kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о числительном

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по теме "Имя числительное". Задания объединены темой "Великая Отечественная война".

Просмотр содержимого документа
«Понятие о числительном»

Понятие о числительном.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.

Задачи:

  • образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;

  • развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;

  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

3) Работа по теме урока.

1. Синтаксический разбор предложения:

В 2020 году весь мир будет отмечать 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

- Были затруднения?

- Какие вопросы вы поставили к словам, записанным цифрами? Могут ли они отвечать на вопрос СКОЛЬКО?

- Как вы поняли, это и есть числительное.

2. Сообщение из истории имени числительного.

Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком “тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными:

группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;

группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;

100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;

группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;

группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;

40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.

И только к 15-16-му векам числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.

3. Проверка первичного восприятия материала.

- Как отличить числительное от других частей речи?

4. Работа с учебником «Теория».

- Что вы узнали из правила о числительном?

- Дайте определение имени числительному как части речи.

- На какие два разряда делятся числительные?

- Как отличить порядковые числительные от количественных?

- Приведите примеры числительных, указывая их разряд.

4) Закрепление изученного материала.

- Мы начали урок с предложения, напомнившего нам о Великой Отечественной войне. Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми данными об этом ужасном событии (текст заранее напечатан на листочках). Ваша задача – попробовать правильно произнести числительные.

22 июня в 4 часа утра началась война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В первый же день боев фашисты уничтожили 1200 советских самолетов, свыше 800 из них - на аэродромах. Согласно статистике 1998 года, общие безвозвратные потери Советской Армии составили 11 944 100 человек, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести, пленено 4 559 000. В общей сложности Советский Союз потерял 26 600 000 граждан. По другим сведениям, общие потери могут составлять 29 592 749 человек.

Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34 476 700 советских
военнослужащих. В Армию и на Флот было призвано 490 тысяч женщин.

В числе жертв войны 13,7 миллиона человек составляет мирное население, из них преднамеренно было истреблено оккупантами  7,4 миллиона, 2,2 миллиона погибло на работах в Германии, а 4,1 миллиона вымерло от голода в оккупации.

За время Второй Мировой Войны в СССР было произведено около 870 тысяч единиц боевой техники: из них 120 тысяч самолетов, 90 тысяч танков, 360 и 300 тысяч пушек и минометов.

Каждый пятый воевавший в Великой Отечественной войне отмечен наградой. Всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.

  • Подчеркните числительные как члены предложения.

  • Приведите примеры из текста количественных и порядковых числительных.

  • Выпишите 2-3 поразивших вас словосочетания из текста с числительными, разберите их.

А вот эти словосочетания надо не только знать, но и помнить.

1418 дней

2600 километров

27 миллионов унесенных жизней

14 тысяч убитых ежедневно

600 человек в час

10 человек каждую минуту.

5) Подведение итогов.

- С кокой частью речи вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о числительном как о части речи?

- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

- Как отличить числительное от других частей речи?

Домашнее задание: составить текст (не более 7 предложений) об одном из сражений Великой Отечественной войны, включив в него числительные, подчеркнуть числительные как члены предложения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Понятие о числительном

Автор: Маловецкая Елена Александровна

Дата: 10.02.2020

Номер свидетельства: 539100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Имя числительное. Количественные и порядковые. "
    ["seo_title"] => string(54) "imia-chislitiel-noie-kolichiestviennyie-i-poriadkovyie"
    ["file_id"] => string(6) "216039"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432847149"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Имя числительное. Разряды числительных "
    ["seo_title"] => string(45) "imia-chislitiel-noie-razriady-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "235372"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443695468"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Повторение имени числительного"
    ["seo_title"] => string(36) "povtorieniie_imieni_chislitiel_nogho"
    ["file_id"] => string(6) "420069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496375911"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок исследования новой части речи “Имя числительное”3кл "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-issliedovaniia-novoi-chasti-riechi-imia-chislitiel-noie-3kl"
    ["file_id"] => string(6) "148354"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419675281"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Что такое имя числительное "
    ["seo_title"] => string(32) "chto-takoie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "102629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402538996"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства