понятие о неопределённой форме глагола.
 создать условия для формирования представления о неопределённой форме глагола.
  -организовать деятельность обучающихся по расширению знаний о глаголе, как части речи;
  - содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
 -содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.
  учебник «Русский язык», рабочая тетрадь; персональный компьютер, мультимедиа-проектор; раздаточный материал
               | Этап |  Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | 
  | 1Организация начала урока 
 
 
 Методы: словесные, наглядные | 
 для учителя: -создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. - актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности. - создать положительный эмоциональный настрой. для обучающихся: -подготовиться к продуктивной работе на уроке | 
 Приветствие.   Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.  Тихо сели, спинки- прямо. Вижу, класс наш - хоть куда! Мы начнём урок, друзья.   Наш девиз: «Новый день- новые знания». Ребята приготовили маленькие сообщения об этом дне. 
 
 
 
 
 
 -Заглянем в наш календарь. Какое число на календаре? 14 марта считают началом весны. А почему так считают, вы узнаете из высказываний ребят. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Орфографическая минутка 
 Запишите последнее предложение. Выделите все знакомые орфограммы. | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Заслушивают сообщения, подготовленные дома. 
 
 
 
 
 (фронтальная работа)  Читают:   На календаре 14 марта. Этот день в народе называют «день Святой Евдокии». Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 14 марта, т.е. открывала весну. Наступление весны в давние времена праздновали торжественно и весело. С этим праздником было связано много примет и обычаев. По народной традиции Святая Евдокия управляет весной, хранит ключи от вешних вод. С Евдокии начинаются оттепели. На Евдокию принято обмывать ребятишек талой водой, чтобы они весь год были крепкими и здоровыми. Если на Евдокию ясно, то и год будет прекрасный. Евдокия солнечный праздник весны. 
 
 
 
 
 
 -  Евдокия солнечный праздник весны. 
 | Личностные УУД:   готовность к обучению, положительное отношение к учёбе. | 
  | 2.Актуализа-ция и фиксирование индивидуального затруднения Методы стимулирования наглядные, словесные 
 | для учителя: 
 - актуализировать знания детей о глаголе, достаточных для построения нового знания. 
 - мотивировать к пробному учебному действию;    - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;    - организовать фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия   
 для обучающихся: -составить рассказ о глаголе на основе полученных ранее знаний; -определить время глаголов; - уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 
 | -Но вот беда! На нашем небосклоне появилось дождливое облачко (слайд) Посмотрите, оно совсем не хмурое. Оно доброе и приветствует вас всех капельками весеннего дождя. На какую букву они похожи?   – Давайте соберём капельки дождливого облачка в тетрадь.   -Мы собрали все капельки, и появилось долгожданное весеннее солнце. -А какие «весенние» слова с буквой Ь вы знаете? Запишите их. Какие слова здесь лишние? Почему? -Посмотрите внимательно на следующий слайд. -На что похожи эти льдинки? Запомните фигуры и буквы в каждой из них.(о,Г,а,л,г,л). -Теперь я буду показывать фигуры в последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них, записать и соединить между собой. Какое слово у вас получилось? - Что мы знаем о глаголе? (слайд) Расскажите по плану. Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием. -Распределите слова в два столбика: встречают, бегут, растаял, подморозило, звенеть, сберечь, построят 
 
 -Как правильно определить время глагола? | 
 
 (фронтальная работа) 
 
 
 
 
 (ь,ь,ь…) 
 
 
 . Апрель, капель, оттепель,  Сосулька, вьюга, листопад. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -На различные фигуры и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 -Глагол 
 
 
 
 
 
 
  2 ученика у доски распределяют по столбикам глаголы.   (глагол встречают отвечает на вопрос : что делают?, значит он стоит в форме настоящего времени.) 
 –Надо поставить вопрос. 
 
 | Личностные УУД:   смыслообразование 
 Регулятивные: волевая   саморегуляция 
 Познавательные:   произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной речи; структурирование знаний Коммуникативные:   точно выражать своё мнение и понимать речь других | 
  | 3.Выявление места и причины затруднения 
 Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. | для учителя: 
 -Способствовать выявлению затруднения и фиксированию его причины во внешней речи обучающихся при выполнения задания. для обучающихся:  - уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 
 | - Почему у вас получились разные ответы?   
 
 
 
 
 -В чём наше затруднение? 
 (проблемно-поисковый) | - не смогли правильно определить время глаголов ( звенеть и сберечь), т.к. эти глаголы отвечают на вопрос Что делать?  Во временных вопросах такого нет. 
 -Мы не знаем ,что это за форма глагола. | Личностные:  учебно-познавательный интерес,   Познавательные: постановка проблемы | 
  | 4.Построение проекта выхода из затруднения и постановка цели урока | для учителя:   -способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи 
 для обучающихся: - наметить план решения учебной задачи. . | 
 -Что нам надо сделать? Сформулируйте цель. 
 
 -Как чаще всего мы выводим правило? | 
 - Узнать, что это за форма глагола и сформулировать правило. 
 - Мы наблюдаем, сравниваем. Выводим правило на основе своих наблюдений. | Регулятивные:   планирование Познавательные:   постановка познавательной цели 
 | 
  | 5.Реализация проекта выхода из затруднения и постановка цели урока  Методы: наблюдения, информацион-но- обобщающий, исследователь ский | для учителя: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - формировать умение, привычку работать в парах 
 для обучающихся:  - сформулировать тему урока; - находить ответы на вопросы,   используя информацию, полученную на уроке; - учиться работать в парах 
 
 
 
 
 
 | -Смогли вы определить время глаголов? наблюдения -А число можем определить?   
 -Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время? 
 -В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная или начальная. 
 -Сформулируйте тему урока 
 
 
 Физминутка: «Сотвори себе солнце» (под музыку)   
 
 - Сможем мы сразу определить теперь начальную форму глагола?   
 -Проведем исследование.  Работа в парах (Исследовательский метод) 
 
 
 
 -Сделайте вывод. 
 
