kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Порядочность. Портрет одного слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: Порядочность. Портрет одного слова

Цель: выяснить, что такое порядочность? Какую роль в жизни человека играет порядочность?

 Серьёзный разговор о нравственных категориях: выполняя на занятии задания разного характера, учащиеся должны в итоги понять, что в понятие "нравственность" входит много составляющих: честность, верность, умение отвечать за свои поступки и т. д. Данная тема актуальна для подростков, так как предлагаемый материал  должен убедить учащихся в том, что  порядочность - очень ценное качество в любые времена. Именно порядочные люди - это опора порядка, законности,  а значит, и спокойной жизни. Именно в этом возрасте дети начинают более серьёзно осознавать свои поступки, поэтому одна из задач воспитательная: через богатый, эмоциональный материал воздействовать на души подростков;заложить начало для формирования высоких нравственных качеств.

В основе коммуникативной задачи - учить учащихся сравнивая, анализируя, делать свои соответствующие выводы, высказывать своё мнение,  давать оценку поступкам своим и окружающих.

Учить учащихся добывать знание через использование различных источников: учебников,энциклопедий, словарей; знать назначение различных словарей.

Регулятивные задачи: учащиеся дложны научитьчя проектировать маршрут преодоления трудностей через включение в новые виды деятельностии, формы сотрудничества.

 

Богатый дополнительный материал позволит расширить багаж знаний об окружающем мире; пополнить лексикон учащихся, а самое главное - предлагаемые формы работы позволяют учащимся раскрепоститься, вести себя непринуждённо. В итоге у учащихся должна сложиться образная картина данного слова; учащиеся должны научиться осознаа-анно использовать слова, зная их лексическое значение. Оценивая полученные знания, учщиеся должны научиться понимать, что главную отметкуим поставит сама жизнь.

В течение занятия ученики работают с разными текстами.

Оборудование, используемое на роке: раздаточный материал: эмблемы, цветы - ромашки, которые дети мастерили на уроках труда;  Дети узнают о значении цветов, о начении цветовой гаммы.

На уроке исппользуется презентация, помогающая образно увидеть некоторые моменты текстового материала..

Изучение материала расположено последовательно: учащеся повторяют словообразование,  состав слова; лексическое значение слова; подбирают синонимы и антонимы к слову.

Урок насыщенный, динамичный, можно использовать его как на этапе закрепления знаний о существительных, так и в разделе "Словообразование" или "Лексическое значение слова".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Порядочность. Портрет одного слова" »

5 класс

Русский язык

Тема: Порядочность

Целеполагание (решаемая продлема):

- Какое значение в жизни человека имеет порядочность ?

Задачи: учить

  1. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

  2. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

  3. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.



Планируемые результаты:

предметные: понимать, какое значение в жизни человека имеет порядочность; овладеть первичными навыками лингвистического анализа;

УУД:

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы со словом.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

Оборудование:

Ход занятия

1. Приветствие гостей,(ученики дарят эмблемки) работаем сегодня в группах, а символом сегодняшнего урока будет солнце (прикрепить на доске в углу), оно же будет помогать оценивать вашу работу на уроке, каждый правильный ответ – солнышко, неправильный – грусть)

2.Чтение текста

- Итак, прочитайте текст, который лежит перед вами

(после самостоятельного чтения – прочитать вслух по ролям)

- как назовём текст? (Порядочность)

- что такое текст?

- как вы думаете, как мы определим тему урока?

ПОРЯДОЧНОСТЬ

- действительно, сегодня мы будем говорить о порядочности. Выясним об этом слове всё. 1 СЛАЙД

3. Словообразование

- как вы думаете, что такое порядочность?

- чтобы понять, правильно ли мы говорим, к какой морфеме в слове мы обратимся? ( к корню). Почему?

- что такое корень?

(на доске слово порядочность, используем способ матрёшки)

Порядочность

Порядочный

Порядок

ГРУППА проверяет по словообразовательному словарю, правильно ли выделили морфемы, остальные со словом порядок придумывают предложение: Содержи своё рабочее место в порядке.

- что это значит?

- Группе: правильно ли выделили морфемы?

-Итак, при помощи чего образовались слова порядочность, порядочный (суф. –ость-, суф.-н-)

- что такое суффикс?

- давайте сравним слова: (на доске-маленькой)

Порядочность

Смелость

Решительность

Глупость

Известность

Радость

-слова какой части речи перед нами? (сущ-е) – что такое сущ-е?

