Просмотр содержимого документа
«"Поиграем со словом и словосочетанием"»
Глушкова Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
г. Воронеж
Методическая разработка игрового тематического занятия экологического направления
«ПОИГРАЕМ СО СЛОВОМ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ»
Цель занятия: формирование бережного отношения к окружающей нас природе.
Задачи:
Отработка орфографических и пунктуационных навыков обучающихся.
Формирование навыков самостоятельного мышления у детей.
Расширение кругозора и обогащение словарного запаса обучающихся.
Формирование чувства ответственности за окружающий нас животный и растительный мир.
Ход занятия
Вступительное слово педагога.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие в таинственную и загадочную страну Лингвиния. Перед отправлением я хочу напомнить правила поведения на наших занятиях:
2. Абсолютно запрещается: грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать.
Вы, конечно же, знаете, что для каждого нашего занятия жители страны Лингвиния готовят для вас различные задания, а наша с вами задача – правильно их выполнить.
Орфографическая и пунктуационная разминка.
- Перед тем, как отправиться в наше путешествие, надо немного размяться.
Ваше задание: в предложенном тексте выполнить орфографическую и пунктуационную работу; подчеркнуть грамматические основы.
Идешь в сумерках по луговой тропинке, вдруг слышишь звонкую, проникновенную трель соловья. Певун то сладостно замирает, то громко заливается. Эхо вторит соловьиной песне.
- Хорошо размялись, теперь отправляемся в путь. Жители страны Лингвиния уже подготовили для вас первое задание.
Выборочная работа «Назовите словосочетания».
Ваше задание необычное: вам не надо будет записывать словосочетания. Вы должны их найти и назвать.
Летним вечером, горячий чай, все ели, пробираться лесом, идти по лесу, дальняя дорога, дорога стелется, проснуться с рассветом, он проснулся, краснеть от стыда, я покраснел, лететь стрелой, стрела летит, колючий кустарник, кустарник растет, бабушкин дом, подойти к дому, строит дом.
Беседа с обучающимися.
- Почему некоторые слова вы пропустили?
- Что называется словосочетанием?
- Как осуществляется связь между словами в словосочетании?
- Какие виды словосочетаний бывают? Как определить их вид?
- Молодцы! Справились с этим заданием.
Игра «Определи вид словосочетания».
- Ребята, жители таинственной страны предлагают вам поиграть в игру «Определи вид словосочетания».
Ваша задача: распределить все словосочетания в соответствии с их видами.
Вечерняя заря, холодный ветер, усеяны цветами, висели на дереве, лежали тихо, мелодичный звон, большие колокола, очень быстро, шли по дороге, разговаривали шепотом, узенькими мостиками, сидели на полу, стая аистов, крик трясогузки.
- Замечательно! И с этим заданием вы справились. А жители Лингвинии приготовили вам стихотворение, посвященное словосочетанию.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный, без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни, как основу.
Работа с текстом.
Задание. Внимательно прочитайте текст, определите его тему. Как его можно озаглавить? Подчеркните грамматические основы.
Я шёл по влажной тропе и раздвигал густые ветви. В лесу было сыро от тумана. Среди ветвей появилась паутина.
Были и другие приметы осени. На песчаных склонах темнели лунки, которые вырыли глухари и тетерева. Птицы искали мелкие камешки и заглатывали их. Так они готовились к зиме, когда придется перебиваться одними мёрзлыми берёзовыми сережками да хвоей. Без камешков такая грубая пища не переварится.
Из чащи я вышел в редколесье. Здесь было светло и сухо. Весь день я бродил по лесу, устал и поэтому решил отдохнуть. Тем более, до деревни было ещё не близко.
Сел, опёрся о широкий ствол дуба и задремал. (По В. Максимову)
- Молодцы, и с этим занятием справились!
Игра «Матрешка»
- Ребята, вы хорошо знакомы с игрой по морфемике «Матрешка», жители таинственной страны «Лингвиния» не раз с вами в нее играли.
1. ПРИГОРОД – возьмите приставку
РОДНЯ – возьмите корень
ЗЕМЛЯНКА – возьмите окончание
Что получилось? (природа)
2. ЖИВОТИК – возьмите корень
ХОЛОДНЫЙ – возьмите суффикс
БЕЛОЕ – возьмите окончание
Что получилось? (животное)
3. РАССКАЗ – возьмите приставку
ТЕНЕВОЙ – возьмите корень
БРОДИТЬ – возьмите словообразовательный суффикс
РЕДКОЛЕСЬЕ – возьмите окончание
Что получилось? (растение)
- Замечательно, все слова отгадали.
Орфографическая работа.
Следующее задание на повторение правописания слов.
Ежик, щетка, шепот, шорох, желтый, не видно ножек, не разберешь, мелочь, из-за туч, луч, много задач, отрежь, ешь, слышишь, не знаешь, пахуч, испечь, мышь, умножь.
- Хорошо, перед вами следующее задание, подготовленное жителями страны Лингвиния.
Игра «Четвертый лишний».
Ваша задача: отыскать слово, которое отличается от других. Докажите свою правоту.
Красота, краса, украсить, покрасить.
Я, ты, первый, наш.
Оберегал, заботился, охранял, охрана.
Лиса, олень, лягушка, заяц.
Бережливый, прекрасный, заповедный, заповедь.
- Ребята, вам любое задание по плечу! Вот следующее задание, где вам потребуются смекалка, сообразительность и находчивость.
«Словесный конструктор».
Задание. Запишите слова схемой, используя знакомые вам обозначения морфем.