Просмотр содержимого документа
««Повелительное наклонение глагола» (Урок-объяснение нового материала в 5 классе)»
Тема урока «Повелительное наклонение глагола»
(Урок-объяснение нового материала в 5 классе)
Цель урока: дать представление о повелительном наклонении глагола.
Задачи:
1. Способствовать формированию представления о повелительном наклонении глагола.
2. Способствовать обучению школьников умению работать в проблемной ситуации, обобщать изучаемые объекты, делать выводы и обобщения.
3. Способствовать формированию навыков работы в группах и парах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии обучения: технология деятельностного метода, проблемного обучения, технология обучения в малых группах, проблемно-диалогическое обучение, контрольно-оценочная деятельность , формирование УД и УУД.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран).
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее.
Начинается урок, он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать, чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
Запишем число в тетрадях.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Прочитайте пословицу. Как вы понимаете ее?
Не за своё дело не берись, но за своим делом не ленись.
- Назовите глаголы в этом предложении.
- Как вы думаете, в какой форме они употреблены?
- Сформулируйте тему урока (Повелительное наклонение глагола). Запись темы урока.
- Что обозначает слово повелительный, подберите однокоренные слова (повелевать, велеть, повелевающий, повелительный тон, повелитель стихий).
Постановка учебных задач.
- Что узнаем на уроке, чему научимся? (На уроке мы узнаем, что обозначают глаголы повелительного наклонения, на какие вопросы отвечают, как образуются, как изменяются, как используются в речи. Научимся использовать глаголы повелительного наклонения в речи).
-Для того чтобы мы могли выполнить поставленные цели, нам нужно будет работать в группах. А чтобы вы смогли оценить себя в конце урока, нам надо вспомнить критерии оценивания. Перед вами лежат треугольники. Что обозначает зеленый? Синий? Розовый?
3. Актуализация знаний.
1). – Ребята, теперь мы поработаем в группах. Перед вами лежат карточки. Возьмите карточку №1_ группа 1: прочитайте выразительно предложения, определите, в каких предложениях по цели высказывания используются глаголы повелительного наклонения? (в побудительных предложениях).
- группа 2: Найдите глаголы повелительного наклонения в предложениях, определите, на какие вопросы они отвечают?
1. Упорно овладевайте знаниями!
2. Молчи! Устал я слушать.
3. Нарисуйте весенний лес.
4. Баранкин, будь человеком!
5. Посади на Земле дерево!
( отвечают на вопросы что делай, что делайте, что сделай, что сделайте)
- группа 3: Определите лицо, число и время данных глаголов повелительного наклонения (глаголы повелительного наклонения употреблены в форме 2 лица, единственного и множественного числа, по временам не изменяется)
Проверьте себя, оцените свою работу.
4.Понаблюдаем! ( работа по учебнику)
Писать – пиши- пишите ; бороться – борись – боритесь ; жить – живи – живите ; мазать – мажь – мажьте ; бросать – бросай - бросайте.
- От какой формы глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении? (глаголы повелительного наклонения образуются от основ глаголов изъявительного наклонения настоящего времени при помощи суффикса -И- или без суффикса и имеют нулевое окончание или окончание -ТЕ) . Сделайте собственные выводы.
Давайте проверим себя по учебнику: чтение правила в учебнике - стр. 223
5. Закрепление изученного материала.
1). - Выпишите глаголы повелительного наклонения,обозначьтесуффикс - И, окончания нулевое и - ТЕ в глаголах повелительного наклонения в задании карточки № 1, работая в парах, выполните проверку по образцу.
Это не просто физкультминутка, а минутка с заданием. Будьте внимательны: вас ждет вопрос.
Руки кверху поднимите, А потом их отпустите. А потом их разверните И к себе скорей прижмите. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей.
Вопрос: Глаголы какого наклонения прозвучали в стихотворении?
7. Чтобы предупредить речевые ошибки в употреблении глаголов повелительного наклонения , изучите таблицу упражнения № 632. Устно составьте с глаголами повелительного наклонения предложения.
Оценим свою работу.
Незнайка!
Срочно помоги мне! Немедленно приходи и напиши мне доклад.
Жду!
Знайка!
P.S. Не опаздывай, как всегда!
Дорогой Незнайка!
Будь так любезен, окажи мне небольшую услугу. Если тебя не затруднит, помоги мне завтра написать доклад.
С уважением, Знайка.
- О чём данные тексты? (Знайка просит Незнайку об одолжении).
- Какую бы из этих просьб на месте Незнайки вы бы выполнили, а какую нет? Почему? (Выполнили бы вторую, потому что она очень вежливая).
- Что делает второй текст более убедительным? (вежливые слова).
№ 633- письм. (3-4 фразы) Взаимопроверка. Оцените работу товарища.
Чтение материала «Возьмите на заметку!» - стр. 224
8. Тестирование.
Завершающий этап игры – повторение. Ваша задача: выбрать правильный ответ. Сейчас посмотрим, как хорошо вы усвоили новый материал.
1.Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия;
1) которые происходили, происходят или будут происходить; 2) к которым говорящий побуждает своих собеседников; 3) которые могут происходить при определённых условиях.
2. Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются 1) по временам, по числам, лицам, родам: 2) по числам и родам; 3) по числам.
3. Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения? 1) напишите; 2) напишете; 3) продаёте; 4) продайте.
4. В каком предложении находится глагол повелительного наклонения:
1) Не смейте забывать учителей! 2) Учителями славится Россия.
3) Ученики приносят славу ей.
Самопроверка. Молодцы!
9. . Рефлексия
- С глаголами какого наклонения мы познакомились? На какие вопросы они отвечают? Что пишется в глаголах повелительного наклонения после шипящих?
Поднимите руку: если поняли тему - ладошка вверх, если непонятно – ладошка опущена вниз.
Выведите себе оценку за урок. Домашнее задание - пар. 80, № 635 или № 631.