Цель: Сформировать понятие о неопределённой форме глагола.
  письменную речь, мышление.
  Воспитывать внимательность, самостоятельность, аккуратность при работе в тетрадях.
  Тип: урок усвоения новых знаний.
  Вид: урок теоретических и практических работ.
  самостоятельная работа.
  вариантам, работа в группах, работа в парах.
  Оборудование: запись на доске, учебник, презентация «Неопределённая форма глагола», индивидуальные и сигнальные карточки, карточки для работы в группах, книги «Занимательная грамматика».
      | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 
  |  Орг.мом | 1.Психологический настрой 
 
 
 2.Проверка готовности класса к уроку. |  | 
  |  Подготовка к усвоению новых знаний | 1.Раздать индивидуальные карточки с подсказкой. 
 Задание: Подчеркни глаголы 
  2.Ученик-консультант (у доски)  Проверяет домашнее задание у 2-3 учащихся.  
  3.Слайд №1  Тема: Неопределённая форма глагола  - Какую цель поставим на уроке?  
  
  4.Слайд №2  Цель урока говорит учитель. 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 
 | 5.Слайд №3  План урока  Подготовка к новой темеУсвоение новых знанийЗакрепление полученных знанийИтог урока (тест) | 
 | 
  | 
 | 6.Каллиграфическая минутка  - Что можете сказать про эту букву? (Кк) –Какой звук она образует?  - Дайте характеристику звуку (к) 7.Запись числа 
 | 
 
 | 
  | 
 | 8.Слайд №4 Словарная работа Шёл, ужинать, одевает, завтракала, дежурит, чувствую, решать, блеснули, жужжит, расставляет. - Чем похожи эти слова? - Чем отличаются эти слова? - Что обозначают глаголы? |  | 
  | 
 | - Послушайте сказку о глаголе Сказка о глаголе  Слова-действия гордятся своими значениями. Самые гордые глаголы движения. Они всегда подчёркивают, что движение – это жизнь. Без движения невозможен прогресс – нужно двигаться,идти вперёд, бежать, прыгать, лететь, порхать. В движении смысл жизни.  - Как же двигаться не думая? – возражают им глаголы мысли. – Надо думать, понимать, размышлять, сомневаться, тогда и можно говорить о смысле жизни.  - Вот именно, говорить, - радуются глаголы речи. О смысле жизни можно спорить, доказывать, убеждать, твердить, шептать. А если не работать, то хоть что говори, а жизнь лучше не станет. Действительно, глаголы всегда спрашивают: что делать? Что сделать? Всегда готовы трудиться, учиться, работать, тренироваться, заниматься. А вы, ребята, готовы работать? | 
 | 
  | 
 | 9.- Какой вывод можно сделать о глаголе? Слайд №5 (учитель читает вывод) 
 ВЫВОД:Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? Что делала? Что сделают? Что делать? Что сделать? и т.д. 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
  карточки учащиеся сдают и работают вместе с классомконсультанты опрос закончили, оценили ответы детей. | 
  |  Усвоение новых знаний |  Кто знает, как называются глаголы, которые отвечают на вопрос Что делать? Что сделать? | 
 | 
  | 
 | - Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. | 
 | 
  | 
 | 
 - Что узнали нового из правила? Образуются глаголы при помощи суффиксов (-ть, -ти, -чь) 
 ВЫВОД:Вопросы что делать? что сделать? имеют в написании мягкий знак, поэтому в глаголах начальной формы пишется мягкий знак. Начальная форма образуется при помощи суффиксов -ть, -ти, -чь |  | 
  | 4.Физминутка |  |  | 
  | 5.Усвоение новых знаний |  2. Работа с учебником  Чтение текстаПравильно ли поступил мальчик? Почему? Объясни 
 I-в (выписать глаголы неопределённой формы) 
 II-в (выписать все остальные глаголы) 
 I-в Учить, попасть, сделать, выучить, играть, думать, забывать. - Что пишется на конце слова у глаголов неопределённой формы? 
 II-в Идёт, догадался, любишь, хочешь, не узнаешь, не успел, запускал, позабыл, было, перестал, получился, вылетело. 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 6.Закрепление | Напиши глаголы, которые отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? 
  Слайд №6Работа с пословицами - Как понимаешь пословицы? - Спиши. Подчеркни глаголы в неопределённой форме. 
 Много спать – дело не знать. Без дела жить – только небо коптить. 
 1 группа: шить – вязать, кроить, строчить… 2 группа: купить –   3 группа: читать –   4 группа: кушать –   5 группа: копать –   
 ВЫВОД:  В неопределённой форме глагола пишется мягкий знак 
 
 |  индивидуальные карточкиуказать фамилии детей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 
 |  Клевать носомВо всю ИвановскуюКак в воду канулЗадирать носБить баклуши 
 
 |  | 
  | 
 | Напиши антонимы Взять –   Терять –   Ослабить –   Приблизить –   Чистить –   Говорить –   
 - Что всегда пишется у глаголов начальной формы? - Какие суффиксы имеет глагол неопределённой формы? 
 
 
 |  | 
  | 7.Итог | 1.Глагол – это  самостоятельная часть речислужебная часть речи 
  2.Глагол обозначает  признакдействиепредмет 
  3.Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы  Что делает? Что делают?Что делать? Что сделать?Какой? Чей? 
 4.Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы  ить, ти, чьчк, лнн, чк, ик 
 5.Каким членом предложения является глагол?  дополнениеподлежащеесказуемое 
 | 
 | 
  | 
 | Слайд№8 Ответы к тестам: 1-а 2-б 3-б 4-а 5-в 
 |  | 
  | 8. Д/з | 
 Слайд №9 - домашнее задание 
  с.139 – правило(н)упр.355 с.140 – Объяснить!приготовить карточки по теме "Глагол» (по желанию) | 
 |