- что общего у этих слов? (суффикс)

4. ЛЗ слова

- перед вами предметы (ручка, тетрадь, книга, журнал)

- можем мы увидеть эти предметы? Потрогать? Подержать?

- То есть данные существительные обозначают конкретные предметы

- а можно ли потрогать смелость, глупость ( слова из группы на доске)- нет, т.е. это отвлечённые понятия, абстрактные и образуются они при помощи какой морфемы? ( суф. –ОСТЬ-)

- кто может быть смелым, глупым? Т.е. это качества характера человека.

-Давайте всё же выясним ЛЗ этого слова. Куда мы обратимся? ( к словарю)

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ ПО ГРУППАМ, советуйтесь, кто правило рассказывает, вспоминайте.

1группа. Словарь Ожегова. Выяснить ЛЗ слова. Правило, что такое ЛЗ

2 группа. Словарь синонимов. Что такое синонимы?

3 группа. Словарь антонимов. Что такое антонимы?

- Итак, мы выяснили, что порядочность – это качество, характеризующее человека.

5. физкультминутка

- А сейчас посмотрите, пожалуйста, по сторонам, хорошо ли вы за год узнали этот класс? Закройте глаза, откроете по команде?

- всё ли так, как было?

- Что нужно сделать? (навести порядок под музыку)

- навели порядок? А что это? ПОРЯДОК – это корень слова

6. Составляющие слова порядочность

(записываем в тетрадь названное качество)

а) Легенда о 2 друзьях (на интерактивной доске) 2 СЛАЙД

Притча о дружбе и честности

Друг – это одна душа, живущая в двух телах.” Аристотель

В Древней Греции жили два друга Дионисий и Эвандр. Однажды Дионисия арестовали. Он был должен правителю города Тулию большую сумму денег, но у него нечем было отдавать.
Тогда Дионисия приговорили к смертной казни. Он сильно опечалился, ведь дома у него осталась его семья – жена и ребёнок.
Он попросил Тулия, чтобы тот отпустил его проститься с семьёй. А под арестом пока посидит его друг Эвандр.
Тулий рассмеялся над такой нелепой уловкой, но отпустил должника:
- Смотри, если ты не вернёшься, мы повесим Эвандра вместо тебя!
Дионисий печальный ушёл. Уже настал вечер, а он всё не возвращался. Эвандра повели на казнь. И вот сквозь толпу прорвался Дионисий:
- Прости, друг, я немного замешкался. Как хорошо, что я успел!
Правитель города Тулий был очень удивлён:
- Я вознагражу тебя за твою честность! Я дарую тебе жизнь. И позволь мне быть твоим другом.



- каким был друг? ( надёжный, честный, сдержал слово)

б) А теперь обратимся к рассказу К Паустовского «Тёплый хлеб», стр. 77 ( читают уч-ся) 3 СЛАЙД

- каким должен быть человек? ( чистый, тогда, когда нет вины)

В) Стихотворение прочитает Олеся Рыбина «О доброте»

Мальчишка был голодный и без сил,

Давно не ел... Пришел издалека...

В дверь постучав, воды он попросил,

Но женщина выносит ... МОЛОКА!

И тот стакан дал силы снова жить!

Поверил он - есть в мире ДОБРОТА!

Став доктором, спасал чужую жизнь,

Она у человека лишь одна!

Так и работал в клинике одной.

Ученым стал и доктором наук.

К больным спешил в короткий выходной:

"Хороший доктор!" - слышалось вокруг.

Однажды утром делал он обход.

Тут телефон призывно зазвонил:

"Больная у меня, и ждет народ,

Мне помоги!" - хирург его просил:

"Сейчас приду. Не брошу одного!"

-И дверь открыв, больную увидал.

Вдруг встрепенулось сердце у него!

Седая вся! Но он ее УЗНАЛ!

ОНА! ОНА! Да как я мог забыть

Ту, что дала когда-то молока!

Больна серьезно! Буду САМ лечить,

Хотя надежда так невелика!

Он СПАС ей жизнь!

Все силы приложил! Живет и побеждает ДОБРОТА!

К оплате ей листочек положил: "Не расплачусь!" - подумала она!

Но взяв листок, не верила глазам! От слез ее вдруг поплыла строка...

"Вы не должны! За все спасибо Вам!

ОПЛАЧЕНО СТАКАНОМ МОЛОКА!"... 4 СЛАЙД

- о каком качестве здесь говорится?

-итак, можно ли сказать, что определение «порядочный человек» включает только одно качество?

Г) Цветок (под музыку)

- давайте слово изобразим в виде цветка, перед вами лепестки, на них мы напишем по одному качеству, лепестки разного цвета, подумайте, посоветуйтесь в группах, какого цвета должна быть порядочность?

- что получилось? (ромашка)

- как вы думаете, это случайность? Что вы знаете о ромашке?

(раздать в группы листочки, дети читают вслух) Что же означает ромашка? 5 СЛАЙД

1. Кто из девчонок не гадал на ромашке «любит, не любит» – ромашка на языке цветов, это юность, невинность, романтичность! Дарят девушкам ромашки не только по праздникам, но и просто так.
Невозможно представить себе русского лета без «маленького солнышка» – ромашки. Там, где падает звезда, расцветает ромашка – так гласит одно из народных поверий…



2.
Ромашка – символизирует доброту, скромность, невинность. Букетик из ромашек будет хорошим подарком для молодой, неискушенной в любви девушки! Ромашка говорит – жизнь прекрасна, жизнь – только начинается!
Ромашка – маленький, скромный и в то же самое время удивительно стойкий цветок.

3. У ромашки есть и греческое название в переводе на русский означает «белый цветок». ... А ещё говорят, что ромашки – это маленькие солнышки, окружённые белыми облаками лепестков. Еще у древних славян ромашка считалась одним из самых почитаемых цветков, который символизировал невинность и чистоту невесты. Ромашка – трогательный и нежный полевой цветок, символизирующий чистоту и верность. Кстати, этот цветок является символом праздника верности, который проходит 8 июля.

- А сейчас мы погадаем, девочки и мальчики подарите ромашки всем и будем гадать (под музыку «Погадать на Сашку»)

- Загадайте желание и посмотрим, исполнится ли оно?

( на слайде поле ромашек) Музыка «Погадать на Сашку»

Легенда о цветке



Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный – молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон – один мудрец подарил ему удивительный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.
Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна. Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружило поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом верности влюбленных.

7. Подведение итога

Итак, о каком качестве говорится? Входит оно в порядочность?

- Какого человека можно назвать порядочным? (показывая на ромашку, дети называют)

- Давайте вернёмся к первому тексту, найдите в последнем абзаце предложение, которым мы подведём итог и закончим урок, запишите его в тетрадь.

- Что записали, прочитать по группам.

- Совершенно верно, мы видим у этого слова очень красивая одежда, а ещё у каждого слова свой запах.

- чем пахнет порядочность?

Итак: одел человек красивую одежду из хороших слов, подушился вкусными запахами и вышел на улицу, к людям. А ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА ПОРЯДОЧНОСТЬ?

- Как вы думаете, почему символ сегодняшнего урока СОЛНЫШКО?

8. Оценивание (один человек из группы оценивает работу всей группы)

_ в группах посчитайте солнышки, а какой оценкой может пахнуть солнышко?

- возьмите себе, а ещё есть у вас различные картинки, выберете себе ту, какое у вас настроение и ту, которую вы хотите подарить кому-то из гостей

СПАСИБО ЗА УРОК!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Порядочность. Портрет одного слова"

Автор: Гильц Людмила Эриховна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-s-eliemientami-issliedovaniia-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167095"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423048493"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Классный час "Красота души человеческой" "
    ["seo_title"] => string(45) "klassnyi-chas-krasota-dushi-chieloviechieskoi"
    ["file_id"] => string(6) "108187"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403600750"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Н.Носов "Фантазёры". "
    ["seo_title"] => string(18) "n-nosov-fantaziory"
    ["file_id"] => string(6) "161256"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422196302"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и приёмов технологии РКМЧП  по теме: "Л.Н.Толстой. Акула" "
    ["seo_title"] => string(134) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-ispol-zovaniiem-mul-timiediinykh-sriedstv-i-priiomov-tiekhnologhii-rkmchp-po-tiemie-l-n-tolstoi-akula"
    ["file_id"] => string(6) "234552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443462751"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Литературная игра по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" "
    ["seo_title"] => string(61) "litieraturnaia-ighra-po-komiedii-a-s-griboiedova-gorie-ot-uma"
    ["file_id"] => string(6) "122511"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414259928"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства