Цель: Сформировать понятие о неопределённой форме глагола.
письменную речь, мышление.
Воспитывать внимательность, самостоятельность, аккуратность при работе в тетрадях.
Тип: урок усвоения новых знаний.
Вид: урок теоретических и практических работ.
самостоятельная работа.
вариантам, работа в группах, работа в парах.
Оборудование: запись на доске, учебник, презентация «Неопределённая форма глагола», индивидуальные и сигнальные карточки, карточки для работы в группах, книги «Занимательная грамматика».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг.мом | 1.Психологический настрой 2.Проверка готовности класса к уроку. | |
Подготовка к усвоению новых знаний | 1.Раздать индивидуальные карточки с подсказкой. Задание: Подчеркни глаголы 2.Ученик-консультант (у доски) Проверяет домашнее задание у 2-3 учащихся. 3.Слайд №1 Тема: Неопределённая форма глагола - Какую цель поставим на уроке? 4.Слайд №2 Цель урока говорит учитель. | |
| 5.Слайд №3 План урока Подготовка к новой теме Усвоение новых знаний Закрепление полученных знаний Итог урока (тест) | |
| 6.Каллиграфическая минутка - Что можете сказать про эту букву? (Кк) –Какой звук она образует? - Дайте характеристику звуку (к) 7.Запись числа | |
| 8.Слайд №4 Словарная работа Шёл, ужинать, одевает, завтракала, дежурит, чувствую, решать, блеснули, жужжит, расставляет. - Чем похожи эти слова? - Чем отличаются эти слова? - Что обозначают глаголы? | |
| - Послушайте сказку о глаголе Сказка о глаголе Слова-действия гордятся своими значениями. Самые гордые глаголы движения. Они всегда подчёркивают, что движение – это жизнь. Без движения невозможен прогресс – нужно двигаться,идти вперёд, бежать, прыгать, лететь, порхать. В движении смысл жизни. - Как же двигаться не думая? – возражают им глаголы мысли. – Надо думать, понимать, размышлять, сомневаться, тогда и можно говорить о смысле жизни. - Вот именно, говорить, - радуются глаголы речи. О смысле жизни можно спорить, доказывать, убеждать, твердить, шептать. А если не работать, то хоть что говори, а жизнь лучше не станет. Действительно, глаголы всегда спрашивают: что делать? Что сделать? Всегда готовы трудиться, учиться, работать, тренироваться, заниматься. А вы, ребята, готовы работать? | |
| 9.- Какой вывод можно сделать о глаголе? Слайд №5 (учитель читает вывод) ВЫВОД:Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? Что делала? Что сделают? Что делать? Что сделать? и т.д. | карточки учащиеся сдают и работают вместе с классом консультанты опрос закончили, оценили ответы детей. |
Усвоение новых знаний | Кто знает, как называются глаголы, которые отвечают на вопрос Что делать? Что сделать? | |
| - Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. | |
| - Что узнали нового из правила? Образуются глаголы при помощи суффиксов (-ть, -ти, -чь) ВЫВОД:Вопросы что делать? что сделать? имеют в написании мягкий знак, поэтому в глаголах начальной формы пишется мягкий знак. Начальная форма образуется при помощи суффиксов -ть, -ти, -чь | |
4.Физминутка | | |
5.Усвоение новых знаний | 2. Работа с учебником Чтение текста Правильно ли поступил мальчик? Почему? Объясни I-в (выписать глаголы неопределённой формы) II-в (выписать все остальные глаголы) I-в Учить, попасть, сделать, выучить, играть, думать, забывать. - Что пишется на конце слова у глаголов неопределённой формы? II-в Идёт, догадался, любишь, хочешь, не узнаешь, не успел, запускал, позабыл, было, перестал, получился, вылетело. | |
6.Закрепление | Напиши глаголы, которые отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? Слайд №6 Работа с пословицами - Как понимаешь пословицы? - Спиши. Подчеркни глаголы в неопределённой форме. Много спать – дело не знать. Без дела жить – только небо коптить. 1 группа: шить – вязать, кроить, строчить… 2 группа: купить – 3 группа: читать – 4 группа: кушать – 5 группа: копать – ВЫВОД: В неопределённой форме глагола пишется мягкий знак | индивидуальные карточки указать фамилии детей |
| Клевать носом Во всю Ивановскую Как в воду канул Задирать нос Бить баклуши | |
| Напиши антонимы Взять – Терять – Ослабить – Приблизить – Чистить – Говорить – - Что всегда пишется у глаголов начальной формы? - Какие суффиксы имеет глагол неопределённой формы? | |
7.Итог | 1.Глагол – это самостоятельная часть речи служебная часть речи 2.Глагол обозначает признак действие предмет 3.Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы Что делает? Что делают? Что делать? Что сделать? Какой? Чей? 4.Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ить, ти, чь чк, л нн, чк, ик 5.Каким членом предложения является глагол? дополнение подлежащее сказуемое | |
| Слайд№8 Ответы к тестам: 1-а 2-б 3-б 4-а 5-в | |
8. Д/з | Слайд №9 - домашнее задание с.139 – правило(н) упр.355 с.140 – Объяснить! приготовить карточки по теме "Глагол» (по желанию) | |