kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола". 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" составлен в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: сформировать понятие неопределённой формы глагола; актуализировать знания о глаголах настоящего, прошедщего и будущего воемени; тренировать орфографическую зоркость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола". 4 класс »

Русский язык, 4 класс, 2 четверть

Урок 1

Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний).

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Основные цели:

1) Сформировать понятие неопределённой формы глагола, умение находить среди разных форма неопределённую форму глагола.

2) Актуализировать знание о глаголах наст., будущего и пр.времени..

3) Тренировать орфографическую зоркость.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

  1. Алгоритм и эталон, опорный конспект:

Глаголы в неопределенной форме (инфинитив)


1) Отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

2) Не изменяются ни по лицам, ни по числам, ни по родам

3) Имеют суффикс –ть или -ти. Есть глаголы на -чь

ОК:

Н.Ф. (инфинитив)


Что делать? Не изменяются Суффиксы –ть, -ти или

Что сделать? заканчиваются на - чь.

2) Карточка с темой урока, карточки ХОЧУ, МОГУ

3) Карточки с шагами для уточнения алгоритма

Раздаточный материал:

1) шаги алгоритма; ОК

2) Каждой группе – лист А-4 для выполнения пробного действия.

3) карточки с указанием критериев для самооценивания.


Ход урока










1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3) выйти на следующий этап урока: актуализацию знаний.

- Послушайте стихотворение, догадайтесь, о чём идёт речь.

Интересная часть речи

В Русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет и поёт.


Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам …. (Дети: глагол)

- Докажите, что речь в стихотворении шла о глаголе.

- Посмотрите на карточки на доске ХОЧУ, МОГУ.


- Что означает слово «Могу» по отношению к нашей теме? А слово «Хочу»?

*(Могу рассказать о глаголе как о части речи, могу определить время, число, лицо…; хочу добиться понимания в определении признаков глаголов разного времени, узнать о глаголе новое).

- Как будем строить нашу учебную деятельность? (Повторим то, что знаем, узнаем новое).






















2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

Задания:

1)- Посмотрите на слайд. Из стихотворения (о глаголе) выпишите все глаголы. Что вы можете о них сказать? Что заметили? ( Все глаголы в н.в., ед.ч., 3 лица). Эталон №1 и №2.

- На какие группы можно их разделить? (Из 2-ух и из 3-х слогов).

2)Задание для пробного действия (выполняется каждым учеником)

За 2 минуты разгадайте ребус, запишите глагол. Определите у него всё, что можно.

Ребус появляется на экране после инструктажа.

Вы выполнили пробное действие. Почему пробное?

- Какое слово получилось? (Решать) К какой части речи относится?


- Поднимите руку те, кто определил у глагола решать число? Время? Лицо? Род?

- Все согласны?

- Поднимите руки те, кто считает, что верно выполнил задание.

У тех, кто не поднял руку. Почему вы не подняли руки? (Мы не знаем, верно выполнили или нет).

– Значит, чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно определить …)

У тех, кто поднял руки:

– Как докажете, что выполнили задание верно? (Мы не можем доказать, что правильно нашли разность).

Вы зафиксировали своё затруднение (?). Как относиться к затруднению? (В жизни мы часто сталкиваемся с затруднениями, и относиться к ним надо спокойно).

- Что делать дальше? (Подумать, где и почему возникло затруднение).



3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

1) создать условия для выполнения учащимися пошагового анализа своих действий;

2) организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения: не знаем такой формы глагола.

- Где возникло затруднение? (При определении признаков глагола)

- Почему оно возникло? (Не знаем признаков таких глаголов)



На экране – 2 карточки.

Запишите номер той карточки, где указано твоё затруднение.

Карточка №1

Я не смог определить, есть ли лицо, число, время у глагола решать.

Карточка №2

Я не знаю, какой ОК применять к таким глаголам.



- Причина затруднения у тех, кто выбрал карточку №1? Тогда, какая у вас цель? (Вывести алгоритм, как узнать, к какой форме глаголов относится данный глагол)

- Причина затруднения у те, кто выбрал карточку №2? (Не знают ОК, эталон для таких глаголов).

- Значит, какая ваша цель урока? (Вывести эталон, ОК).

- А есть ли такие, кто выбрал обе карточки? (И 1-ая, и 2-ая цель нам подходит)

- Все испытывают затруднение. А какое чувство у вас? (Спокойно воспринимаем затруднение. Мысли не будут складываться, если нервничать).

- Я тоже спокойна. Продолжаю вам помогать.

- Итак, какова цель урока?

- Вывести алгоритм определения, к какой форме глаголов относится данный глагол. Вывести эталон, ОК.



4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1) поставить цель учебной деятельности (устранение причины затруднения);

2) уточнить и согласовать тему урока;

3) определить средства (алгоритм).



- Какова же цель урока? (Чтобы выяснить, кто прав, надо построить алгоритм определения признаков таких глаголов).

- Каких глаголов? (У которых не определяются число, время, лицо, род). Может быть сможете назвать такие глаголы? (Неопределённая форма глаголов).

- Как назовём тему урока? («Неопределённая форма глагола»). Вывешивается карточка с темой урока.

– Какие известные вам эталоны, ОК следует использовать, чтобы выяснить, что такое н.ф. глагола?

– Спланируйте свою дальнейшую работу для выхода из затруднения. (Составить алгоритм, чтобы определить, в какой форме находится глагол, что у него можно определить).

- А затем? (Составить эталон)



5. Реализация построенного проекта

Цель:

1) Организовать реализацию проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

- Действуем по плану. Работать будете в группе.

- В группе – организатор. Сегодня я назову организаторов групп. Всеми эталонами можно пользоваться. Важно выслушать мнение каждого. Для этого организатор спрашивает: «Выскажи свою точку зрения. Ты выскажи свою, ты – свою … Спросить нужно каждого».

Группы прописывают на листах А-4. Выполненное задание вывешивают на доску.

Разбирать начинаем – с ошибочного.

Обращаемся к эталонам. Как определяем время? Задаём вопрос? Задайте вопрос. Соответствует ли этот вопрос одному из ОК №9 (н.,б.,пр. времени)?

Для каких глаголов даны эталоны №1,2? ( Для н. и б., а также пр. времени)

- Что можем сказать о глаголе решать? (Отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Нельзя определить ни числа, ни лица, ни времени).

-- Если мы не можем определить ни числа, ни лица, ни времени, то, как можно назвать такую форму глагола? (Неопределённая)

- Ещё один признак определите, выполнив упражнение 106.

Проверка: Назовите глаголы в той форме. В которой записали (изменили).

Слайд с глаголами из упражнение 106.

- Что ещё общего заметили в неопределённой форме глагола?

Суффиксы – ть, - ти или заканчиваются на –чь.

- Итак, как определить, относится ли глагол к к н.ф.? По-другому – ИНФИНИТИВ.


Получаем вывод, который фиксируется с помощью алгоритма:

1) Задай вопрос



2) Попробуй определить время, лицо, число



3) Можно определить время, число, лицо? ( Да – глагол в каком-то времени, нет – н.ф. глагола)


- Объясните эталон №3

Схематично.

- Сформулируйте полученный вывод в виде правила (Отвечает на вопросы, нельзя определить…, суффиксы … или заканчивается на …).

Сопоставьте с текстом в учебнике на стр. 78.

А у Мудрейкина вот такая н.ф. глагола. Ответьте на его вопросы.

Глазастик нам сообщает – н.ф. глагола – это его начальная форма.



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.

- Давайте потренируемся в записи глаголов в н.ф..

- Выполним упражнение 107 . С проговариванием – 3-4 глагола.

- Докажите, что мы записали н.ф. глагола. Обращаемся к эталонам №3, ОК



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

2) организовать самопроверку учащимися по эталону;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

–Хотите проверить свои силы в самостоятельной работе? (Да.)

– Дальше пишите самостоятельно, обозначая признаки н.ф. каждого глагола.

Проверь себя! Самоконтроль.

Эталоны


– Какие ошибки допустили при выполнении? Что нужно потренировать?

– У кого всё получилось? Поставьте себе «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Запишите предложение, найдите в нём глаголы, поставьте их в н.ф.

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.

Проверь себя!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

4) согласовать и записать домашнее задание.

- Итак, сегодня на уроке вы расширили свои знания и умения в области русского языка. Вспомните, как была сегодня цель урока. Научились ли вы узнавать н.ф. глагола?


- У кого возникли затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?

- Над чем надо ещё работать?

- Кто считает, что удалось всё на уроке?

- У вас на столах карточки. Поставьте «+» рядом с тем утверждением, с которым согласны.

На карточках указаны критерии:

  1. Я понял, что называют неопределённой формой глагола.

  2. Я не допустил ошибки в самостоятельной работе.

  3. Я смог понять свои ошибки.

  4. Я достиг поставленной цели.

  5. У меня остались затруднения.


Домашнее задание

По эталону составить и записать 2 своих глагола в н.ф.

Правило – стр. 78 – выучить

Упр. 108


- Спасибо за урок! Мне приятно было сегодня с вами работать. Вы активно работали сегодня на уроке.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола". 4 класс

Автор: Сироткина Елена Ягудовна

Дата: 20.07.2014

Номер свидетельства: 110298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "" Неопределённая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(37) "nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-1"
    ["file_id"] => string(6) "210347"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431427532"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "186921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426434717"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Неопределённая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_4_klasse_neopredelionnaia_forma_glagola"
    ["file_id"] => string(6) "538555"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580921646"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Неопределённая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_4_klassie_na_tiemu_nieopriedielionnaia_form"
    ["file_id"] => string(6) "432677"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508167309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства