Цель: выяснить, что такое порядочность? Какую роль в жизни человека играет порядочность?
Серьёзный разговор о нравственных категориях: выполняя на занятии задания разного характера, учащиеся должны в итоги понять, что в понятие "нравственность" входит много составляющих: честность, верность, умение отвечать за свои поступки и т. д. Данная тема актуальна для подростков, так как предлагаемый материал должен убедить учащихся в том, что порядочность - очень ценное качество в любые времена. Именно порядочные люди - это опора порядка, законности, а значит, и спокойной жизни. Именно в этом возрасте дети начинают более серьёзно осознавать свои поступки, поэтому одна из задач воспитательная: через богатый, эмоциональный материал воздействовать на души подростков;заложить начало для формирования высоких нравственных качеств.
В основе коммуникативной задачи - учить учащихся сравнивая, анализируя, делать свои соответствующие выводы, высказывать своё мнение, давать оценку поступкам своим и окружающих.
Учить учащихся добывать знание через использование различных источников: учебников,энциклопедий, словарей; знать назначение различных словарей.
Регулятивные задачи: учащиеся дложны научитьчя проектировать маршрут преодоления трудностей через включение в новые виды деятельностии, формы сотрудничества.
Богатый дополнительный материал позволит расширить багаж знаний об окружающем мире; пополнить лексикон учащихся, а самое главное - предлагаемые формы работы позволяют учащимся раскрепоститься, вести себя непринуждённо. В итоге у учащихся должна сложиться образная картина данного слова; учащиеся должны научиться осознаа-анно использовать слова, зная их лексическое значение. Оценивая полученные знания, учщиеся должны научиться понимать, что главную отметкуим поставит сама жизнь.
В течение занятия ученики работают с разными текстами.
Оборудование, используемое на роке: раздаточный материал: эмблемы, цветы - ромашки, которые дети мастерили на уроках труда; Дети узнают о значении цветов, о начении цветовой гаммы.
На уроке исппользуется презентация, помогающая образно увидеть некоторые моменты текстового материала..
Изучение материала расположено последовательно: учащеся повторяют словообразование, состав слова; лексическое значение слова; подбирают синонимы и антонимы к слову.
Урок насыщенный, динамичный, можно использовать его как на этапе закрепления знаний о существительных, так и в разделе "Словообразование" или "Лексическое значение слова".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Порядочность. Портрет одного слова" »
5 класс
Русский язык
Тема: Порядочность
Целеполагание (решаемая продлема):
- Какое значение в жизни человека имеет порядочность ?
Задачи: учить
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.
Планируемые результаты:
предметные: понимать, какое значение в жизни человека имеет порядочность; овладеть первичными навыками лингвистического анализа;
УУД:
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы со словом.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.
Оборудование:
Ход занятия
1. Приветствие гостей,(ученики дарят эмблемки) работаем сегодня в группах, а символом сегодняшнего урока будет солнце (прикрепить на доске в углу), оно же будет помогать оценивать вашу работу на уроке, каждый правильный ответ – солнышко, неправильный – грусть)
2.Чтение текста
- Итак, прочитайте текст, который лежит перед вами
(после самостоятельного чтения – прочитать вслух по ролям)
- как назовём текст? (Порядочность)
- что такое текст?
- как вы думаете, как мы определим тему урока?
ПОРЯДОЧНОСТЬ
- действительно, сегодня мы будем говорить о порядочности. Выясним об этом слове всё. 1 СЛАЙД
3. Словообразование
- как вы думаете, что такое порядочность?
- чтобы понять, правильно ли мы говорим, к какой морфеме в слове мы обратимся? ( к корню). Почему?
- что такое корень?
(на доске слово порядочность, используем способ матрёшки)
Порядочность
Порядочный
Порядок
ГРУППА проверяет по словообразовательному словарю, правильно ли выделили морфемы, остальные со словом порядок придумывают предложение: Содержи своё рабочее место в порядке.
