Неопределенная форма глагола.
4-й класс
Подготовила и провела учитель начальных классов Рябова Н. В.
Параметры урока
Содержание параметров
Программа, учебник, особенности
Программа “Русский язык” (Полякова)
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В основе курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология оценивания достижений.
Тема урока
Неопределённая форма глагола
Форма и тип урока
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Форма проведения – деловая игра.
Образовательная цель и задачи
Основная цель: формировать понятие о неопределённой форме глагола.
Задачи:
- учить делать выводы по теме;
- развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания;
- воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль.
Ресурсы урока
- карточки с текстами для заданий;
- словарные слова;
- оформление доски: карточки с надписями: “Детективное агентство”, ”, “Детектив”, “Иметь зоркий глаз”, “Уметь слушать и слышать”, “Быть внимательным”; “Фоторобот”, “Глагол”,“Что делать?”, “Что сделать?”, “-ть”, “-ти”, “неопределённая форма”
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов по вопросам;
- по окончанию находить глаголы в неопределённой форме;
- правильно записывать глаголы в неопределённой форме.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на уроках открытия новых знаний.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- делать выводы в результате совместной работы класса.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД.
- донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать друг друга.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Личностные результаты
Является формирование следующих умений:
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.
Средством достижения этих результатов является парно-групповая работа.
Структура урока (ОНЗ, проблемно-диалогическая технология)
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
II этап. Словарная работа
III этап. Актуализация опорных знаний.
IV этап. Открытие нового и формулирование темы урока.
V этап. Закрепление.
VI этап. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Поскорей проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
-Входя в кабинет, вы видели табличку «Детективное агентство 4А». Что это значит?
-От какого слова образовано прилагательное детективное?
Ребята, знаете ли вы кто такой детектив?
Детективы могут раскрывать не только преступные дела, но помочь отыскать потерянные вещи, потерявшихся людей.
- Какими качествами должен обладать детектив?
1. Иметь зоркий глаз.
2. Уметь слушать и слышать.
3. Быть внимательным
Эти качества нам пригодятся на уроке.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- В наше агентство на мой адрес электронной почты поступило сообщение “Помогите найти незнакомца, оказавшего помощь при пожаре. Он пожарных вызывал, водой поливал, людей спасал, пострадавших успокаивал. Хотим выразить ему благодарность» Не догадались, кто это? Почему? Возьмемся за это дело?
II. Словарная работа Цель: зафиксировать представления о новых словарных словах: альбом, карандаши, акварель, рисунок, портрет.
Организация учебного процесса на данном этапе
Чтобы проще было искать, нужно составить портрет. Как называется портрет разыскиваемого человека в криминалистике?
-Нам, детективам нужно составить фоторобот героя
-Какие синонимы можно подобрать к этому слову? Рисунок, изображение
(Словарная работа) Чтобы составить фоторобот, нам нужны принадлежности. Какие?
-Составляя фоторобот, будем ли мы использовать изобразительные средства?
Рядом со словами запишите их транскрипцию .
- Какое противоречие между произношением и написанием?
-Какие орфограммы встретились в данных словах?
III. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать представления о глаголе; зафиксировать ситуацию демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса на данном этапе:
- Наши приготовления закончены. Займемся составлением фоторобота.
На доске фрагменты портрета. Отвечая правильно на вопрос, мы можем использовать один фрагмент. Приступаем.
-Что такое глагол?
- Какие постоянные признаки глагола нам известны?
-Какие виды глагола нам известны?
- Непостоянные признаки глагола- это…
-На какие три группы можно разделить глаголы?
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
-Как изменяются глаголы в настоящем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
- Как еще можно определить глагол прошедшего времени?
-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
На какие группы можно разделить глаголы будущего времени?
Как пишутся глаголы с предлогами?
Мы составили фоторобот, но он оказался незавершенным. Значит, все ли мы знаем о глаголе?
- Предлагаю продолжить сбор информации и составить досье
На доске записаны слова: р..шаешь, пл..сал, выл...тит, ух..жу, укр..плять, п..сали, поб..гут, отн…сти, буду стоять
Вставьте пропущенные орфограммы и определите время глагола.
- Что объединяет все эти слова?
IV. Открытие нового и формулирование темы урока (постановка проблемы).
Цель: согласовать и зафиксировать цель и тему урока; построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на данном этапе: Цель: формировать понятие о неопределённой форме глагола).
У какого глагола вы не смогли определить время?
- Определите у данных глаголов лицо, число.
- А как бы вы назвали такую форму глагола, у которой нельзя определить время и число?
- Сформулируйте тему нашего урока
Такие глаголы имеют 3 названия.
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
-Какое из этих названий вам незнакомо? Снова обратимся к словарю.
- К каким признакам по-вашему можно отнести начальную форму глагола?
В нашем досье отведем место для записи информации?
- Поставьте вопросы к этим глаголам
Физкультминутка
-Мы знаем, что у глаголов прошедшего времени есть отличительная особенность – суффикс л. Какой вопрос мы можем поставить к следующей части урока?
-Чтобы ответить на вопрос, снова беремся за сбор информации.
Работая в парах, образуйте от глаголов инфинитив.
Прошу, стучит, ловишь, варите, жгут, ползет,
стелю, крепит, строишь, обожаете, стригут, гребу
брею, прилагает, красишь, выражаете, пекут, иду
Что общего у этих слов?
Какая часть слова изменяется?
Какой частью слова является?
Даже филологи- ученые не могут прийти к общему мнению, считать ть суффиксом или окончанием, поэтому давайте просто будем говорить: оканчиваются на –ть и –ти, чь) и опираться на сведения нашего учебника.
- Откройте учебник с.77. Прочитайте правило
V. Закрепление.
Упражнение 106 с 76 по вариантам 1в-1-4предл, 2в-4-7предл.
4. Работа в группах
1 группа.
Прочитайте советы – как приготовить домашнее задание по русскому языку. Выпишите глаголы в неопределённой форме.
1. Вспомнить, что изучали на уроке. Выучить по учебнику правило.
2. Внимательно прочитать задание к упражнению, что требуется для его выполнения. Потом прочитайте его целиком. Затем прочитать каждое предложение и записать в тетрадь.
3. Следите за почерком. Работу выполнять чисто, без ошибок.
4. Проверить выполненное упражнение.
- Проверка
2 группа. Замените словосочетания глаголами в неопределённой форме.
- Привести в исполнение –
- Принять участие –
- Задать вопрос –
- Оказать помощь –
3 группа. Исключите в каждом столбике лишнее слово и докажите.
катать
гулять
дружить
пароль
сорить
навещать
сеять
считать
рисовал
помочь
думаю
прочитать
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить свою работу и работу класса на уроке; обсудить домашнее задание; наметить направление будущей деятельности.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Подведение итогов.
- Подведём итог работы нашего агентства.
Сегодня на уроке
Я узнал(а)…
Я повторил(а)…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
-Глядя на фоторобот и досье, к какому выводу можем прийти: полны ли наши знания о глаголе?
Значит , наше детективное агентство продолжит свою работу на следующем уроке русского языка. Что нам удалось узнать на уроке?
- На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?
- Какая часть слова является показателем неопределённой формы?
- Какие трудности остались?
Д/з: с78 упр. 108
Прозвенел опять звонок,
И закончился урок.
Вы, ребятки, отдохните,
Силы новой наберите.
Это нужно детворе
Для здоровья, при игре.
Версии ребят.
детектив
из толкового словаря.
Агент сыскной полиции; специалист по расследованию уголовных преступлений и сбору информацию
Высказывания детей. Учитель прикрепляет на доску:
Версии ребят.
Глагол
фоторобот (прикрепить на доску).
Альбом, карандаши, акварель
Нет.
Составляют сначала транскрипцию, рядом записывают слово, подчеркивают орфограммы.
(Непроверяемые безударные гласные, парные согласные).
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? Что делал? что сделал? Например….
Вид глагола
Совершенный и несовершенный
число, род, лицо время
Настоящее, прошедшее и будущее время
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь ?что делает? что делаем? что делаете? что делают? Например...
по лицам и числам
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? Что делали? что сделали? Например...
По суффиксу л
по числам и в ед. ч.по родам
Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать? Например...
будущее простое время и будущее сложное время)
глаголы с предлогами не употребляются
несколько ребят поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву, называют орфограмму и определяют время глагола.
Орфограмма – безударная гласная в корне слова. Все слова являются одной частью речи – глаголом
Время лицо, число не определяется.
Предлагают версии
Тема: “ Неопределённая форма глагола”.
Из толкового словаря
- Инфинитив – лат. слово "неопределённый"
К постоянным признакам
В карточках- досье записывают нач форма, вопросы инфинитива
Укреплять- что делать? Отнести- что сделать?(Карточки с вопросами повесить на доску в досье записать вопросы)
Есть ли другие отличительные признаки н.ф. кроме вопроса?
(работа в парах)
Каждая парта получает карточку со словом, необходимо образовать инфинитив, записать на обратной стороне карточки фломастером и закрепить на доске.
ть на конце
(высказывают мнение
что делать? что сделать?
Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти