждение
Рекомендация к действию
Кто говорит без умолку, в том мало толку.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Чужое добро впрок не идет.
Дружба дороже денег.
Делу – время, потехе – час.
Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.
Справка:
Береги платье снову, а честь смолоду.
Берись дружно – не будет грузно.
На чужой каравай рот не разевай.
Меньше говори, больше делай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Гуляй, да дело не забывай.
Ответ: Нужно к пословицам в таблице подобрать подходящие по смыслу пословицы из справки.
- Запишите во второй столбик нужную пословицу. В глаголах повелительного наклонения выделите основу и суффикс. [Можно прочитав пословицы в таблице определить их значение].
Сначала делаем вместе, а потом самостоятельно или в парах.
Утверждение
Рекомендация к действию
Кто говорит без умолку, в том мало толку.
Меньше говори, больше делай.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Берись дружно – не будет грузно.
Чужое добро впрок не идет.
На чужой каравай рот не разевай.
Дружба дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Делу – время, потехе – час.
Гуляй, да дело не забывай.
Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.
Береги платье снову, а честь смолоду.
- Назовите слово, в котором все согласные глухие и звуков меньше, чем букв. [честь]
8. Итоги урока
- О каком наклонении глагола мы говорили сегодня на уроке?
- Глядя на задачи, которые мы сформулировали в начале, расскажите все о повелительном наклонении.
- Оцените свою работу на уроке:
1) Кто считает, что очень хорошо разобрался в теме и сможет бехошибочно находить или образовывать глаголы в повелительном наклонении?
2) Кто из вас разобрался в материале, но не уверен в себе?
3) Кто наиболее активно работал на уроке? Кого сегодня мы отметим положительной отметкой?