- что это значит?
- Группе: правильно ли выделили морфемы?
-Итак, при помощи чего образовались слова порядочность, порядочный (суф. –ость-, суф.-н-)
- что такое суффикс?
- давайте сравним слова: (на доске-маленькой)
Порядочность
Смелость
Решительность
Глупость
Известность
Радость
-слова какой части речи перед нами? (сущ-е) – что такое сущ-е?
- что общего у этих слов? (суффикс)
4. ЛЗ слова
- перед вами предметы (ручка, тетрадь, книга, журнал)
- можем мы увидеть эти предметы? Потрогать? Подержать?
- То есть данные существительные обозначают конкретные предметы
- а можно ли потрогать смелость, глупость ( слова из группы на доске)- нет, т.е. это отвлечённые понятия, абстрактные и образуются они при помощи какой морфемы? ( суф. –ОСТЬ-)
- кто может быть смелым, глупым? Т.е. это качества характера человека.
-Давайте всё же выясним ЛЗ этого слова. Куда мы обратимся? ( к словарю)
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ ПО ГРУППАМ, советуйтесь, кто правило рассказывает, вспоминайте.
1группа. Словарь Ожегова. Выяснить ЛЗ слова. Правило, что такое ЛЗ
2 группа. Словарь синонимов. Что такое синонимы?
3 группа. Словарь антонимов. Что такое антонимы?
- Итак, мы выяснили, что порядочность – это качество, характеризующее человека.
5. физкультминутка
- А сейчас посмотрите, пожалуйста, по сторонам, хорошо ли вы за год узнали этот класс? Закройте глаза, откроете по команде?
- всё ли так, как было?
- Что нужно сделать? (навести порядок под музыку)
- навели порядок? А что это? ПОРЯДОК – это корень слова
6. Составляющие слова порядочность
(записываем в тетрадь названное качество)
а) Легенда о 2 друзьях (на интерактивной доске) 2 СЛАЙД
Притча о дружбе и честности
“Друг – это одна душа, живущая в двух телах.” Аристотель
В Древней Греции жили два друга Дионисий и Эвандр. Однажды Дионисия арестовали. Он был должен правителю города Тулию большую сумму денег, но у него нечем было отдавать. Тогда Дионисия приговорили к смертной казни. Он сильно опечалился, ведь дома у него осталась его семья – жена и ребёнок. Он попросил Тулия, чтобы тот отпустил его проститься с семьёй. А под арестом пока посидит его друг Эвандр. Тулий рассмеялся над такой нелепой уловкой, но отпустил должника: - Смотри, если ты не вернёшься, мы повесим Эвандра вместо тебя! Дионисий печальный ушёл. Уже настал вечер, а он всё не возвращался. Эвандра повели на казнь. И вот сквозь толпу прорвался Дионисий: - Прости, друг, я немного замешкался. Как хорошо, что я успел! Правитель города Тулий был очень удивлён: - Я вознагражу тебя за твою честность! Я дарую тебе жизнь. И позволь мне быть твоим другом.
- каким был друг? ( надёжный, честный, сдержал слово)
б) А теперь обратимся к рассказу К Паустовского «Тёплый хлеб», стр. 77 ( читают уч-ся) 3 СЛАЙД
- каким должен быть человек? ( чистый, тогда, когда нет вины)
В) Стихотворение прочитает Олеся Рыбина «О доброте»
Мальчишка был голодный и без сил,
Давно не ел... Пришел издалека...
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит ... МОЛОКА!
И тот стакан дал силы снова жить!
Поверил он - есть в мире ДОБРОТА!
Став доктором, спасал чужую жизнь,
Она у человека лишь одна!
Так и работал в клинике одной.
Ученым стал и доктором наук.
К больным спешил в короткий выходной:
"Хороший доктор!" - слышалось вокруг.
Однажды утром делал он обход.
Тут телефон призывно зазвонил:
"Больная у меня, и ждет народ,
Мне помоги!" - хирург его просил:
"Сейчас приду. Не брошу одного!"
-И дверь открыв, больную увидал.
Вдруг встрепенулось сердце у него!
Седая вся! Но он ее УЗНАЛ!
ОНА! ОНА! Да как я мог забыть
Ту, что дала когда-то молока!
Больна серьезно! Буду САМ лечить,
Хотя надежда так невелика!
Он СПАС ей жизнь!
Все силы приложил! Живет и побеждает ДОБРОТА!
К оплате ей листочек положил: "Не расплачусь!" - подумала она!
Но взяв листок, не верила глазам! От слез ее вдруг поплыла строка...
"Вы не должны! За все спасибо Вам!
ОПЛАЧЕНО СТАКАНОМ МОЛОКА!"... 4 СЛАЙД
- о каком качестве здесь говорится?
-итак, можно ли сказать, что определение «порядочный человек» включает только одно качество?
Г) Цветок (под музыку)
- давайте слово изобразим в виде цветка, перед вами лепестки, на них мы напишем по одному качеству, лепестки разного цвета, подумайте, посоветуйтесь в группах, какого цвета должна быть порядочность?
- что получилось? (ромашка)
- как вы думаете, это случайность? Что вы знаете о ромашке?
(раздать в группы листочки, дети читают вслух) Что же означает ромашка? 5 СЛАЙД
1. Кто из девчонок не гадал на ромашке «любит, не любит» – ромашка на языке цветов, это юность, невинность, романтичность! Дарят девушкам ромашки не только по праздникам, но и просто так. Невозможно представить себе русского лета без «маленького солнышка» – ромашки. Там, где падает звезда, расцветает ромашка – так гласит одно из народных поверий…
2. Ромашка – символизирует доброту, скромность, невинность. Букетик из ромашек будет хорошим подарком для молодой, неискушенной в любви девушки! Ромашка говорит – жизнь прекрасна, жизнь – только начинается! Ромашка – маленький, скромный и в то же самое время удивительно стойкий цветок.
3.У ромашки есть и греческое название в переводе на русский означает «белый цветок». ... А ещё говорят, что ромашки – это маленькие солнышки, окружённые белыми облаками лепестков. Еще у древних славян ромашка считалась одним из самых почитаемых цветков, который символизировал невинность и чистоту невесты. Ромашка – трогательный и нежный полевой цветок, символизирующий чистоту и верность. Кстати, этот цветок является символом праздника верности, который проходит 8 июля.
- А сейчас мы погадаем, девочки и мальчики подарите ромашки всем и будем гадать (под музыку «Погадать на Сашку»)
- Загадайте желание и посмотрим, исполнится ли оно?
( на слайде поле ромашек) Музыка «Погадать на Сашку»
Легенда о цветке
Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный – молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон – один мудрец подарил ему удивительный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка. Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна. Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружило поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом верности влюбленных.
7. Подведение итога
Итак, о каком качестве говорится? Входит оно в порядочность?
- Какого человека можно назвать порядочным? (показывая на ромашку, дети называют)
- Давайте вернёмся к первому тексту, найдите в последнем абзаце предложение, которым мы подведём итог и закончим урок, запишите его в тетрадь.
- Что записали, прочитать по группам.
- Совершенно верно, мы видим у этого слова очень красивая одежда, а ещё у каждого слова свой запах.
- чем пахнет порядочность?
Итак: одел человек красивую одежду из хороших слов, подушился вкусными запахами и вышел на улицу, к людям. А ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА ПОРЯДОЧНОСТЬ?
- Как вы думаете, почему символ сегодняшнего урока СОЛНЫШКО?
8. Оценивание (один человек из группы оценивает работу всей группы)
_ в группах посчитайте солнышки, а какой оценкой может пахнуть солнышко?
- возьмите себе, а ещё есть у вас различные картинки, выберете себе ту, какое у вас настроение и ту, которую вы хотите подарить кому-то из гостей