Место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчинённом предложении.
Место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчинённом предложении.
Тема: Место придаточного предложения по отношению к главному.
Цель урока:закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру сложноподчиненных предложений в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчинённом предложении.»
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Место придаточного предложения по отношению к главному.
Цель урока:закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру сложноподчиненных предложений в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока.
1. Организация на урок
2.Проверка домашнего задания.
Что такое предложение?
На какие две группы делятся предложения по наличию грамматических основ?
(По наличию грамматических основ предложения делятся на простые и сложные)
Что знаем о сложных предложениях?
Типы сложных предложений Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов — относительных местоимений и наречий) . В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов) . Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые. Сложносочинённые предложения — это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. Сложноподчинённые предложения — это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, — придаточным. Задание
Среди предложений найдите сложноподчиненные предложения
4) Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов. 5) Отец сказал, что мама вернется с работы поздно. 6) Голос ее дрожал: слезы мешали говорить. 7) Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь. III.Изучение нового материала (слайд №1)
1. Анализ предложений
Когда взошло солнце, мы тронулись в путь.
Мы тронулись в путь, когда взошло солнце.
Мы, когда взошло солнце , тронулись в путь.
Выделение грамматических основ и составление схемы
2. Формулировка темы
Место придаточного предложения по отношению к главному.
3. Работа по учебнику на стр.55
4. Работа у доски (схемы предложений на таблице)
Разбор предложений. (1пр.Найдите слово, где правописание приставки зависит от звонкости-глухости последующего согласного – раскинет)
Я вернусь, когда раскинет ветки по-весеннему наш белый сад.
Из упражнения 86 запишите 1,5,10 предложения - у доски, самостоятельно 7 и 9 предложения.
5.Расставить знаки препинания, выделить грамматические основы.
Я смотрел в ту сторону куда ушёл пароход и вспоминал своё детство.
Ясмотрел в ту сторону, куда ушёлпароход,и вспоминал своё детство.
6.Творческое списывание.Задание: из двух простых предложений построить одно сложноподчиненное, сделав второе предложение главным, а первое придаточным, поставив его перед союзом и.
Нам надо было укрыться от ветра. Мы зашли в самую чащу леса и расположились у подножия огромного кедра.
Проверка.
Мы зашли в самую чащу леса, чтобы укрыться от ветра, и расположились у подножия огромного кедра.
Вывод
В сложноподчинённых предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
одной запятой, если находится после или перед главным;
двумя запятыми, если находится внутри главного.
7.
В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я помню,/1 что мы с сестрой сразу поняли,/2 что нашему гостю грозит какая-то опасность, ,/3 и,/4 не сговариваясь,/5 решили,/6 что никому и ни за что не скажем о нём ни слова. (В. Каверин)
Ответ: 1,2,3,6
Итог урока
Домашнее задание:упр.91, п.19
Среди предложений найдите сложноподчиненные предложения
4) Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов. 5) Отец сказал, что мама вернется с работы поздно. 6) Голос ее дрожал: слезы мешали говорить. 7) Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь. _________________________________________________________________
Среди предложений найдите сложноподчиненные предложения
4) Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов. 5) Отец сказал, что мама вернется с работы поздно. 6) Голос ее дрожал: слезы мешали говорить. 7) Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь. _________________________________________________________________
Среди предложений найдите сложноподчиненные предложения
4) Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов. 5) Отец сказал, что мама вернется с работы поздно. 6) Голос ее дрожал: слезы мешали говорить. 7) Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь. _________________________________________________________________
Среди предложений найдите сложноподчиненные предложения
4) Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов. 5) Отец сказал, что мама вернется с работы поздно. 6) Голос ее дрожал: слезы мешали говорить. 7) Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь. _________________________________________________________________