kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя числительное. Количественные и порядковые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия   «Один, два, много. Имя числительное»

  1. Обучающая цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью, учить находить числительные в тексте, формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа задавать к ним вопросы; дать понятие о порядковых и количественных числительных, учить отличать их по вопросам.
  2. Развивающая цель: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, Развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы, использовать различные формы работы и различные источники, для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности, организовать поиск дополнительной информации с целью формирования информационных компетенций. 
  3. Воспитательная цель: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку через приобщение к истории происхождения слов

1.Вводная часть:

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии вас нужно посадить за два стола, а как это можно сделать?! Помогите мне. Дети предлагают: посчитаться, разделиться на девочек и мальчиков, написать номера на полосочках и вытянуть полоски с номерами столов. (УЧИТЕЛЬ ПОДАЁТ ПОЛОСКИ С НОМЕРАМИ, ДЕТИ РАЗБИРАЮТ И  РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СТОЛЫ С НОМЕРАМИ)

-Настроимся на положительную работу. Ну что ж, пожелаем друг другу хорошего настроения.

-Ребята, вы предложили посчитаться. А чтобы вы использовали бы для этого?(считалки). Какие знаете? Вспомните  считалки.   Слайд1

Раз, два, тир, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!

Один, два, три -
Нос подотри.

Раз, два - мы в дороге,
Три, четыре - на пороге.
Пять, шесть - перебираем шерсть,
Семь, восемь - в дом всё носим.
Возвращаемся назад -
Будем все сейчас играть.

Раз, два, три, четыре.
Кот живет у нас в квартире.
Пять, шесть, семь, восемь,
На обед мышей он носит.
Девять, десять, пять и пять,
Я успел вас посчитать.

-Задумывались ли вы над тем, почему считалка называется считалкой?/ Учитель подводит итог высказываниям: считалка – это стишок, со счетом в различных детских играх. Одной из главных особенностей считалок является счет. Не случайно, в народной речи считалка имеет и такие названия: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки. Посредством считалок играющие дети делят роли, устанавливают поочередность для начала игры./

-К какому жанру они относятся? (К устному народному творчеству)

-Что еще можно отнести к малым жанрам фольклора? (Пословицы, поговорки, загадки, небылицы, потешки, скороговорки).

2.Основная часть. Слайд 2

В гору семеро тащат, а с горы и один столкнет.

Седьмая вода на киселе.

 -Ребята, скажите, что записано на доске? (пословица и поговорка) Давайте в них, определим части речи. Как мы можем определить части речи? (задать вопрос). Группа совещается, а кто-то один пишет, а потом представитель идёт к доске  и показывает, что у вас получилось.

-Сделайте взаимопроверку. Передайте свой листок другой группе.

-Какие слова у вас вызвали трудность?(семеро и один) На какие вопросы они отвечали? (сколько?)Что они обозначают? (количество)

-Какое слово у вас вызвало трудность?(седьмая) На какой вопрос это слово отвечало? (какая?) Что  обозначает? (порядок при счёте)

 -Назовите числительные в данном тексте.

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на занятии(о числительных).

Слайд 3.Тема занятия: «Один, два, много»

-Ребята!  Как часто в жизни мы имеем дело с числительными?

-На каких уроках вам часто  приходится  встречаться с числительными? (математика и англ. яз.)

Слайд 3,4,5.

-Слова со значением количества или порядка при счете называют именами числительными. Числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество называются количественными, а числительные, которые отвечают на вопрос какой?, который? и обозначают порядок при счете называются порядковыми. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи.

Слайд 6.

Орфографическая пятиминутка. Нужно вставить в пословицы и поговорки,  не достающие слова (числительное). Ещё по одному ребёнку от каждой группы пройдут к компьютеру и тоже попробуют сделать это задание. А потом мы сверим ваши ответы.

- Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Одна голова - хорошо, а две – лучше.

- Два  сапога пара.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Один в поле не воин.

- Один пашет, а семеро – руками машут.

-Ребята, противоположной группы оценить выполнение этого задания. Вам нужно поднять знак, который фиксирует ваше согласие с выполнением.

Слайд 7.

-Что обозначают  слова, которые вы вставили? Ответы детей. (Слова со значением числа, количества.)

3.Упражнение в различении количественных и порядковых имен числительных

-У каждой группы есть слова и таблица. Мы теперь знаем, что у нас есть числительные количественные и порядковые. Давайте, сейчас  их распределим в нужные столбцы таблицы, а потом один из ребят выйдет и прочтёт их.

1 группа (подвох ВТОРОГОДНИК – СУЩ.)

Количественные

(сколько?)

Порядковые

(какой? который?)

двадцать

сорок

шестьдесят семь

семидесятый

восьмое

двадцать вторая

обозначают …

обозначают …

2 группа (подвох ПЯТЁРКА – СУЩ.)

Количественные

(сколько?)

Порядковые

(какой? который?)

тридцать три

два

двенадцать

сорок первый

пятимиллионный

девятое

обозначают …

обозначают …

-Ребята, а почему у вас остались слова, которые вы не вписали в таблицу? Как вы определили? (задавали вопросы).

Вывод: имя числительное – это …. часть речи, которая отвечает на вопросы: сколько?  обозначает количество называется количественным; отвечает на вопросы какой? который? обозначает порядок при счёте называется порядковым.

 Слайд 8.         Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть

Слайд 9.        

4.Интересные факты. Поисковая работа. 

Путешествие в прошлое. История  слов. А сейчас  предлагаю вам отправиться в прошлое. Если вы не знаете ответа на вопрос, как вы можете получить информацию?

Дети отвечают:

-В словаре.

История некоторых числительных:

Числительное – древняя часть речи. Древние считали, что числа управляют миром, что числа передал людям сам Прометей вместе с другими великими дарами: огнем и письменностью, искусствами и ремеслами. Числа в культуре играли очень важную роль, они не только обозначали количество, но и передавали определенный смысл. Так, число «1» в древности почти у всех народов указывало на единую божественную творческую силу. Число «3» в китайской философии и в христианской традиции означает Троицу. А число «22» в одном из древних учений являлось числом красоты.

Счастливые числа в Японии: «8», «3», «5», «7». Несчастливыми числами в Японии и Китае считаются «4» и «9».

Слайд 10,11.        

5.Закрепление изученного на уроке.

-Очень часто числительные используют для составления ребусов. Вам придётся разгадать ребусы, в записи который есть числительные.

*Каждой группе будут даны ребусы, их нужно отгадать. Вторая тоже может отгадывать, но ответ свой даёт в том случае, если ребята не ответили. Вместе обсуждаете, один говорит.

1 группа

2 группа

100рона
смор1а
элек3к
100янка

о5

по2л

пи100лет

ви3на

па3от

100л

40а

Слайд 12.        

6.Разряды числительных. Объявляю блицтурнир. Сейчас  буду быстро задавать вам вопросы, а вы быстро отвечайте и записывайте ответы только одним словом.

Таблица  " Вопросник" (листики)

1. Сколько тебе лет?

1. В каком году ты родился?

2. Сколько лет ты учишься в этой школе?

2. Какой год в школе ты изучаешь английский язык?

3. Сколько этажей имеет здание твоей школы?

3. На каком этаже ты живёшь?

4. Сколько здоровья ты пожелаешь нашим гостям?

4. Каким по счету является спортсмен, получивший серебро?

Какие  это числительные:

Какие это числительные:

( Ученики записывают в тетрадь ответы таким же образом: в два столбика).

Слайд 13.        

7.Подведение итогов.

-Ребята, давайте попробуем ответить для себя на эти вопросы в конце нашего занятия:

-я узнал, что ….

-было интересно  …

-мне захотелось …

-Прощаться настала пора,

Занятие нам закончить пора!

С ним узнал ты много слов

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их

Значит, время не зря ты потратил!

-Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке. Давайте поблагодарим русский язык.

Читает ученик:

Люблю тебя, русский язык!

Ты умный и строгий

Тебя, мой русский язык,

Осилим мы понемногу!

- Дети. Предлагаю вам оценить по 10-бальной шкале свою работу на занятии с позиции:

Пройти к доске и разместить свою фишку.

«10 баллов» 

„Я“                                  0________10 
„Мы“                               0________10 
„Интересно“                    0________10 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное. Количественные и порядковые. »


Автор материала (ФИО)


Худияровская Татьяна Викторовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

учитель начальных классов

Образовательное учреждение


Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 21"

г. Оленегорск, Мурманская область

Название материала


«Один, два, много. Имя числительное»

Класс (возраст)


3 класс

Учебный предмет


Внеклассное занятие по русскому языку

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Текстовый документ + презентация

Цели и задачи материала


Проверить знания учащихся по изученному разделу







































Конспект занятия «Один, два, много. Имя числительное»

  1. Обучающая цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью, учить находить числительные в тексте, формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа задавать к ним вопросы; дать понятие о порядковых и количественных числительных, учить отличать их по вопросам.

  2. Развивающая цель: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, Развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы, использовать различные формы работы и различные источники, для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности, организовать поиск дополнительной информации с целью формирования информационных компетенций. 

  3. Воспитательная цель: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку через приобщение к истории происхождения слов

1.Вводная часть:

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии вас нужно посадить за два стола, а как это можно сделать?! Помогите мне. Дети предлагают: посчитаться, разделиться на девочек и мальчиков, написать номера на полосочках и вытянуть полоски с номерами столов. (УЧИТЕЛЬ ПОДАЁТ ПОЛОСКИ С НОМЕРАМИ, ДЕТИ РАЗБИРАЮТ И РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СТОЛЫ С НОМЕРАМИ)

-Настроимся на положительную работу. Ну что ж, пожелаем друг другу хорошего настроения.

-Ребята, вы предложили посчитаться. А чтобы вы использовали бы для этого?(считалки). Какие знаете? Вспомните считалки. Слайд1

Раз, два, тир, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!

Один, два, три -
Нос подотри.

Раз, два - мы в дороге,
Три, четыре - на пороге.
Пять, шесть - перебираем шерсть,
Семь, восемь - в дом всё носим.
Возвращаемся назад -
Будем все сейчас играть.

Раз, два, три, четыре.
Кот живет у нас в квартире.
Пять, шесть, семь, восемь,
На обед мышей он носит.
Девять, десять, пять и пять,
Я успел вас посчитать.

-Задумывались ли вы над тем, почему считалка называется считалкой?/ Учитель подводит итог высказываниям: считалка – это стишок, со счетом в различных детских играх. Одной из главных особенностей считалок является счет. Не случайно, в народной речи считалка имеет и такие названия: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки. Посредством считалок играющие дети делят роли, устанавливают поочередность для начала игры./

-К какому жанру они относятся? (К устному народному творчеству)

-Что еще можно отнести к малым жанрам фольклора? (Пословицы, поговорки, загадки, небылицы, потешки, скороговорки).

2.Основная часть. Слайд 2


В гору семеро тащат, а с горы и один столкнет.

Седьмая вода на киселе.







 -Ребята, скажите, что записано на доске? (пословица и поговорка) Давайте в них, определим части речи. Как мы можем определить части речи? (задать вопрос). Группа совещается, а кто-то один пишет, а потом представитель идёт к доске и показывает, что у вас получилось.

-Сделайте взаимопроверку. Передайте свой листок другой группе.

-Какие слова у вас вызвали трудность?(семеро и один) На какие вопросы они отвечали? (сколько?)Что они обозначают? (количество)

-Какое слово у вас вызвало трудность?(седьмая) На какой вопрос это слово отвечало? (какая?) Что обозначает? (порядок при счёте)

-Назовите числительные в данном тексте.

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на занятии(о числительных).

Слайд 3.Тема занятия: «Один, два, много»

-Ребята! Как часто в жизни мы имеем дело с числительными?

-На каких уроках вам часто приходится встречаться с числительными? (математика и англ. яз.)

Слайд 3,4,5.

-Слова со значением количества или порядка при счете называют именами числительными. Числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество называются количественными, а числительные, которые отвечают на вопрос какой?, который? и обозначают порядок при счете называются порядковыми. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи.


Слайд 6.

Орфографическая пятиминутка. Нужно вставить в пословицы и поговорки, не достающие слова (числительное). Ещё по одному ребёнку от каждой группы пройдут к компьютеру и тоже попробуют сделать это задание. А потом мы сверим ваши ответы.


- Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Одна голова - хорошо, а две – лучше.

- Два сапога пара.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Один в поле не воин.

- Один пашет, а семеро – руками машут.


-Ребята, противоположной группы оценить выполнение этого задания. Вам нужно поднять знак, который фиксирует ваше согласие с выполнением.

Слайд 7.

-Что обозначают слова, которые вы вставили? Ответы детей. (Слова со значением числа, количества.)

3.Упражнение в различении количественных и порядковых имен числительных

-У каждой группы есть слова и таблица. Мы теперь знаем, что у нас есть числительные количественные и порядковые. Давайте, сейчас их распределим в нужные столбцы таблицы, а потом один из ребят выйдет и прочтёт их.


1 группа (подвох ВТОРОГОДНИК – СУЩ.)


Количественные

(сколько?)

Порядковые

(какой? который?)

двадцать

сорок

шестьдесят семь

семидесятый

восьмое

двадцать вторая

обозначают …

обозначают …


2 группа (подвох ПЯТЁРКА – СУЩ.)


Количественные

(сколько?)

Порядковые

(какой? который?)

тридцать три

два

двенадцать

сорок первый

пятимиллионный

девятое

обозначают …

обозначают …




-Ребята, а почему у вас остались слова, которые вы не вписали в таблицу? Как вы определили? (задавали вопросы).

Вывод: имя числительное – это …. часть речи, которая отвечает на вопросы: сколько? обозначает количество называется количественным; отвечает на вопросы какой? который? обозначает порядок при счёте называется порядковым.


Слайд 8. Физминутка.


Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть


Слайд 9.

4.Интересные факты. Поисковая работа. 

Путешествие в прошлое. История  слов. А сейчас предлагаю вам отправиться в прошлое. Если вы не знаете ответа на вопрос, как вы можете получить информацию?

Дети отвечают:

-В словаре.

История некоторых числительных:

Числительное – древняя часть речи. Древние считали, что числа управляют миром, что числа передал людям сам Прометей вместе с другими великими дарами: огнем и письменностью, искусствами и ремеслами. Числа в культуре играли очень важную роль, они не только обозначали количество, но и передавали определенный смысл. Так, число «1» в древности почти у всех народов указывало на единую божественную творческую силу. Число «3» в китайской философии и в христианской традиции означает Троицу. А число «22» в одном из древних учений являлось числом красоты.

Счастливые числа в Японии: «8», «3», «5», «7». Несчастливыми числами в Японии и Китае считаются «4» и «9».


Слайд 10,11.

5.Закрепление изученного на уроке.

-Очень часто числительные используют для составления ребусов. Вам придётся разгадать ребусы, в записи который есть числительные.

*Каждой группе будут даны ребусы, их нужно отгадать. Вторая тоже может отгадывать, но ответ свой даёт в том случае, если ребята не ответили. Вместе обсуждаете, один говорит.


1 группа

2 группа

100рона
смор1а
элек3к
100янка

о5

по2л

пи100лет

ви3на

па3от

100л

40а


Слайд 12.

6.Разряды числительных. Объявляю блицтурнир. Сейчас буду быстро задавать вам вопросы, а вы быстро отвечайте и записывайте ответы только одним словом.

Таблица  " Вопросник" (листики)

1. Сколько тебе лет?

1. В каком году ты родился?

2. Сколько лет ты учишься в этой школе?

2. Какой год в школе ты изучаешь английский язык?

3. Сколько этажей имеет здание твоей школы?

3. На каком этаже ты живёшь?

4. Сколько здоровья ты пожелаешь нашим гостям?

4. Каким по счету является спортсмен, получивший серебро?

Какие это числительные:

Какие это числительные:

( Ученики записывают в тетрадь ответы таким же образом: в два столбика).

Слайд 13.

7.Подведение итогов.

-Ребята, давайте попробуем ответить для себя на эти вопросы в конце нашего занятия:

-я узнал, что ….

-было интересно …

-мне захотелось …


-Прощаться настала пора,

Занятие нам закончить пора!

С ним узнал ты много слов

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их

Значит, время не зря ты потратил!

-Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке. Давайте поблагодарим русский язык.

Читает ученик:

Люблю тебя, русский язык!

Ты умный и строгий

Тебя, мой русский язык,

Осилим мы понемногу!


- Дети. Предлагаю вам оценить по 10-бальной шкале свою работу на занятии с позиции:

Пройти к доске и разместить свою фишку.

«10 баллов» 

„Я“ 0________10 
„Мы“ 0________10 
„Интересно“ 0________10 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Имя числительное. Количественные и порядковые.

Автор: Худияровская Татьяна Викторовна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. "
    ["seo_title"] => string(70) "imia-chislitiel-noie-kolichiestviennyie-i-poriadkovyie-chislitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "203685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429532749"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема: Имя числительное как часть речи."
    ["seo_title"] => string(37) "tiemaimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "267754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450453151"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Имя числительное" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-na-tiemu-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "139432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417712174"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Что такое имя числительное "
    ["seo_title"] => string(32) "chto-takoie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "102629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402538996"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Имя числительное как часть речи Признаки имени числительного "
    ["seo_title"] => string(70) "imia-chislitiel-noie-kak-chast-riechi-priznaki-imieni-chislitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "182460"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425535478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства