kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок исследования новой части речи “Имя числительное”3кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:Имя числительное”.Класс: 3

Цель:

Знать: о признаках числительных, об отличиях числительных от других частей речи;находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

Ход урока.

1. Разминка “Как знаешь части речи”

(учащиеся стоят у своих мест, учитель задаёт вопрос, если ученик ответил верно, то присаживается)

а). Какие части речи знаете?
б). Существительное – это…
в). Прилагательное – это …
г). Глагол – это…
д). Местоимение – это…
е). Предлог – это…
ж). Назовите служебные части речи.

2. На доске записан текст:

Незнайка написал Гусле письмо из восьми  слов, допустил в каждом слове по три ошибки. Сколько ошибок в письме?

Задание:

– Прочитайте запись на доске.
(…)
– Что это такое?
(…)
– Почему текст?
(…)
– Почему задача?
(…)
Что вас удивило?
(…)
– Решите эту задачу.
(…)
Из скольких предложений состоит текст?
(…)
Спишите первое предложение и определите знакомые части речи.

(1 уч–ся работает у доски самостоятельно)

3. Проверка.

Назовите существительные, прилагательные, глаголы, предлоги?
(…)

Почему слова восемь и три в некоторых случаях являются существительными, а в других прилагательными?
(…)

– Видимо, с какой–то частью речи вы еще не знакомы? Чаще всего, на каком уроке встречаетесь с такими словами?
(На математике)

– Как они называются?
(Числа)

– Как же будет называться новая часть речи?
(…)

– Какая тема сегодняшнего урока?

“Имя числительное”

4. Исследование новой части речи.

Давайте, исследуем эту часть речи.
Как это будем делать?
(…)

1). Задать вопрос.

2). Определить, что обозначает.

(в процессе обсуждения заполняется таблица)

 

вопрос

что обозначает

восемь

сколько?

количество предметов

три

сколько?

количество предметов

второй

какой?

порядок предметов при счёте

Формулируем правило.

(…)

 

5. Закрепление.

– Продолжите предложения–пословицы:
(дети записывают предложения в тетради)

(на доске)

– Один ум хорошо, а ….
– Не имей сто рублей, а ….
– Семьдесят одежек, а ..

– Подчеркните числительные.
(…)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши.
Счёт « один » - мы станем смирно
И потянемся теперь.
На счёт «два » - мы улыбнёмся.
На «три » - за руки возьмёмся.
Будем плавно танцевать
На «четыре » и на « пять ».
На счёт « шесть » мы прыгнем выше,
Чтобы стать чуть - чуть повыше.
На счёт «семь » поднимем плечики,
Быстро прыгаем как кузнечики.
В ладоши дружно хлопаем,
Как услышим « восемь » мы.
На счёт « девять » мы присядем,
Покачаем головой.
Вот счёт «десять ». Эй, вставайте
И работу продолжайте.

 

6. Продолжение изучения новой темы.

На парте конверты с карточками:

 

(работа в парах)

Прочитайте числительные.
Попробуйте разделить их на группы.
(…)

– Объясните, по какому признаку вы это сделали?
(...)

– Что обозначают эти числительные?
(…)

– Как можно назвать 1–ую группу числительных?
(Количественные).

– Что обозначают эти числительные?
(…)

Как назвать 2–ую группу числительных?
(Порядковые).

(на доске составляется схема–опора)

 

Прочтите правило в учебнике. Совпадает ли оно с тем, что сформулировали вы?
(…)

Упражнение ( выполняют самостоятельно). Прочитайте. Поставьте вопросы к числительным.

Был девятый час утра. Наш класс находится на первом этаже. Звонок прозвенел два раза. На втором уроке будет диктант. Лена сидит на третьей парте. Мы решили три примера. До каникул осталось четыре дня.

Выпиши в столбик сначала количественные, а потом – порядковые числительные.

Проверка по алгоритму.

 Общая рефлексия. Раздается набор карточек каждой группе и дается задание:

- Возьмите из карточек те понятия и слова, которые относятся к имени числительному. 

Набор карточек 

Обозначает признак предмета

Обозначает порядок предметов при счете

Бывают количественные

Бывают порядковые

Это часть речи

Обозначает количество предметов

Отвечает на вопрос сколько?

Отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?

Отвечает на вопрос как? когда? куда? откуда?

Бывают качественные

Бывают одушевленные и неодушевленные

- Прочитайте эти карточки так, чтобы получилось определение числительного. 

Минутка «Говори правильно»

  - Как надо спросить, если вы хотите узнать время? (Который час?) 

- Как спросить о длительности  времени, затраченного на выполнение той или иной работы? (Сколько времени ты решал задачу?)

- Как правильно составить словосочетания?

Пять, пятеро (сестры), два, двое (ребята), три, трое (котята), четыре, четверо (сутки), шесть, шестеро (апельсины, помидоры).

Правильные ответы: пять сестер, двое ребят, трое котят, шесть апельсинов, помидоров.

7. Итоги (продуктивные задания на воспроизведение новых знаний). Итак, наше занятие заканчивается. Повторим то, что знаем об имени числительном.
- Встаньте, кто считает, что активно потрудился на занятии.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Спасибо за работу.
 

8. Домашнее задание:

1 степень сложности – найдите и запишите две загадки с числительными.
2 степень сложности – найдите поговорки или устойчивые сочетания слов, в которых встречаются числительные.
3  степень сложности – вспомните названия художественных произведений, где упоминаются числительные.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок исследования новой части речи “Имя числительное”3кл »

Тема:Имя числительное”

.Класс: 3

Цель:

Знать: о признаках числительных, об отличиях числительных от других частей речи;

Уметь: находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

Ход урока.

1. Разминка “Как знаешь части речи”

(учащиеся стоят у своих мест, учитель задаёт вопрос, если ученик ответил верно, то присаживается)

а). Какие части речи знаете?
б). Существительное – это…
в). Прилагательное – это …
г). Глагол – это…
д). Местоимение – это…
е). Предлог – это…
ж). Назовите служебные части речи.

2. На доске записан текст:

Незнайка написал Гусле письмо из восьми слов, допустил в каждом слове по три ошибки. Сколько ошибок в письме?

Задание:

Прочитайте запись на доске.
(…)
– Что это такое?
(…)
– Почему текст?
(…)
– Почему задача?
(…)
Что вас удивило?
(…)
– Решите эту задачу.
(…)
Из скольких предложений состоит текст?
(…)
Спишите первое предложение и определите знакомые части речи.

(1 уч–ся работает у доски самостоятельно)

3. Проверка.

Назовите существительные, прилагательные, глаголы, предлоги?
(…)

Почему слова восемь и три в некоторых случаях являются существительными, а в других прилагательными?
(…)

Видимо, с какой–то частью речи вы еще не знакомы? Чаще всего, на каком уроке встречаетесь с такими словами?
(На математике)

Как они называются?
(Числа)

Как же будет называться новая часть речи?
(…)

Какая тема сегодняшнего урока?

Имя числительное”

4. Исследование новой части речи.

Давайте, исследуем эту часть речи.
Как это будем делать?
(…)

1). Задать вопрос.

2). Определить, что обозначает.

(в процессе обсуждения заполняется таблица)

 

вопрос

что обозначает

восемь

сколько?

количество предметов

три

сколько?

количество предметов

второй

какой?

порядок предметов при счёте

Формулируем правило.

(…)



5. Закрепление.

Продолжите предложения–пословицы:
(дети записывают предложения в тетради)

(на доске)

– Один ум хорошо, а ….
– Не имей сто рублей, а ….
– Семьдесят одежек, а ..

Подчеркните числительные.
(…)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши.
Счёт « один » - мы станем смирно
И потянемся теперь.
На счёт «два » - мы улыбнёмся.
На «три » - за руки возьмёмся.
Будем плавно танцевать
На «четыре » и на « пять ».
На счёт « шесть » мы прыгнем выше,
Чтобы стать чуть - чуть повыше.
На счёт «семь » поднимем плечики,
Быстро прыгаем как кузнечики.
В ладоши дружно хлопаем,
Как услышим « восемь » мы.
На счёт « девять » мы присядем,
Покачаем головой.
Вот счёт «десять ». Эй, вставайте
И работу продолжайте.



6. Продолжение изучения новой темы.

На парте конверты с карточками:

(работа в парах)

Прочитайте числительные.
Попробуйте разделить их на группы.
(…)

Объясните, по какому признаку вы это сделали?
(...)

Что обозначают эти числительные?
(…)

Как можно назвать 1–ую группу числительных?
(Количественные).

Что обозначают эти числительные?
(…)

Как назвать 2–ую группу числительных?
(Порядковые).

(на доске составляется схема–опора)

Прочтите правило в учебнике. Совпадает ли оно с тем, что сформулировали вы?
(…)

Упражнение ( выполняют самостоятельно). Прочитайте. Поставьте вопросы к числительным.

Был девятый час утра. Наш класс находится на первом этаже. Звонок прозвенел два раза. На втором уроке будет диктант. Лена сидит на третьей парте. Мы решили три примера. До каникул осталось четыре дня.

Выпиши в столбик сначала количественные, а потом – порядковые числительные.

Проверка по алгоритму.

Общая рефлексия. Раздается набор карточек каждой группе и дается задание:

- Возьмите из карточек те понятия и слова, которые относятся к имени числительному. 

Набор карточек 

Обозначает признак предмета

Обозначает порядок предметов при счете

Бывают количественные

Бывают порядковые

Это часть речи

Обозначает количество предметов

Отвечает на вопрос сколько?

Отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?

Отвечает на вопрос как? когда? куда? откуда?

Бывают качественные

Бывают одушевленные и неодушевленные

- Прочитайте эти карточки так, чтобы получилось определение числительного. 

Минутка «Говори правильно»

  - Как надо спросить, если вы хотите узнать время? (Который час?) 

- Как спросить о длительности  времени, затраченного на выполнение той или иной работы? (Сколько времени ты решал задачу?)

- Как правильно составить словосочетания?

Пять, пятеро (сестры), два, двое (ребята), три, трое (котята), четыре, четверо (сутки), шесть, шестеро (апельсины, помидоры).

Правильные ответы: пять сестер, двое ребят, трое котят, шесть апельсинов, помидоров.

7. Итоги (продуктивные задания на воспроизведение новых знаний). Итак, наше занятие заканчивается. Повторим то, что знаем об имени числительном.
- Встаньте, кто считает, что активно потрудился на занятии.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Спасибо за работу.


8. Домашнее задание:

1 степень сложности – найдите и запишите две загадки с числительными.
2 степень сложности – найдите поговорки или устойчивые сочетания слов, в которых встречаются числительные.
3 степень сложности – вспомните названия художественных произведений, где упоминаются числительные.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок исследования новой части речи “Имя числительное”3кл

Автор: Призенцова Лариса Викторовна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148354


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства