Разработка классного часа.
«Красота души человеческой».
Учитель: Прокопова Е.С.
Задачи: дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.
План-конспект занятия:
1. Вступительное слово учителя (тезисы):
В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, — писал известный польский педагог Януш Корчак. — Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».
Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.
Давайте обратимся к словарю.
Красота - одна из важнейших категорий эстетики, которая наряду с категорией прекрасного отражает такие эстетике свойства предметов и явлений действительности, как гармоничность, совершенство, упорядоченность. Так же как термин “прекрасное”, термин красота может быть применен к оценке внешнего или внутреннего облика человека, его поступка, содержания и формы произведения искусства и т.д.
Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство. В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства, писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, , и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую жизнь!»
(Далее учитель предлагает учащимся выполнить ряд заданий).
Задание 1. Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др. В чем непохожесть портретов? На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях? Что объединяет все портреты? В чем красота изображаемых художником лиц?
Задание 2. Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов). Какие черты характера в портретируемых вас привлекли? Какое качество личности желает подчеркнуть художник? Чем он хочет нас заинтересовать? На что обратить внимание? Как сам художник относится к портретируемому? Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?
Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо — оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело ...» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог, — писал художник. — Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика ...»
Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность — все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки — это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.
Теперь вы расскажите о встречах с интересными людьми. Почему они показались вам интересными? Проявляются ли нравственные качества во внешнем облике?
Задание 3. Мы увидели, как прекрасное воплощается в живописи и музыке. Обратимся к его словесному образу, ярко представленному в письме Василия Александровича Сухомлинского к сыну.
(Раздаточный материал)
С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат пред ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.
Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворённость – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе.
Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности.
Духовная пустота делает безликой внешность человека. Ничто так не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры.
Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится.
Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом.
Прочитайте текст вслух.
Кому адресовано это послание
К чему призывает нас автор?
Ученик: “Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека”. “Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится”.
Учитель: Разделяете ли вы точку зрения автора? Чему, по вашему мнению, должен отдаваться приоритет в определении идеально развитой личности?
Ученик: Идеально развитой личностью является личность гармоничная, прекрасная внешне и внутренне. В народе такого человека называют «красивым».
Учитель: Но нередко именно внешняя красота обращает на себя внимание в первую очередь, ведь по одёжке встречают. Особенно в наше время, когда активно пропагандируются культ внешней красоты и вечной молодости. Однако многовековой опыт подтверждает мудрые и справедливые слова В. А. Сухомлинского: “Духовная пустота делает безликой внешность человека”. Размышляя о духовности, В. А. Сухомлинский подводит итог. А какой именно?
Ученик: “Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом”.
План дальнейшей работы:
1. Провести Методику неоконченных предложений (отвечают дети и родители)
Добро – это_________________________________
Человечность – это_________________________
Воспитанность – это________________________
Доброжелательность – это__________________
Порядочность – это__________________________
Зло- это___________________________________
Грубость – это___________________________
Хамство – это___________________________
Ложь – это________________________________
2. Провести диспут на тему: «В чем красота человека?»
В итоге нашей беседы послушайте стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка».