Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении
5 мин.
3.
Подготовительная беседа
Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении
2 мин.
4.
Знакомство с новым материалом
Указать на то, что учащиеся должны запомнить;
дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения
2 мин.
5.
Практическая работа
Научить систематизировать полученные знания
9 мин.
6.
Работа по развитию речи
Развить речевые умения учащихся
4 мин
7.
Самостоятельная работа
Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП.
18 мин.
8.
Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке
2 мин.
9.
Сообщение домашнего задания
Разъяснить содержание домашнего задания
2 мин.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Первый ученик рассказывает о том, как отличить союзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологическую речь отвечающего.
Второй ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких — союзные слова.
Третий ученик читает сжатое изложение «Почему этимология вызывает интерес», указывает сложноподчинённые предложения, учащиеся рецензируют ответ, указывают грамматические и речевые недочёты.
Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.
Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.
Задания:
Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.
Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.
Объясните лексическое значение слова вольеров.
Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.
Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) — открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует произносить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и придаточным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов — быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?
Работа над темой урока .( Слайд 5.)
Объяснение учителя
— Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких
СПП:
какой?
с. с.
[тот] , (кого ...)
Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.
какого?
х с. с.
[того + сущ.], (который ...)
Указательные слова являются членами главного предложения.
2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя ( запись надоске) .( Слайд 6.)
Способ выражения указательных слов
Разряд
Перечень слов
Примеры
1.Указательные местоимения и местоимённые наречия
Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.
Так вот тот что он обещал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский).
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой).
Нет
2.Определителные местоимения и местоимённые наречия
Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.
В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев).2.Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин).
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия
Никто, ничто , нигде, никогда и др.
Я не знаю никого,кто бы мог заменить старого графа (Н. С. Лесков).
4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия
Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др.
По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков).
5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями
При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)
А это удаётся в томслучае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак).
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .( Слайд 7.)
Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.
Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?
Какой частью речи являются указательные союзы?
В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .( Слайд 8.)
Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените предложенные союзные слова словом который; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).
Комментарий. Союзное слово чей вносит оттенок принадлежности, какой — оттенок сравнения, уподобления, когда — временной оттенок; что, как и который имеет общее определительное значение, но, употребляемое реже, оно более выразительно; кое — архаичное слово, придаёт тексту ироническую окраску.
Практическая работа с языковым материалом .( Слайд 9.)
Задание № 1. Прочитайте. Как вы думаете, есть ли в данных сложноподчинённых предложениях указательные слова? Докажите свою точку зрения, Найдите и охарактеризуйте обособленные члены предложения. Какой частью речи является в данном случае слово блестящий в 3-м предложении?
1. Если с цитадели смотреть, то вёрст на пятьдесят вокруг видно (Ю. О. Домбровский). 2. Так как я приехал с целью поступить в какой-нибудь полк и побывать на войне, то седьмого мая, в четыре часа утра, я уже стоял на улице в серых рядах, выстроившихся перед квартирой полковника 222-го Старобельского пехотного полка (Б. М. Гаршин). 3. Чем ближе я знакомился с ним, тем больше он удивлял меня своим блестящим умом (А. С. Новиков-Прибой).
.( Слайд 10.)Задание № 2. Спишите. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?
1. Урожай с гектара здесь таков, какого не знают в других местах (Г. Я. Кублицкий). 2. Закончив, оркестранты повернулись в ту сторону, где сидел с друзьями Пётр Ильич, и зааплодировали, стуча смычками по пюпитрам (Е. В.Дулова). 3. Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. И. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. М. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. С. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).
Укажите неопределённо-личные предложения.
Объясните правила пунктуации во 2-м и 4-м предложениях.
К какой тематической группе принадлежат выделенные слова? Продолжите ряд слов, принадлежащих к этой группе.
«Тренинг начинающего редактора» .( Слайд 11.)
Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.
1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.
К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.
Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова.
Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.
Задание № 3.В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах.
1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу . Расскажи-ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.
4.Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) .( Слайд 12.)
А)Выборочный диктант по упр. 100.
Выпишите сложноподчинённые предложения, употребляя указательные слова на месте пропусков, составьте схемы выделенных предложений.
Б) Тест.
Найди предложение с указательным словом.
А. Расплескалось красок столько, что кружится голова.
Б. Скалы – это преграда, которую нужно преодолеть.
В. Мы заметили, как на горизонте показалась туча.
2. Определите, при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.
А. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с раздумьем о прошлом.
Б. Позови своих прислужников да спроси их, что они скажут.
А. – Союз.
Б. – Союзное слово.
3.На месте каких цифр должны стоять запятые?
3.В воздухе(1) куда ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облака снежинок.
А. 1, 2, 3
Б. 2, 3
В. 1, 2
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока .( Слайд 14.)
Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Задание. Рассмотрите таблицу. Дополните её примерами. Подготовьте устное сообщение «Средства связи в сложноподчинённом предложении».
Обращение к записи на доске
Средства связи в сложноподчинённом предложении
Средство связи
Место расположения
Является ли членом предложения
Пример
Союз
В придаточной части
Не является
2.Союзное слово
В придаточной части
Является членом придаточного предложения
3.Указательное слово (указательное и определительное местоимение или местоимённое наречие)
В главной части
Является членом главного предложения
Домашнее задание дифференцированного характера .( Слайд 15.)
Выучить теоретический материал учебника по теме урока на с. 67 – 68.
Выполнить упражнения:
а) упр. 104 (устно);
б) упр. 105 (письменно).
3. Творческое задание (по выбору учащихся). Из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, выписать 6-7 сложноподчинённых предложений с различными средствами связи придаточного предложения с главным.
Литература
Http://www.1september.ru/ru/
Http://urok.hut.ru/
Http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. – М. Просвещение, 2014.
Фефилова Г.Е. Русский язык. 9 класс: планы – конспекты уроков.- Ростов н/Д: Феникс,2013