Цели:
-образовательная: углубить и расширить знания учащихся о комедии.
-развивающая: формирование круга читательского интереса у учащихся, развитие эстетических и нравственных ориентиров, развитие навыков общения; -воспитывающая: воспитание честности, порядочности, активной жизненной позиции.
Участники: две-три команды.
Оформление:
-портрет А.С.Грибоедова,
-выставка различных изданий книг А.С. Грибоедова и книг о нем.
- афиши к спектаклю «Горе от ума», выполненные в качестве домашнего задания участниками команд.
- вальсы А.С.Грибоедова
Ход игры.
Ведущий: Дорогие друзья! Вы прочитали комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума". Хотим надеяться, она не оставила Вас равнодушным, Вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным 'мастером слова, о котором великий поэт А.А. Блок сказал, что "не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных".
Предлагаем проверить, насколько Вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.
Приглашаем Вас принять участие в литературной игре. Условия просты: мы предлагаем задания, построенные на знании и понимании текста произведения, Вы выполняете их, получая наградные баллы и стараясь набрать наибольшее количество баллов:
Вперед! Вас ждет путешествие по страницам бессмертной книги, встреча с непревзойденным мастером жанра. Желаем удачи!
I конкурс.
"Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив".
Ведущий: « Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив», - так отзывается о своем герое драматург. Не правда ли, эта характеристика А.А. Чацкого может быть отнесена и к ее создателю — А.С. Грибоедову. В одном из писем А.С. Пушкина к А.А. Бестужеву читаем:"В комедии "Горе от ума" кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями". Поэтому, для того, чтобы оценить творческий замысел автора, мы внимательно изучали его, жизненный путь, стараясь осознать мотивы и глубину его суждений о мире, о жизни, об эпохе, о себе и своих современниках.
Помните ли Вы:
1. Годы жизни А. С. Грибоедова _______ (1 балл)
2. В каком году была написана комедия "Горе от ума"?
_______ (1 балл)
3. В какой стране Грибоедов находился с дипломатической миссией в последний год жизни?
_______ (1 балл)
При каких обстоятельствах он погиб?
______ (3 балла)
4. Растолкуйте значение таких "говорящих"фамилий и имен, как
Репетилов _________ (1 балл)
Антон Антоныч Загорецкий _____ (2 балла)
5. Кому принадлежат следующие строки: "Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью... Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей". __ (2 балла)
Максимальный итог 10 баллов.
II конкурс
«Слова, слова, слова»
Ведущий: Как известно, эта знаменитая реплика Гамлета употребляется сегодня в значении "обещания, не подкрепленные реальным делами", или "пустая болтовня". Но здесь она употреблена в своем прямом первородном значении, ничего отрицательного в себе не содержит и носит чисто деловой, информационный характер.
С первой же страницы комедии "Горе от ума" мы попадаем в удивительный и многоцветный мир слов, каждое из которых углубляет и конкретизирует наше представление о героях произведения. Но, честно признаемся, при чтении мы испытываем некоторые затруднения, пытаясь понять, осознать значения (по словам Чацкого) "слов кудрявых", то и дело встречающихся нам на страницах пьесы. Конечно, она написана более ста пятидесяти лет назад, и за это время изменилась не только наша жизнь, но и речь. Многие слова ушли из нашего обихода, став крупицами характеристики своей эпохи.
Итак, в этом конкурсе Вы должны растолковать значение некоторых архаизмов и историзмов, встретившихся в тексте. Слова читаются поочередно то одной, то другой команде. Если команда не отвечает, то право ответа переходит соперникам.
1. Амур_____ (2 балла)
2. «…ему дан с бантом мне на шею…»_______( 3 балла)
3. Вдругорядь_______(2 балла)
4. Девичья_________( 2 балла)
5. «…езжал-то вечно цугом…»______( 2 балла)
6. Камергер________( 2 балла)
7. Куртаг______( 3 балла)
8. Минерва_______( 3 балла)
9. «…ты обер или штаб…»_______( 3 балла)
10. Содом_________( 3 балла)
11. Тупей_________( 2 балла)
12. Фармазоны_______( 3 балла)
III конкурс.
"Добро, заткнул я уши. — На что ж? Я их не оскорблю."
Ведущий: А теперь давайте вспомним словесные поединки Фамусова и Чацкого. Их устами заявляют свое право на жизнь два мира, два мировоззрения, две системы, два времени. Поколение "отцов", в лице Фамусова, поучает и наставляет, "дети" в лице Чацкого, в свою очередь пытаются объяснить, почему не хотят быть похожими на тех, "которые дожили до седин". Вы должны вспомнить, что на слова Фамусова отвечает Чацкий.
1. Фамусов:
"Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?.." Чацкий: _____ (5 баллов)
2. Фамусов:
"С тех пор дороги, тротуары
Дома и все на новый лад." Чацкий : _____ (5 баллов)
3. Фамусов:
"И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом..." Чацкий: _____ (3 балла)
4. Фамусов:
"Не я один, все также осуждают." Чацкий: ____ (5 баллов)
5. Фамусов:
"Брат, не финти, не дамся я в обман, —
Хоть подеретесь, не поверю. Чацкий: _____ (5 баллов)
6. Фамусов: "Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи. Чацкий: ___ (3 балла)
Максимальный итог 26 баллов.
IV конкурс
«О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу"
Ведущий: Это известное высказывание А. С. Пушкина стало пророческим. Нет в русской литературе произведения, давшего миру столько крылатых выражений.
Перед вами наиболее известные "грибоедовские поговорки" (как назвал их И. А. Гончаров в статье "Мильон терзаний"). Проверьте свою эрудицию — закончите фразу. При затруднениях обратитесь непосредственно к тексту комедии. За каждый правильный ответ — 1 балл.
I вариант
1.Скромна, а ничего, кроме______
2. У девушек сон_________
3. Минуй нас пуще всех печалей______
4. Нельзя ли для прогулок _______
5. Не надобно другого образца,_______
6. Кто беден, ____
7. Подумаешь, как счастье______
8. И золотой мешок, и _____
9. Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ______
10. Что значит видеть свет! Где ж лучше?________
11. Когда постранствуешь, воротишься домой,________
12. Господствует еще смешенье языков________
13. Не человек, ____
14. Что за комиссия, создатель,_______
15. Служить бы рад, _______
16. Упал он больно, ______
17. Чтобы чины добыть, _______
18. ...к военным людям так и льнут! _______
19. И кто влюблен - ______
20. Я странен, а _____
21. Пустейший человек, из______
22. Над старостью смеяться________
23. Уж коли зло пресечь: забрать_______
24. Ба! знакомые ________
25. Вон из Москвы! Сюда_______
V конкурс
"Да хоть кого смутят вопросы быстрые"
Ведущий: Наш последний конкурс — это блиц-опрос. Все предложенные вопросы требуют короткого, лаконичного ответа. При хорошем знании текста вам понадобится для этого не более двух минут. Если почувствуете затруднение, пропускайте вопрос. Ваша задача — дать максимальное количество ответов. Отвечает та команда, которая быстрее подаст сигнал, что готова отвечать.
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
1. Имя, отчество Фамусова?
2. С помощью сестриц со всей Европой породниться?
3. У кого служила фрейлиной тетушка Софии?
4. Смешение каких языков господствует в московских салонах?_
5. Кто предлагал Чацкому тетрадь с новыми песенками?
6. С какой фразы начинается общение Чацкого с Фамусовым?
7. У кого должен был Фамусов крестить?
8. Имя усопшего камергера с ключом?
9. Где случилось обступиться Максиму Петровичу?
10. Родина Молчалина? ______
11. Что, по мнению Чацкого, держит "стыд в узде"? __
12. "Будь плохонький, да если наберется душ тысячи две родовых ____ (закончить фразу).
13. Какие обязанности при дворе были у Максима Петровича? ___
14. Чем умеют себя принарядить московские барышни? ____
15. "При мне служащие чужие очень редки _ (продолжить).
16. Каких новых правил набрался брат Скалозуба? ___
17. Почему московские барышни "к военным людям так и льнут"? ___
18. Имя, отчество Чацкого? ____
19. По какой причине, по мнению Фамусова, Чацкий не служит? ___
20. "Да и кому в Москве не зажимали рты? ____ (закончите фразу).
21. Кому принадлежат вещицы: "туалет, прехитрая работа — подушечка, из бисера узор, и перламутровый прибор"? -
22. "А я ... одна лишь я любви до смерти трушу.
— А как не полюбить? ___ (закончите).
23. Два таланта Молчалина? ___
24. Кто припас Хлестовой "арапку-девку"?
25. Имя, отчество матери Чацкого?
26. Истинная причина того, что "нынче пуще, чем когда", (по мнению Фамусова) "безумных развелось людей, и дел, и мнений"?
27. Сколько лет Хлестовой?
28. О каком мужском костюме идет речь: "хвост сзади, спереди какой-то чудный выем"?
29. Какие книги в первую очередь уничтожил бы Загорецкий? ___
30. Кого Молчалин называет "кралей"?
31. От кого Чацкий узнает имя автора сплетни? ___
Ведущий: Наше путешествие по страницам комедии подошло к концу. Подведем итоги.
Поздравляем команду, набравшую наибольшее количество баллов.
Слово жюри.
Награждение победителей.