Просмотр содержимого документа
«Понятие о числительном»
Понятие о числительном.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.
Задачи:
образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
3) Работа по теме урока.
1. Синтаксический разбор предложения:
В 2020 году весь мир будет отмечать 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
- Были затруднения?
- Какие вопросы вы поставили к словам, записанным цифрами? Могут ли они отвечать на вопрос СКОЛЬКО?
- Как вы поняли, это и есть числительное.
2. Сообщение из истории имени числительного.
Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком “тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными:
группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;
группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;
100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;
группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;
группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;
40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.
И только к 15-16-му векам числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.
3. Проверка первичного восприятия материала.
- Как отличить числительное от других частей речи?
4. Работа с учебником «Теория».
- Что вы узнали из правила о числительном?
- Дайте определение имени числительному как части речи.
- На какие два разряда делятся числительные?
- Как отличить порядковые числительные от количественных?
- Приведите примеры числительных, указывая их разряд.
4) Закрепление изученного материала.
- Мы начали урок с предложения, напомнившего нам о Великой Отечественной войне. Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми данными об этом ужасном событии (текст заранее напечатан на листочках). Ваша задача – попробовать правильно произнести числительные.
22 июня в 4 часа утра началась война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В первый же день боев фашисты уничтожили 1200 советских самолетов, свыше 800 из них - на аэродромах. Согласно статистике 1998 года, общие безвозвратные потери Советской Армии составили 11 944 100 человек, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести, пленено 4 559 000. В общей сложности Советский Союз потерял 26 600 000 граждан. По другим сведениям, общие потери могут составлять 29 592 749 человек.
Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34 476 700 советских военнослужащих. В Армию и на Флот было призвано 490 тысяч женщин.
В числе жертв войны 13,7 миллиона человек составляет мирное население, из них преднамеренно было истреблено оккупантами 7,4 миллиона, 2,2 миллиона погибло на работах в Германии, а 4,1 миллиона вымерло от голода в оккупации.
За время Второй Мировой Войны в СССР было произведено около 870 тысяч единиц боевой техники: из них 120 тысяч самолетов, 90 тысяч танков, 360 и 300 тысяч пушек и минометов.
Каждый пятый воевавший в Великой Отечественной войне отмечен наградой. Всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.
Подчеркните числительные как члены предложения.
Приведите примеры из текста количественных и порядковых числительных.
Выпишите 2-3 поразивших вас словосочетания из текста с числительными, разберите их.
А вот эти словосочетания надо не только знать, но и помнить.
- Как отличить числительное от других частей речи?
Домашнее задание: составить текст (не более 7 предложений) об одном из сражений Великой Отечественной войны, включив в него числительные, подчеркнуть числительные как члены предложения.