 
 
 
 2. –Разберите глаголы по составу. 
 -Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получиться?   (рассказ) - В данном случае это не затруднение, а спор. Учёные-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ть, -ти в неопределённой форме: суффикс или окончание. В нашем учебнике это суффикс.   Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти. 
 - Вернемся к слову сберечь. Как вы его разобрали? Какое окончание?   -Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь. Но это не суффикс. 
 
 Выводы исследовательской деятельности. -Это орфограмма. 
 -Посмотрите на экран. Это план, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать. -Давайте вспомним цель нашего урока.   
 
 
 - Смогли мы достичь цели?   -Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?   
 
 -Молодцы! Как мы можем себя проверить? – 
 -Прочитайте правило на стр. 108.   | - нет 
 - нет 
  Ответы учащихся (не понятная, трудная, неопределяемая…) 
 
 
 
 
   
 
 
 
 -Тема урока «Неопределенная форма глагола» (На экране открывается тема урока) 
 
 
 . 
 
 
 
 Наверное, сможем 
 
 
 Задание на листочках (Задай вопрос и распредели в два столбика : звенеть, сберечь почернеть , нести.) 
 
 
 - Чтобы определить начальную форму глагола надо задать вопрос Что делать? или Что сделать? 
 - разбирают и получают несколько вариантов разбора   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ответы детей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. 
 Дети по плану рассказывают о неопределённой форме глагола. 
 
 
 
 
 - Узнать всё о неопределённой форме глагола. 
 
 -Да 
 -Сможем. 
 
 
 Прочитать правило в учебнике. 
 
 
 Читают правило. | 
 Личностные: осознание ответственности за общее дело. 
 Регулятивные: познавательная инициатива. 
 Познавательные: поиск необходимой информации 
 Коммуникативные : учет разных мнений | 
  |  6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.   практический метод | 
 для учителя: - способствовать осознанию правила о неопределённой форме глагола; 
 для обучающихся: 
 - зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи 
 | - Какой следующий шаг нашей работы?   
 -Выполняем упражнение 377 | Выполняют задание с комментированием. | Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний. | 
  | 7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой. Методы: познаватель-ный, свободный выбор заданий, самоконтроль | для учителя: 
 -организовать разноуровневое самостоятельное выполнение учащимися заданий. 
 - организовать соотнесение своей работы с подробным образцом для самопроверки ; - помочь учащимся в формировании способности к оценочным действиям. для обучающихся: - осознать правило   - находить в тексте новую информацию и работать с ней | 1уровень: образуйте глаголы (слайд) неопределённой формы взмахнул, смотрел, любит ,срезают, делает. 2уровень: образуйте глаголы неопределённой формы. Выделите суффикс. Дело, пляс, чёрный, блеск, крик. 
 3уровень: подумайте и запишите глаголы неопределённой формы с суффиксами : -а-, -ну-, -е-, -ыва-(ива-) (инструктаж) 
 - Поднимите руку, кто не испытывал затруднений.   Кто испытал затруднения? В чём? Какова причина? | (Проверить знания самостоятельно). 
 Делать, плясать, чернеть, блестеть, кричать. 
 
 
 Думать, крикнуть….. 
 
 
 
 
 
 Проверяют работы по листку самоконтроля. 
 
 
  ,. | Регулятивные:   познавательная инициатива, осуществление самоконтроля; 
 | 
  | 8.Включение в систему знаний. Методы: выполнение творческих заданий | 
 для учителя: - организовать деятельность обучающихся по применению нового способа действия; - организовать деятельность обучающихся по построению письменных речевых высказываний для обучающихся: - применить полученные знания в речевой практике | Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?   
 -Где нам могут пригодиться эти знания?   
 
 - Попробуйте составить небольшой текст-повествование на тему: «Весна».Используйте опорные слова и знания, которые получили на уроке.(слайд) 
 
 
 
 - Порадуйте меня и своих товарищей своими творческими работами. | (Неопределенная форма глагола). 
 (В жизни, в общении, при написании различных работ).   
 
 (Индивидуальная работа) Стало пригревать, начал таять, будет зеленеть, станут распускаться, начнут прилетать, будут радовать. 
 
 
 
 
 -Читают свои работы. | Познавательные:   
 построение речевых высказываний,   | 
  | 9.Рефлексия учебной деятельности Методы: эмоциональ-ные,  самооценка | для учителя:  - организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности - Организовать обсуждение и запись домашнего задания. 
 - оценить работу обучающихся на уроке - для обучающихся: -оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки 
 
 | - Какую ставили учебную цель? 
 -Удалось её решить? Каким способом? 
 
 
 
 -Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке. Помогут нам цветы. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке и у вас хорошее настроение, то ваш цветок - жёлтый. Если иногда были трудности – выбирают синий цветок. Кто не доволен собой – красный.   
 
 
 
 
 - Домашнее задание: упр.374. Если кому-то будет трудно, то упр. 369. Также приготовьте вопросы для блиц- турнира по теме « Глагол» по желанию) - Большинство ребят считают, что они хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу поблагодарить за урок. Отметки за урок | - Узнать о неопределённой форме глагола. - практическим 
 
 
 
 
  Обучающиеся выходят к доске, выбирают цветок   
 | Личностные:   
 внутренняя позиция школьника Познавательные:   
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |