kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие об неопределённой форме глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока, написан в форме технологической карты. Соответствует требованиям ФГОС. На уроке используется фронтальная, индивидуальная. парная работы. В конспекте указаны целт и задачи обучающихся и для учителя. Есть материал о народном празднике: Святой Евдокии. На уроке используются словесные, наглядные, методы побуждающие от проблемной ситуации, наблюдения, диалог, практические, а также используется метод исследовательский.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие об неопределённой форме глагола" »

Донскова Марина Михайловна

Учитель начальных классов МБОУ ГСОШ №1

Конспект урока русского языка , 3 класс

Тема:

понятие о неопределённой форме глагола.

Цель:

создать условия для формирования представления о неопределённой форме глагола.

Задачи:

-организовать деятельность обучающихся по расширению знаний о глаголе, как части речи;

- содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;

-содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Форма проведения:

урок, на уроке используется фронтальная, индивидуальная, парная работа.

Оборудование:

учебник «Русский язык», рабочая тетрадь; персональный компьютер, мультимедиа-проектор; раздаточный материал



Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1Организация начала урока




Методы:

словесные, наглядные


для учителя:

-создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности.

- создать положительный эмоциональный настрой.

для обучающихся:

-подготовиться к продуктивной работе на уроке


Приветствие.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки- прямо. Вижу, класс наш - хоть куда! Мы начнём урок, друзья.

Наш девиз: «Новый день- новые знания».

Ребята приготовили маленькие сообщения об этом дне.







-Заглянем в наш календарь. Какое число на календаре? 14 марта считают началом весны. А почему так считают, вы узнаете из высказываний ребят.













.












Орфографическая минутка


Запишите последнее предложение. Выделите все знакомые орфограммы.












Заслушивают сообщения, подготовленные дома.






(фронтальная работа)

Читают:

На календаре 14 марта. Этот день в народе называют «день Святой Евдокии». Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 14 марта, т.е. открывала весну. Наступление весны в давние времена праздновали торжественно и весело. С этим праздником было связано много примет и обычаев. По народной традиции Святая Евдокия управляет весной, хранит ключи от вешних вод. С Евдокии начинаются оттепели. На Евдокию принято обмывать ребятишек талой водой, чтобы они весь год были крепкими и здоровыми. Если на Евдокию ясно, то и год будет прекрасный. Евдокия солнечный праздник весны.







- Евдокия солнечный праздник весны.


Личностные УУД:

готовность к обучению, положительное отношение к учёбе.

2.Актуализа-ция и фиксирование индивидуального затруднения

Методы стимулирования наглядные, словесные


для учителя:


- актуализировать знания детей о глаголе, достаточных для построения нового знания.


- мотивировать к пробному учебному действию;

- организовать выполнение

учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия


для обучающихся:

-составить рассказ о глаголе на основе полученных ранее знаний;

-определить время глаголов;

- уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


-Но вот беда! На нашем небосклоне появилось дождливое облачко (слайд) Посмотрите, оно совсем не хмурое. Оно доброе и приветствует вас всех капельками весеннего дождя. На какую букву они похожи?

– Давайте соберём капельки дождливого облачка в тетрадь.

-Мы собрали все капельки, и появилось долгожданное весеннее солнце.

-А какие «весенние» слова с буквой Ь вы знаете? Запишите их. Какие слова здесь лишние? Почему?

-Посмотрите внимательно на следующий слайд.

-На что похожи эти льдинки? Запомните фигуры и буквы в каждой из них.(о,Г,а,л,г,л). -Теперь я буду показывать фигуры в последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них, записать и соединить между собой. Какое слово у вас получилось?

- Что мы знаем о глаголе? (слайд) Расскажите по плану. Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием.

-Распределите слова в два столбика: встречают, бегут, растаял, подморозило, звенеть, сберечь, построят



-Как правильно определить время глагола?



(фронтальная работа)






,ь,ь…)




.

Апрель, капель, оттепель,

Сосулька, вьюга, листопад.










-На различные фигуры и т.д.









-Глагол








2 ученика у доски распределяют по столбикам глаголы.

(глагол встречают отвечает на вопрос : что делают?, значит он стоит в форме настоящего времени.)


Надо поставить вопрос.



Личностные УУД:

смыслообразование


Регулятивные: волевая

саморегуляция


Познавательные:

произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной речи; структурирование знаний

Коммуникативные:

точно выражать своё мнение и понимать речь других

3.Выявление места и причины затруднения


Методы:

побуждающий от проблемной ситуации диалог.

для учителя:


-Способствовать выявлению затруднения и фиксированию его причины во внешней речи обучающихся при выполнения задания.

для обучающихся:

- уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


- Почему у вас получились разные ответы?






-В чём наше затруднение?


(проблемно-поисковый)

- не смогли правильно определить время глаголов

( звенеть и сберечь), т.к. эти глаголы отвечают на вопрос Что делать? Во временных вопросах такого нет.


-Мы не знаем ,что это за форма глагола.

Личностные:

учебно-познавательный интерес,

Познавательные: постановка проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения и постановка цели урока

для учителя:

-способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи


для обучающихся:

- наметить план решения учебной задачи.

.


-Что нам надо сделать? Сформулируйте цель.



-Как чаще всего мы выводим правило?


- Узнать, что это за форма глагола и сформулировать правило.


- Мы наблюдаем, сравниваем. Выводим правило на основе своих наблюдений.

Регулятивные:

планирование

Познавательные:

постановка познавательной цели


5.Реализация проекта выхода из затруднения и постановка цели урока

Методы: наблюдения, информацион-но- обобщающий, исследователь

ский

для учителя:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- формировать умение, привычку работать в парах


для обучающихся:

- сформулировать тему урока;

- находить ответы на вопросы,

используя информацию, полученную на уроке;

- учиться работать в парах







-Смогли вы определить время глаголов? наблюдения

-А число можем определить?


-Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время?


-В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная или начальная.


-Сформулируйте тему урока




Физминутка: «Сотвори себе солнце» (под музыку)



- Сможем мы сразу определить теперь начальную форму глагола?


-Проведем исследование. Работа в парах

(Исследовательский метод)





-Сделайте вывод.






2. –Разберите глаголы по составу.


-Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получиться?

(рассказ)

- В данном случае это не затруднение, а спор. Учёные-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ть, -ти в неопределённой форме: суффикс или окончание. В нашем учебнике это суффикс.

Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти.


- Вернемся к слову сберечь. Как вы его разобрали? Какое окончание?

-Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь. Но это не суффикс.



Выводы исследовательской деятельности.

-Это орфограмма.


-Посмотрите на экран. Это план, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.

-Давайте вспомним цель нашего урока.




- Смогли мы достичь цели?

-Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?



-Молодцы! Как мы можем себя проверить? –


-Прочитайте правило на стр. 108.

- нет


- нет


Ответы учащихся (не понятная, трудная, неопределяемая…)










-Тема урока «Неопределенная форма глагола»

(На экране открывается тема урока)




.





Наверное, сможем




Задание на листочках (Задай вопрос и распредели в два столбика : звенеть, сберечь почернеть , нести.)




- Чтобы определить начальную форму глагола надо задать вопрос Что делать? или Что сделать?


- разбирают и получают несколько вариантов разбора

















Ответы детей











Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь.


Дети по плану рассказывают о неопределённой форме глагола.






- Узнать всё о неопределённой форме глагола.



-Да


-Сможем.




Прочитать правило в учебнике.




Читают правило.


Личностные: осознание ответственности за общее дело.


Регулятивные: познавательная инициатива.


Познавательные: поиск необходимой информации


Коммуникативные : учет разных мнений

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

практический метод


для учителя:

- способствовать осознанию правила о неопределённой форме глагола;


для обучающихся:


- зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи


- Какой следующий шаг нашей работы?


-Выполняем упражнение 377

Выполняют задание

с комментированием.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний.

7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой.

Методы: познаватель-ный, свободный выбор заданий, самоконтроль

для учителя:


-организовать разноуровневое самостоятельное выполнение учащимися заданий.


- организовать соотнесение своей работы с подробным образцом для самопроверки ;

- помочь учащимся в формировании способности к оценочным действиям.

для обучающихся:

- осознать правило

- находить в тексте новую информацию и работать с ней

1уровень: образуйте глаголы (слайд) неопределённой формы взмахнул, смотрел, любит ,срезают, делает.

2уровень: образуйте глаголы неопределённой формы. Выделите суффикс.

Дело, пляс, чёрный, блеск, крик.


3уровень: подумайте и запишите глаголы неопределённой формы с суффиксами : -а-, -ну-, -е-, -ыва-(ива-)

(инструктаж)


- Поднимите руку, кто не испытывал затруднений.

Кто испытал затруднения? В чём? Какова причина?

(Проверить знания самостоятельно).


Делать, плясать, чернеть, блестеть, кричать.




Думать, крикнуть…..







Проверяют работы по листку самоконтроля.




,.

Регулятивные:

познавательная инициатива,

осуществление самоконтроля;


8.Включение в систему знаний.

Методы: выполнение творческих заданий


для учителя:

- организовать деятельность обучающихся по применению нового способа действия;

- организовать деятельность обучающихся по построению письменных речевых высказываний

для обучающихся:

- применить полученные знания в речевой практике

Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?


-Где нам могут пригодиться эти знания?



- Попробуйте составить небольшой текст-повествование на тему: «Весна».Используйте опорные слова и знания, которые получили на уроке.(слайд)





- Порадуйте меня и своих товарищей своими творческими работами.

(Неопределенная форма глагола).


(В жизни, в общении, при написании различных работ).



(Индивидуальная работа)

Стало пригревать, начал таять, будет зеленеть, станут распускаться, начнут прилетать, будут радовать.






-Читают свои работы.

Познавательные:


построение речевых высказываний,

9.Рефлексия учебной деятельности

Методы: эмоциональ-ные,

самооценка

для учителя:

- организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности

- Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


- оценить работу обучающихся на уроке

-

для обучающихся:

-оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки



- Какую ставили учебную цель?


-Удалось её решить? Каким способом?





-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.

Помогут нам цветы.

Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке и у вас хорошее настроение, то ваш цветок - жёлтый.

Если иногда были трудности – выбирают синий цветок.

Кто не доволен собой – красный.






- Домашнее задание: упр.374. Если кому-то будет трудно, то упр. 369. Также приготовьте вопросы для блиц- турнира по теме « Глагол» по желанию)

- Большинство ребят считают, что они хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу поблагодарить за урок.

Отметки за урок

- Узнать о неопределённой форме глагола.

- практическим






Обучающиеся выходят к доске, выбирают цветок


Личностные:


внутренняя позиция школьника

Познавательные:


рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие об неопределённой форме глагола"

Автор: Донскова Марина Михайловна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола". 4 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405863525"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по русскому языку по теме "Неопределённая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438029603"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Неопределённая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_4_klassie_na_tiemu_nieopriedielionnaia_form"
    ["file_id"] => string(6) "432677"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508167309"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок по теме "Неопределённая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytyiurokpotiemienieopriedielionnaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "272727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452056397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства