понятие о неопределённой форме глагола.
создать условия для формирования представления о неопределённой форме глагола.
-организовать деятельность обучающихся по расширению знаний о глаголе, как части речи;
- содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
-содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.
учебник «Русский язык», рабочая тетрадь; персональный компьютер, мультимедиа-проектор; раздаточный материал
Этап | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1Организация начала урока Методы: словесные, наглядные | для учителя: -создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. - актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности. - создать положительный эмоциональный настрой. для обучающихся: -подготовиться к продуктивной работе на уроке | Приветствие. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки- прямо. Вижу, класс наш - хоть куда! Мы начнём урок, друзья. Наш девиз: «Новый день- новые знания». Ребята приготовили маленькие сообщения об этом дне. -Заглянем в наш календарь. Какое число на календаре? 14 марта считают началом весны. А почему так считают, вы узнаете из высказываний ребят. . Орфографическая минутка Запишите последнее предложение. Выделите все знакомые орфограммы. | Заслушивают сообщения, подготовленные дома. (фронтальная работа) Читают: На календаре 14 марта. Этот день в народе называют «день Святой Евдокии». Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 14 марта, т.е. открывала весну. Наступление весны в давние времена праздновали торжественно и весело. С этим праздником было связано много примет и обычаев. По народной традиции Святая Евдокия управляет весной, хранит ключи от вешних вод. С Евдокии начинаются оттепели. На Евдокию принято обмывать ребятишек талой водой, чтобы они весь год были крепкими и здоровыми. Если на Евдокию ясно, то и год будет прекрасный. Евдокия солнечный праздник весны. - Евдокия солнечный праздник весны. | Личностные УУД: готовность к обучению, положительное отношение к учёбе. |
2.Актуализа-ция и фиксирование индивидуального затруднения Методы стимулирования наглядные, словесные | для учителя: - актуализировать знания детей о глаголе, достаточных для построения нового знания. - мотивировать к пробному учебному действию; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия для обучающихся: -составить рассказ о глаголе на основе полученных ранее знаний; -определить время глаголов; - уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | -Но вот беда! На нашем небосклоне появилось дождливое облачко (слайд) Посмотрите, оно совсем не хмурое. Оно доброе и приветствует вас всех капельками весеннего дождя. На какую букву они похожи? – Давайте соберём капельки дождливого облачка в тетрадь. -Мы собрали все капельки, и появилось долгожданное весеннее солнце. -А какие «весенние» слова с буквой Ь вы знаете? Запишите их. Какие слова здесь лишние? Почему? -Посмотрите внимательно на следующий слайд. -На что похожи эти льдинки? Запомните фигуры и буквы в каждой из них.(о,Г,а,л,г,л). -Теперь я буду показывать фигуры в последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них, записать и соединить между собой. Какое слово у вас получилось? - Что мы знаем о глаголе? (слайд) Расскажите по плану. Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием. -Распределите слова в два столбика: встречают, бегут, растаял, подморозило, звенеть, сберечь, построят -Как правильно определить время глагола? | (фронтальная работа) (ь,ь,ь…) . Апрель, капель, оттепель, Сосулька, вьюга, листопад. -На различные фигуры и т.д. -Глагол 2 ученика у доски распределяют по столбикам глаголы. (глагол встречают отвечает на вопрос : что делают?, значит он стоит в форме настоящего времени.) –Надо поставить вопрос. | Личностные УУД: смыслообразование Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной речи; структурирование знаний Коммуникативные: точно выражать своё мнение и понимать речь других |
3.Выявление места и причины затруднения Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. | для учителя: -Способствовать выявлению затруднения и фиксированию его причины во внешней речи обучающихся при выполнения задания. для обучающихся: - уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | - Почему у вас получились разные ответы? -В чём наше затруднение? (проблемно-поисковый) | - не смогли правильно определить время глаголов ( звенеть и сберечь), т.к. эти глаголы отвечают на вопрос Что делать? Во временных вопросах такого нет. -Мы не знаем ,что это за форма глагола. | Личностные: учебно-познавательный интерес, Познавательные: постановка проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднения и постановка цели урока | для учителя: -способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи для обучающихся: - наметить план решения учебной задачи. . | -Что нам надо сделать? Сформулируйте цель. -Как чаще всего мы выводим правило? | - Узнать, что это за форма глагола и сформулировать правило. - Мы наблюдаем, сравниваем. Выводим правило на основе своих наблюдений. | Регулятивные: планирование Познавательные: постановка познавательной цели |
5.Реализация проекта выхода из затруднения и постановка цели урока Методы: наблюдения, информацион-но- обобщающий, исследователь ский | для учителя: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - формировать умение, привычку работать в парах для обучающихся: - сформулировать тему урока; - находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; - учиться работать в парах | -Смогли вы определить время глаголов? наблюдения -А число можем определить? -Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время? -В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная или начальная. -Сформулируйте тему урока Физминутка: «Сотвори себе солнце» (под музыку) - Сможем мы сразу определить теперь начальную форму глагола? -Проведем исследование. Работа в парах (Исследовательский метод) -Сделайте вывод. 2. –Разберите глаголы по составу. -Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получиться? (рассказ) - В данном случае это не затруднение, а спор. Учёные-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ть, -ти в неопределённой форме: суффикс или окончание. В нашем учебнике это суффикс. Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти. - Вернемся к слову сберечь. Как вы его разобрали? Какое окончание? -Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь. Но это не суффикс. Выводы исследовательской деятельности. -Это орфограмма. -Посмотрите на экран. Это план, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать. -Давайте вспомним цель нашего урока. - Смогли мы достичь цели? -Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме? -Молодцы! Как мы можем себя проверить? – -Прочитайте правило на стр. 108. | - нет - нет Ответы учащихся (не понятная, трудная, неопределяемая…) -Тема урока «Неопределенная форма глагола» (На экране открывается тема урока) . Наверное, сможем Задание на листочках (Задай вопрос и распредели в два столбика : звенеть, сберечь почернеть , нести.) - Чтобы определить начальную форму глагола надо задать вопрос Что делать? или Что сделать? - разбирают и получают несколько вариантов разбора Ответы детей Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Дети по плану рассказывают о неопределённой форме глагола. - Узнать всё о неопределённой форме глагола. -Да -Сможем. Прочитать правило в учебнике. Читают правило. | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: познавательная инициатива. Познавательные: поиск необходимой информации Коммуникативные : учет разных мнений |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. практический метод | для учителя: - способствовать осознанию правила о неопределённой форме глагола; для обучающихся: - зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи | - Какой следующий шаг нашей работы? -Выполняем упражнение 377 | Выполняют задание с комментированием. | Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний. |
7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой. Методы: познаватель-ный, свободный выбор заданий, самоконтроль | для учителя: -организовать разноуровневое самостоятельное выполнение учащимися заданий. - организовать соотнесение своей работы с подробным образцом для самопроверки ; - помочь учащимся в формировании способности к оценочным действиям. для обучающихся: - осознать правило - находить в тексте новую информацию и работать с ней | 1уровень: образуйте глаголы (слайд) неопределённой формы взмахнул, смотрел, любит ,срезают, делает. 2уровень: образуйте глаголы неопределённой формы. Выделите суффикс. Дело, пляс, чёрный, блеск, крик. 3уровень: подумайте и запишите глаголы неопределённой формы с суффиксами : -а-, -ну-, -е-, -ыва-(ива-) (инструктаж) - Поднимите руку, кто не испытывал затруднений. Кто испытал затруднения? В чём? Какова причина? | (Проверить знания самостоятельно). Делать, плясать, чернеть, блестеть, кричать. Думать, крикнуть….. Проверяют работы по листку самоконтроля. ,. | Регулятивные: познавательная инициатива, осуществление самоконтроля; |
8.Включение в систему знаний. Методы: выполнение творческих заданий | для учителя: - организовать деятельность обучающихся по применению нового способа действия; - организовать деятельность обучающихся по построению письменных речевых высказываний для обучающихся: - применить полученные знания в речевой практике | Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем? -Где нам могут пригодиться эти знания? - Попробуйте составить небольшой текст-повествование на тему: «Весна».Используйте опорные слова и знания, которые получили на уроке.(слайд) - Порадуйте меня и своих товарищей своими творческими работами. | (Неопределенная форма глагола). (В жизни, в общении, при написании различных работ). (Индивидуальная работа) Стало пригревать, начал таять, будет зеленеть, станут распускаться, начнут прилетать, будут радовать. -Читают свои работы. | Познавательные: построение речевых высказываний, |
9.Рефлексия учебной деятельности Методы: эмоциональ-ные, самооценка | для учителя: - организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности - Организовать обсуждение и запись домашнего задания. - оценить работу обучающихся на уроке - для обучающихся: -оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | - Какую ставили учебную цель? -Удалось её решить? Каким способом? -Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке. Помогут нам цветы. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке и у вас хорошее настроение, то ваш цветок - жёлтый. Если иногда были трудности – выбирают синий цветок. Кто не доволен собой – красный. - Домашнее задание: упр.374. Если кому-то будет трудно, то упр. 369. Также приготовьте вопросы для блиц- турнира по теме « Глагол» по желанию) - Большинство ребят считают, что они хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу поблагодарить за урок. Отметки за урок | - Узнать о неопределённой форме глагола. - практическим Обучающиеся выходят к доске, выбирают цветок | Личностные: внутренняя позиция школьника Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |