kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о сложноподчинённом предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового материала по теме "Понятие о сложноподчиненном предложении".  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложноподчинённом предложении»

Тема урока: Понятие о сложноподчинённом предложении

Цель: дать понятие о сложноподчинённом предложении

Задачи: 1) образовательная: научить определять структуру СПП (главную и придаточную части, место придаточной по отношению к главной); составлять схему (горизонтальную и вертикальную) СПП, конструировать предложения и употреблять их в речи;

2) развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся через анализ, сравнение и сопоставление языкового материала; совершенствовать умение грамотно, аргументированно и связно формулировать ответ;

3) воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку; формировать навыки сотрудничества в учебной работе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

  • Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет плодотворным.

2. Мотивация к учебной деятельности

На слайде – зимние пейзажи и строки из стихотворений русских поэтов о зиме. Вопрос: что объединяет их? (тема; строки из стихотворений – сложные предложения). Сможете определить вид сложных предложений? Насколько важно для вас знание сложных предложений? (ответы учащихся) В каком стиле использованы эти предложения? (художественный) В каком ещё стиле они необходимы? (в научном: доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы). Да, использование сложных предложений делает нашу речь богаче. (высказывания лингвистов)

Н. Шанский

«В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределы одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений»

«На примере сложноподчинённых предложений можно проследить, как человек выражает отношение между миром и собственной точкой зрения»

  • Определение темы и целей урока

- Сегодня мы продолжим изучение сложных предложений. Перед вами лежат рабочие листы, запишите в них тему урока: Понятие о сложноподчинённом предложении. Ребята, в течение урока вы будете оценивать свои умения по баллам (они указаны на полях рабочего листа), а в конце урока баллы переведёте в оценку. Пусть девизом урока будут слова:

Послушайте – и вы забудете,

Посмотрите – и вы запомните,

Сделайте – и вы поймёте.

- Попробуйте, опираясь на опорные слова, сформулировать цели урока.

Выяснить, ….(какое предложение называется СПП), из каких частей состоит, как связаны части СПП);

Научиться определять…..(части СПП, средства связи), конструировать СПП, составлять схемы.

  • Актуализация имеющихся знаний о СПП и фиксация затруднений в пробном действии.

А) Работа в парах

Восстановите схему, обсудите в парах восстановленную схему, озвучьте полученный результат. Задайте вопросы товарищу по парте (по схеме)

Сложные предложения





……….. бессоюзные





ССП …….



Б) Ребята, вы уже знаете, как называются части СПП. Попробуйте назвать их в указанных предложениях (знаки препинания не расставлены): 1) Хорошо бродить в поле когда колосится рожь. 2) Если не будет дождя мы завтра пойдём за грибами. 3) В небольшой комнате куда я вошёл было довольно темно.

Где затрудняетесь?

5. Поиск недостающих знаний.

А) Внимательно прочитайте определение СПП ( диффер. Сравнить ССП и СПП: что общего? чем различаются?) Какое средство связи мы пока не знаем? Повторим подчинительные союзы. (на столах распечатанные таблицы)

Б) Теория стр. 67-68: место придаточного предложения. Подтвердите эти сведения примерами из карточек.

Дифференциация: одни учащиеся проверяют по образцу; у других проверяет ученик-консультант. Добавить предложение с несколькими придаточными ( Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни)

В) Теория стр.72: вертикальные и горизонтальные схемы. К предложениям из предыдущего задания составить схемы.

6. Первичное закрепление

Конструирование СПП: постройте СПП, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.

Главные предложения: трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку на остров пришлось отложить; в лесу было тепло; мы надеялись; я зайду к тебе.

Придаточные предложения: если у меня будет свободное время; потому что в мае шли дожди; что наша команда окажется победительницей в предстоящем матче; так как на море разыгрался сильный шторм; хотя в тенистых местах ещё лежал снег; который был перед школой.

- В каких предложениях можно поменять место придаточного?

- Составить горизонтальную схему к предложению: На пустыре, который был перед школой, разбили сад.

- Работа с орфограммами( подготовка к ОГЭ): проверяемая безударная гласная в корне (3); проверяемая согласная в корне (4

); приставка, написание которой зависит от звонкости- глухости следующего согласного (разбили); чередование гласной в корне(1)

7. Обратная связь.

Тест

  • Укажите сложноподчинённое предложение

А) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

Б) Всё небо было испещрено звёздами, таинственно струилось с вышины их голубое мерцание.

В) Этот Валька рад, что теперь суматоха в доме.

2. Укажите спп, в котором придаточное предложение стоит в середине главного.( знаки препинания не расставлены)

А) Скажи Касьяну чтобы ворота запер.

Б) Если будет хорошая погода пойдём на прогулку.

В) На зелёных кустах которые смотрели в воду сверкала роса.

3.Укажите спп, которое соответствует схеме

А) Он пообещал, что вернётся до заката.

Б) Когда распустилась черёмуха, ребята принесли из леса букет.

В) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.



8. Рефлексия: оцените свою деятельность на уроке, какие знания оказались для вас новыми, что осталось непонятным. Баллы, выставленные на уроке, переведите в оценку.

9. Домашнее задание: §12; упр 96 (1) или выписать 5 спп из художественных произведений.




















Приложение


Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком

И.Никитин

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Н.Некрасов

Снег – на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.

С.Маршак

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

А.Пушкин

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит

Ф.Тютчев

Высказывания

« В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределы одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений»

Н. Шанский

« На примере сложноподчинённых предложений можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения»

Н.Шанский

Рабочий лист учащегося 9 класса ____________________________________________

Тема: _____________________________________________________________________

Задание №1

Восстановите схему, обсудите в группе восстановленную схему.





Оценивание задания: за восстановленную схему – 1б, за вопросы – 1б.

Задание №2

1) Хорошо бродить в поле когда колосится рожь. 2) Если не будет дождя мы завтра пойдём за грибами. 3) В небольшой комнате куда я вошёл было темно.

Задание не оценивается.

Задание №3

Внимательно прочитайте в параграфе 12 определение СПП, выучите его.

Задание №4

Прочитайте теорию на стр.67-68: место придаточного предложения. Подтвердите эти сведения указанными ниже предложениями.

1) Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. 2) Когда она играла на рояле я вставал и слушал. 3) На поляну где рос огромный дуб мы вышли под вечер.

Задание не оценивается.

Задание №5

Прочитайте теорию на стр. 72: схемы СПП. Составьте схемы предыдущих предложений:

1) вертикальная схема

2) 3) горизонтальные схемы

Оценивание задания: 1б за каждую правильную схему

Задание №6

Постройте 4 СПП, подобрав к главному соответствующее придаточное (соедините стрелками)

Главные предложения:

- трава была сочная - если у меня будет свободное время

- потому что в мае шли дожди

- поездку на остров пришлось отложить

- в лесу было тепло

- так как на море разыгрался шторм

- я зайду к тебе - хотя в тенистых лесах ещё лежал снег

Оценивание задания: от 1 до 4 баллов

Выпишите слова(3) с проверяемой гласной в корне; от 1 до 3 б;

Выпишите слова с проверяемой согласной в корне(3); от 1 до 3 б;

Выпишите слово(1) с чередующейся гласной в корне; 1б;

Выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от звонкости-глухости согласного(1); 1 б;


Тест

1. Укажите СПП

А) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.



Б) Всё небо было испещрено звёздами, таинственно струилось с вышины их голубое мерцание.

В) Этот Валька рад, что теперь суматоха в доме.


2. Укажите СПП, в котором придаточное предложение стоит в середине главного (знаки препинания не расставлены)

А) Скажи Касьяну чтобы ворота запер.

Б) Если будет хорошая погода пойдём на прогулку.

В) На зелёных кустах которые смотрели в воду сверкала роса.


3. Укажите СПП, которое соответствует схеме:

А) Он пообещал, что вернётся до заката.

Б) Когда распустилась, черёмуха ребята принесли из леса букет.

В) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

Оценивание: от 1 до 3б;



Перевод баллов в оценку: от 24—26 - «5»

от 20 – 23 - «4»

от 14 - 19 – «3»


менее 14 – «2»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Понятие о сложноподчинённом предложении

Автор: Козырева Надежда Алексеевна

Дата: 19.01.2020

Номер свидетельства: 536410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему "Понятие сложноподчинённого предложения" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-poniatiie-slozhnopodchinionnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "209414"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431127369"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении "
    ["seo_title"] => string(61) "rol-ukazatiel-nykh-slov-v-slozhnopodchinionnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "234332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443426827"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация к уроку "Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-uroku-rol-ukazatiel-nykh-slov-v-slozhnopodchinionnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "234333"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443427044"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Понятие о сложноподчинённом предложении. Основные виды придаточных предложений. "
    ["seo_title"] => string(91) "poniatiie-o-slozhnopodchinionnom-priedlozhienii-osnovnyie-vidy-pridatochnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "114931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411741006"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчинённом предложении."
    ["seo_title"] => string(80) "miesto_pridatochnogho_priedlozhieniia_po_otnoshieniiu_k_ghlavnomu_v_slozhnopodch"
    ["file_id"] => string(6) "368823"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481553097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства