Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Неопределённая форма глагола"»
Тема:Неопределенная форма глагола.
Цель:
а)уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
б) способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
в)воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Тип урока:урок осмысления знаний и формирования на их основе языковых и речевых умений и навыков.
Оборудование: таблица ,телевизор
План урока:
I. Организация учащихся для работы. ( 1 мин.)
II. Проверка выполнения домашнего задания. ( 5 мин.)
III. Словарно – орфографическая работа. ( 7 мин.)
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, постановка задач урока. ( 2 мин.)
V.Тренировочные упражнения на осмысление знаний , формирование умений и навыков. ( 15 мин.)
VI.Физкультминутка. ( 1 мин.)
VII. Творческая работа по развитию связной речи. ( 10 мин.)
VIII . Итог урока. ( 2 мин.)
IX. Домашнее задание. ( 1 мин. )
Ход урока:
Организация учащихся для работы.
- Ребята, настройтесь на работу. Сегодня на уроке у нас будет много интересных заданий. Посмотрите, всё ли вы приготовили для урока.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
1. Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос)
- Над изучением какой части речи мы сейчас работаем на уроках русского языка?
- Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется глагол?
- Какие времена имеет глагол?
-Как определить время глагола?
- Что знаем о глаголе прошедшего времени?
-Каким членом в предложении является глагол?
-С какими частями речи связан глагол?
2. Проверка домашнего задания с. 140 упр. 239
- Ребята первого ряда называют глаголы , которые они записали в прошедшем времени. Второй ряд называет глаголы, записанные в настоящем времени, и третий ряд – в будущем времени.
III. Словарно – орфографическая работа.
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
Молодые листочки березы трепещут и переливаются на_ весеннем солнце.
- О каком времени года говорится в этом предложении ? ( весна)
- Назовите в слове весна первый звук, дайте ему характеристику.( - Звук [в,] – согл., зв. парный, мяг. парный.)
- Какой буквой этот звук обозначен на письме? (Буква в)
- Эта буква и будет хозяйка нашей минутки чистописания.
-Исследуйте это предложение. Найдите и объясните орфограммы.
(Учащиеся находят и объясняют орфограммы)
-Какие орфограммы не встретились?
- Определите время глаголов в предложении.
-ЗАПИШИТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПАМЯТИ.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, постановка задач урока.
- Определите время глаголов (цепочкой). У какого глагола мы не смогли это сделать
( глагол светить)
- Почему? ( ни один из вопросов для определения времени глагола не подходит)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с глаголами, у которых нельзя определить ни время, ни число. Это глаголы неопределённой формы. Мы будем учиться определять глаголы неопределённой формы, ставить к ним вопросы и правильно употреблять их в своей речи.
V.Тренировочные упражнения на осмысление знаний , формирование умений и навыков.
1. Объяснение учителя.
- В русском языке есть глаголы, у которых невозможно определить время и число. Такие глаголы называются глаголами неопределённой формы. Неопределённая форма не указывает на время и число, поэтому она так и называется. Неопределённая форма является начальной формой глагола.
2.Ознакомление с правилом ( учебник с. 141)
3. Работа по таблице ( на доске )
Неопределенная форма глагола.
( начальная форма )
Что делать ? Что сделать ?
действие незаконченное, действие законченное,
совершающееся оно уже совершилось
окончание - ть
будить разбудить
сверкать засверкать
нырять нырнуть
окончание - ти
расти подрасти
нести поднести
нулевое окончание
печь испечь
жечь сжечь
беречь сберечь
- Запомните: в глаголах в неопределённой форме после буквы ч в конце слова всегда пишется мягкий знак.
4. Упражнение на образование глаголов неопределённой формы.
а) Выполнение упражнения 241 с.141 ( дети выполняют упражнение устно, объясняют смысл пословиц , называют глаголы неопределённой формы)
б) Выполнение упражнения 242 с.141 ( ребята выполняют упражнение письменно в тетрадях)
VI.Физкультминутка.
Комплекс (сидя за партой).
И.п. – руки за головой, голова и локти опущены. 1-2 - поднимая голову, развести локти, прогнуться - вдох, 3-4 - расслабляя мышцы принять и.п. - выдох. Вариант: 1-2 - поднимая голову, руки вверх, прогнуться - вдох, 3-4 - расслабить мышцы, вернуться в и.п. - выдох. Прогибаться в грудной и поясничной части туловища, голову назад не запрокидывать; поднимая руки вверх, прогнуться.
VII. Творческая работа по развитию связной речи.
1.Соедини словосочетание близким по значению глаголом.
Баловать повесить голову
Грустить дать по шапке
Бездельничать класть зубы на полку
Голодать гладить по головке
Прогнать зарубить на носу
Запомнить бить баклуши
- Как вы думаете, почему в устойчивых выражениях употреблены глаголы в неопределённой форме ? ( Потому что устойчивые выражения относятся ко всем людям и не требуют указания лица, числа, времени.)
2. От имени существительного образовать и записать глагол в неопределённой форме.
Зелень - _________________
Крик - ___________________
Свет – ___________________
Погрузка - _______________
Корм - __________________
Проверка выполненной работы.
VIII . Итог урока.
( В форме тестового задания «Продолжи мысль»)
1. Начальная форма глагола не указывает на …. (время и число)
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…. (что делать? Что сделать?)
3.Эти глаголы заканчиваются на …… (-ть, -ти, -чь)
IX. Домашнее задание.
Выучить правило ( учебник с. 141), выполнить упражнение 243 с. 142