Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.
Задания:
Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения. Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях. Объясните лексическое значение слова вольеров. Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.
Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.
Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.
Объясните лексическое значение слова вольеров.
Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.
Вольер (и вольера) (фр.vоliеге) — открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.
Работанад темой урока
Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:
какой?
х с. с.
[тот] , (кого ...)
Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.
какого?
х с. с.
[того + сущ.], (который ...)
Указательные слова являются членами главного предложения.
Таблица « Способ выражения указательных»
Разряд
Перечень слов
1.Указательные местоимения и местоимённые наречия
Примеры
Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.
2.Определителные местоимения и местоимённые наречия
1.Так вот тот что он обещал ей сделать через десять лет (К. Паустовский). 2.Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л.Толстой).
Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия
4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия
1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.Федосеев). 2. Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ).
Никто, ничто , нигде, никогда и др.
Я не знаю никого , кто бы мог заменить старого графа ( Н. Лесков).
Кто – то, что – то, где-то, когда-то и др.
5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями
По какой – то причине , о кото -рой мы не догадывались, в до -ме все говорили шёпотом и хо -дили чуть слышно ( Н. Лесков).
При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)
А это удаётся в томслучае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Маршак).
Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.
Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?
Какой частью речи являются указательные союзы?
В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент
Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?
1. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом ( Из газет).
Комментарий. Союзное слово чей вносит оттенок принадлежности, какой — оттенок сравнения, уподобления, когда — временной оттенок; что, как и который имеет общее определительное значение, но, употребляемое реже, оно более выразительно; кое — архаичное слово, придаёт тексту ироническую окраску.
Практическая работа с языковым материалом
Задание № 1. Прочитайте. Как вы думаете, есть ли в данных сложноподчинённых предложениях указательные слова? Докажите свою точку зрения. Найдите и охарактеризуйте обособленные члены предложения. Какой частью речи является в данном случае слово блестящий в 3-м предложении?
1. Если с цитадели смотреть, то вёрст на пятьдесят вокруг видно ( Ю. О. Домбровский). 2. Так как я приехал с целью поступить в какой-нибудь полк и побывать на войне, то седьмого мая, в четыре часа утра, я уже стоял на улице в серых рядах, выстроившихся перед квартирой полковника 222-го Старобельского пехотного полка (Б. М. Гаршин). 3. Чем ближе я знакомился с ним, тем больше он удивлял меня своим блестящим умом (А. С. Новиков-Прибой).
Задание № 2.
Спишите. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?
1. Урожай с гектара здесь таков, какого не знают в других местах (Г. Кублицкий). 2. Закончив, оркестранты повернулись в ту сторону, где сидел с друзьями Пётр Ильич, и зааплодировали , стуча смычками по пюпитрам (Е. Дулова). 3. Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).
Укажите неопределённо-личные предложения.
Объясните правила пунктуации во 2-м и 4-м предложениях.
К какой тематической группе принадлежат выделенные слова? Продолжите ряд слов, принадлежащих к этой группе.
««Тренинг начинающего редактора»
Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.
1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.
К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.
Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова.
Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.
Задание № 3. В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах.
1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу . Расскажи - ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.
Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
Выполните выборочный диктант по упражнению № 100.
Выпишите сложноподчинённые предложения, употребляя указательные слова на месте пропусков, составьте схемы выделенных предложений.
Тест
1.Найди предложение с указательным словом.
А. Расплескалось красок столько, что кружится голова.
Б. Скалы – это преграда, которую нужно преодолеть.
В. Мы заметили, как на горизонте
показалась туча.
2.Определите, при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному
А. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с раздумьем о прошлом.
Б. Позови своих прислужников да спроси их, что они скажут.
А. – Союз.
Б. – Союзное слово.
3. На месте каких цифр должны стоять запятые?
В воздухе(1) куда ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облака снежинок.
А. 1, 2, 3
Б. 2, 3
В. 1, 2
Рефлексия. Подведение итогов
Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Задание. Рассмотрите таблицу. Дополните её примерами. Подготовьте устное сообщение «Средства связи в сложноподчинённом предложении».
Обращение к записи на доске
Средства связи в сложноподчинённом предложении
Средство связи
Место расположения
1. Союз
1. Союз
В придаточной части
Является ли членом предложения
2.Союзное слово (относительное местоимение или местоимённое наречие)
Пример
Не является
В придаточной части
3.Указательное слово (указательное и определительное местоимение или местоимённое наречие)
В главной части
Является членом придаточного предложения
Является членом главного предложения
Домашнее задание дифференцированного характера
1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока на с. 67 – 68.
2.Выполнить упражнения:
1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока на с. 67 – 68. 2.Выполнить упражнения:
1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока на с. 67 – 68. 2.Выполнить упражнения:
а) упр. 104 (устно);
б) упр. 105 (письменно).
3. Творческое задание (по выбору учащихся) . Из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, выписать 6-7 сложноподчинённых предложений с различными средствами связи придаточного предложения с главным .
Использованные материалы
Http://www.1september.ru/ru/
Http://urok.hut.ru/
Http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. – М. Просвещение, 2014.
Фефилова Г.Е. Русский язык. 9 класс: планы – конспекты уроков.- Ростов н/Д: Феникс,2013