Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложносочинённом предложении»
Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях .
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению, их ролью в предложении; научить определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, различать простые и сложные предложения, находить сложносочинённые предложения в ряду указанных предложений.
I. 1. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
1. Работа с текстом. Проецируется отрывок из стихотворения И. И. Макарова. Текст выразительно читается.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Учащиеся отвечают на вопросы:
— Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном предложении?
— Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую картину?
— Определите, каким по строению является это предложение. Сколько в нём простых предложений?
Учащиеся делают вывод, что сложносочинённое предложение характеризуется наличием повторяющихся союзов и перечислительной интонации, все предложения логически равноправны, поэтому такое сложное предложение имеет одно смысловое значение.
2. Работа с материалом учебника чтение теоретического материала :
Соединительные- и, да (=и), ни... ни, тоже, также
Разделительные - то... то, или (иль), либо... либо, не то... не то, то ли... то ли
Противительные- а, но, да (=но), зато, однако, не только... но и
3. Тренировочные упражнения.
В упр. 60 на с. 35 надо составить из двух простых предложений несколько сложных с разными сочинительными союзами, объяснить выбор союзов. Проецируются предложения с заданием: продолжите предложение так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены, б) простые предложения в сложном.
1) В кружке кройки и шитья девочки занимались уже два месяца и …
2) Уборку школьного двора поручили ученикам десятого класса и …
3) Картины, развешанные по стенам, украшали комнату и …
4) Величественная архитектура города, его памятники, набережная всегда привлекали многочисленных туристов и …
III. Закрепление темы.
1. Проецируются предложения с заданием: вставьте нужные по смыслу союзы, определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.