kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку "Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: .( Слайд 2.)

1.Образовательная:

  • углубить понятие учащихся о  сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
  • формировать умение  выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
  • с помощью вопроса к ним  определять  синтаксическую роль придаточной части;
  • составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами; 

2.Воспитательная:

  • воспитывать языковое чутьё;
  • внимание к происходящим процессам.

3.Развивающая:

  • расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении" »

МБОУ «СОШ №1» г. Нижневартовск    РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ  ПОДГОТОВИЛА: МИФТАХОВА С.Т., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ «СОШ №1» г. Нижневартовск

РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

ПОДГОТОВИЛА: МИФТАХОВА С.Т.,

УЧИТЕЛЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

Цели урока   1.Образовательная: углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным; формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова; с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части; составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами; 2.Воспитательная: воспитывать языковое чутьё; внимание к происходящим процессам. 3.Развивающая:

Цели урока

1.Образовательная:

  • углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
  • формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
  • с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
  • составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2.Воспитательная:

  • воспитывать языковое чутьё;
  • внимание к происходящим процессам.

3.Развивающая:

  • расширять и углублять предметную компетенцию учащихся
«Лови ошибку»   Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.

«Лови ошибку»

Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.

Практическая работа: конструирование безличных предложений

Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.

Задания:

  • Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения. Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях. Объясните лексическое значение слова вольеров. Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.
  • Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.
  • Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.
  • Объясните лексическое значение слова вольеров.
  • Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.

Вольер (и вольера) (фр. v о li еге) — открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.

Работа  над темой урока  Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.  Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:   какой?  х с. с.   [тот] , (кого ...)   Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.  какого?  х с. с. [того + сущ.], (который ...)  Указательные слова являются членами главного предложения.

Работа над темой урока

Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

какой?

х с. с.

  [тот] , (кого ...)

  Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.

какого?

х с. с.

[того + сущ.], (который ...)

Указательные слова являются членами главного предложения.

Таблица « Способ выражения указательных»

Разряд

Перечень слов

1.Указательные местоимения и местоимённые наречия

Примеры

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.

2.Определителные местоимения и местоимённые наречия

1.Так вот тот что он обещал ей сделать через десять лет (К. Паустовский). 2.Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л.Толстой).

Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия

1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.Федосеев). 2. Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ).

Никто, ничто , нигде, никогда и др.

Я не знаю никого , кто бы мог заменить старого графа ( Н. Лесков).

Кто – то, что – то, где-то, когда-то и др.

5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

По какой – то причине , о кото -рой мы не догадывались, в до -ме все говорили шёпотом и хо -дили чуть слышно ( Н. Лесков).

При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Маршак).

Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока  Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.

  • Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?
  • Какой частью речи являются указательные союзы?
  • В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?

1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент

Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?

  1. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом ( Из газет).

Комментарий. Союзное слово чей вносит оттенок принадлежности, какой — оттенок сравнения, уподобления, когда — временной оттенок; что, как и который имеет общее определительное значение, но, употребляемое реже, оно более выразительно; кое — архаичное слово, придаёт тексту ироническую окраску.

     Практическая работа с языковым материалом  Задание № 1.  Прочитайте. Как вы думаете, есть ли в данных сложноподчинённых предложениях указательные слова? Докажите свою точку зрения. Найдите и охарактеризуйте обособленные члены предложения. Какой частью речи является в данном случае слово блестящий в 3-м предложении?  1. Если с цитадели смотреть, то вёрст на пятьдесят вокруг видно ( Ю. О. Домбровский). 2. Так как я приехал с целью поступить в какой-нибудь полк и побывать на войне, то седьмого мая, в четыре часа утра, я уже стоял на улице в серых рядах, выстроившихся перед квартирой полковника 222-го Старобельского пехотного полка (Б. М. Гаршин). 3. Чем ближе я знакомился с ним, тем больше он удивлял меня своим блестящим умом (А. С. Новиков-Прибой).

  Практическая работа с языковым материалом

Задание № 1. Прочитайте. Как вы думаете, есть ли в данных сложноподчинённых предложениях указательные слова? Докажите свою точку зрения. Найдите и охарактеризуйте обособленные члены предложения. Какой частью речи является в данном случае слово блестящий в 3-м предложении?

1. Если с цитадели смотреть, то вёрст на пятьдесят вокруг видно ( Ю. О. Домбровский). 2. Так как я приехал с целью поступить в какой-нибудь полк и побывать на войне, то седьмого мая, в четыре часа утра, я уже стоял на улице в серых рядах, выстроившихся перед квартирой полковника 222-го Старобельского пехотного полка (Б. М. Гаршин). 3. Чем ближе я знакомился с ним, тем больше он удивлял меня своим блестящим умом (А. С. Новиков-Прибой).

Задание № 2.  Спишите. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?  1. Урожай с гектара здесь таков, какого не знают в других местах (Г. Кублицкий). 2. Закончив, оркестранты повернулись в ту сторону, где сидел с друзьями Пётр Ильич, и зааплодировали , стуча смычками по пюпитрам (Е. Дулова). 3. Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).

Задание № 2.

Спишите. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?

1. Урожай с гектара здесь таков, какого не знают в других местах (Г. Кублицкий). 2. Закончив, оркестранты повернулись в ту сторону, где сидел с друзьями Пётр Ильич, и зааплодировали , стуча смычками по пюпитрам (Е. Дулова). 3. Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).

  • Укажите неопределённо-личные предложения.
  • Объясните правила пунктуации во 2-м и 4-м предложениях.
  • К какой тематической группе принадлежат выделенные слова? Продолжите ряд слов, принадлежащих к этой группе.

« «Тренинг начинающего редактора»

Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.

1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.

  • К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.

Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова.

Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.

Задание № 3. В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах.

1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу . Расскажи - ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.

Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

  • Выполните выборочный диктант по упражнению № 100.
  • Выпишите сложноподчинённые предложения, употребляя указательные слова на месте пропусков, составьте схемы выделенных предложений.
Тест   1.Найди предложение с указательным словом. А. Расплескалось красок столько, что кружится голова. Б. Скалы – это преграда, которую нужно преодолеть. В. Мы заметили, как на горизонте  показалась туча.

Тест

1.Найди предложение с указательным словом.

А. Расплескалось красок столько, что кружится голова.

Б. Скалы – это преграда, которую нужно преодолеть.

В. Мы заметили, как на горизонте

показалась туча.

2.Определите, при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному   А. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с раздумьем о прошлом. Б. Позови своих прислужников да спроси их, что они скажут. А. – Союз. Б. – Союзное слово.

2.Определите, при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному

А. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с раздумьем о прошлом.

Б. Позови своих прислужников да спроси их, что они скажут.

А. – Союз.

Б. – Союзное слово.

3. На месте каких цифр должны стоять запятые?    В воздухе(1) куда ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облака снежинок.  А. 1, 2, 3  Б. 2, 3  В. 1, 2

3. На месте каких цифр должны стоять запятые?

В воздухе(1) куда ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облака снежинок.

А. 1, 2, 3

Б. 2, 3

В. 1, 2

Рефлексия. Подведение итогов  Интерактивное упражнение «Мозговой штурм» Задание. Рассмотрите таблицу. Дополните её примерами. Подготовьте устное сообщение «Средства связи в сложноподчинённом предложении». Обращение к записи на доске  Средства связи в сложноподчинённом предложени и Средство связи Место расположения 1. Союз  1. Союз В придаточной части Является ли членом предложения 2.Союзное слово (относительное местоимение или местоимённое наречие) Пример Не является В придаточной части 3.Указательное слово (указательное и определительное местоимение или местоимённое наречие) В главной части Является членом придаточного предложения Является членом главного предложения

Рефлексия. Подведение итогов

Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Задание. Рассмотрите таблицу. Дополните её примерами. Подготовьте устное сообщение «Средства связи в сложноподчинённом предложении».

Обращение к записи на доске

Средства связи в сложноподчинённом предложени и

Средство связи

Место расположения

1. Союз

  • 1. Союз

В придаточной части

Является ли членом предложения

2.Союзное слово (относительное местоимение или местоимённое наречие)

Пример

Не является

В придаточной части

3.Указательное слово (указательное и определительное местоимение или местоимённое наречие)

В главной части

Является членом придаточного предложения

Является членом главного предложения

Домашнее задание дифференцированного характера   1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока на с. 67 – 68. 2.Выполнить упражнения: 1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока на с. 67 – 68. 2.Выполнить упражнения: 1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока на с. 67 – 68. 2.Выполнить упражнения: а) упр. 104 (устно); б) упр. 105 (письменно). 3. Творческое задание (по выбору учащихся) . Из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, выписать 6-7 сложноподчинённых предложений с различными средствами связи придаточного предложения с главным .  

Домашнее задание дифференцированного характера

1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока на с. 67 – 68.

2.Выполнить упражнения:

  • 1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока на с. 67 – 68. 2.Выполнить упражнения:
  • 1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока на с. 67 – 68. 2.Выполнить упражнения:

а) упр. 104 (устно);

б) упр. 105 (письменно).

3. Творческое задание (по выбору учащихся) . Из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, выписать 6-7 сложноподчинённых предложений с различными средствами связи придаточного предложения с главным .

 

Использованные материалы

Использованные материалы

  • Http://www.1september.ru/ru/
  • Http://urok.hut.ru/
  • Http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
  • Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015.
  • Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. – М. Просвещение, 2014.
  • Фефилова Г.Е. Русский язык. 9 класс: планы – конспекты уроков.- Ростов н/Д: Феникс,2013


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку "Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении"

Автор: Мифтахова Суфия Туктабаевна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства