Конспект урока на тему "Понятие о сложносочинённом предложении"
Конспект урока на тему "Понятие о сложносочинённом предложении"
Урок русского языка по теме «Понятие о сложносочинённом предложении» ( 9 класс, УМК под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта) разработан с использованием технологии РКМЧП, позволяющей включить каждого ученика в активную познавательную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Понятие о сложносочинённом предложении"»
Урок русского языка в 9 классе на тему
«Понятие о сложносочинённом предложении»
Ресурсы. М.М. Разумовская, С.И. Львова и др. Русский язык. Учебник. 9 класс;
компьютер, интерактивная доска.
Тема. Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Цель: создать условия для формирования навыка распознавания основных групп сложносочинённых предложений по значению и союзам, постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях.
Задачи урока через планируемые результаты.
Предметные: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; умеют применять алгоритм постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении.
Метапредметные:
регулятивные: выполнят целеполагание как постановку учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, выстроят алгоритм действий для постановки запятой в ССП;
познавательные: читают учебный текст с целью самостоятельного поиска и выделения информации, преобразуют информацию;
коммуникативные: умеют слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формулируют ответ на вопрос, принимают различные точки зрения, формулируют собственное мнение, ведут поиск и обработку информации в учебном тексте, выражают свои мысли, выстраивают монологическую и диалогическую речь, осуществляют рефлексию.
Личностные: формируют познавательный интерес, устойчивую мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности и конструированию.
Ход урока
Этап урока
Учитель
Учащиеся
Приёмы
I Организационный момент
Приветствует учащихся, эмоционально создавая доброжелательную атмосферу сотрудничества, в классе; настраивает на урок.
Настраиваются на сотрудничество, взаимопонимание
Вызов
- Верно ли в этих предложениях расставлены знаки препинания?
Читают предложения, соглашаются с утверждением или опровергают его.
Сверкнула молния и послышался резкий удар грома. То светило солнце, то шёл дождь. Улыбнулось из-за туч солнышко и загорелась над рекой семицветная радуга.
Верные – неверные суждения
- О чём будем говорить на сегодняшнем уроке?
Учитель записывает тему урока на доске.
Формулируют тему урока, записывают в тетрадь.
Формулировка темы
- А что вы знаете о сложноподчиненных предложениях? Запишите то, что знаете в таблицу в графу «Знаю».
Учитель записывает ответы на доске.
-А что вы хотели бы узнать о ССП? Обсудите в парах и запишите в графу «Хочу узнать».
Учитель записывает формулировки на доске.
Обсуждают в парах, формулируют то, что знают или им кажется, что знают о ССП, записывают в таблицу в графу «Знаю», затем говорят вслух.
Обсуждают в парах, формулируют, записывают в таблицу, делятся мыслями вслух
Работа в парах
Заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать»
Чему хотите научиться на этом уроке?
Целеполагание
Осмысление.
Прочитайте статью учебника о ССП, делая пометки.
Читают научный текст, делают пометки.
Чтение с пометками «v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - непонятно.
А.
Подумайте, какие из ваших первоначальных представлений подтвердились, а какие оказались ложными? Ещё раз обратите внимание на информацию, которая оказались для вас новой? Какие возникли вопросы после прочтения? На какие вопросы не нашли ответ?
Заполняют индивидуальную маркировочную таблицу. В таблицу сведения из текста заносятся обязательно кратко, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально.
Составление таблицы инсерт.
Поделитесь своими наработками. Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
Какая информация была новой? +
А о чём вы думали иначе?
Что осталось непонятным?
Проговаривают то, что записали в таблице.
Монологический ответ
Б.
Вы прочитали статью учебника , попробуйте основные положения изобразить в виде кластера.
После обсуждения составляет кластер на доске.
Составляют кластер.
Предлагают свои варианты, обсуждают
Составление кластера. Работа в группах.
II
Тренаж
Сегодня на уроке мы узнали теоретический материал о ССП, перейдём к выполнению практических заданий. Какие же действия нужно выполнить, чтобы правильно расставить знаки препинания в ССП?
Работа в группе: выстраивание алгоритма действий для постановки запятой в ССП
Мозговой штурм
Поделитесь своими наработками
Представитель группы предлагает алгоритм
Обсуждение
Корректировка, выработка единого алгоритма.
1. Обозначить грамматические основы предикативных частей с составе сложносочинённого предложения.
2. Указать границы предикативных частей.
3.Поставить запятую на границе предикативных частей.
4. Указать средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.
Выработка алгоритма действий. Работа в группах.
Применим алгоритм на практике: выполним упражнения № 70.
Выполняют упражнение, используя алгоритм (один ученик записывает одно предложение на доске, остальные – в тетради)
Тренаж
Домашнее задание
Дома закончите выполнение упражнения № 70.
III Рефлексия
Подведём итоги сегодняшней работы. Ответьте на вопросы.
- Какое предложение называют сложносочинённым?
- Назовите средства связи в сложносочинённом предложении.
- Какие группы сочинительных союзов знаете?
- Какие смысловые отношения устанавливаются в зависимости от употребляемых союзов?
- Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении?