НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ.
НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ.
НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ.
Цели и задачи:
Способствовать:
1. Продолжению работы над соотношением звука и соответствующей ему буквы; умения группировать (классифицировать) слова, находить основание для классификации (по какому признаку объединены в группы слова - предметы и выделять лишнее слово, анализировать текст, осознавать смысл прочитанного, осознавать недостаток информации;
наблюдению над словами-признаками;
2. развитию умения ставить вопросы к словам-признакам; подбирать словосочетания прилагательное и существительное, развитие умения контролировать и проверять выполненную работу, сверяя с образцом; обобщать и делать выводы.
3. воспитанию интереса к родному языку, культуры речи и расширению словарного запаса, умения работать в команде, уважения мнения членов группы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Я сегодня буду в тетрадочке писать чисто, красиво, аккуратно. Ну а для этого нам надо быть очень внимательными. Итак, тренируем внимание.
II. Минутка чистописания.
Игра «Кто внимательный?»
Учитель читает рассказ. «Что нарисовал Никита?
- Нам необходимо нарисовать несколько набросков, начал Николай Николаевич. Напоминаю: Наташа нарисует незабудки, Никита нарисует Наташу, Нина нарисует ножницы, Никифор нарисует Нину, Настя нарисует носорога. Нет наоборот… Наташа нарисует ножницы, Никита нарисует Нину, Нина нарисует незабудки, Никифор нарисует Настю, Настя нарисует носорога, носорог нарисует… Нет, носорог, наверное ничего не нарисует. Настроились? Начали! Надеюсь, никто не напутает?
Но некоторые немного напутали: Наташа нарисовала Никиту, Никита ничего не нарисовал, Нина нарисовала Никифора, Никифор – Наташу с ножницами, а Настя неожиданно нарисовала нечто невообразимое: неудержимо несётся носорог, на нём неустрашимый наездник с незабудками. Наездник неуловимо напоминал… Николая Николаевича.
Вставьте пропущенные буквы по порядку и запишите только буквы, через запятую.
Дети работают в тетрадях.
Сверка с экраном. Взаимопроверка.
Система оценивания:
Без ошибок - 5
1-2 ошибки - 4,
3 ошибки – 3.
- Вставляем буквы на доске.
- Прочитайте словарные слова, записанные на доске.
- Разбейте их на 2 группы. (устно)( Учитель подчёркивает слова по группам)
- На какие вопросы отвечают эти слова? Что они называют?
- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее ?
Дети. Эти слова называют одушевленные и неодушевленные предметы, отвечают на вопросы кто?что?.
- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее ?
Если у детей возникает затруднение, учитель помогает.
Учитель. На какой вопрос отвечает слово русский?
Дети. Слово русский отвечает на вопрос какой?.
IV. Сообщение темы и цели урока (введение в новый раздел).
Постановка проблемы.
На доске изображения собак. (на маркерной белой)
Учитель: Я задумала собаку. Задавая вопросы, отгадайте какую. Породу называть нельзя.
- Какие слова помогли вам отгадать?
- Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
- Нужны ли эти слова? Зачем?
- Кто сможет сформулировать тему урока?
- Сверимся с учебником.
Дети открывают страницу 42.
Учитель. Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел. Посмотрите, как он называется?
Дети работают на странице 42 учебника «Русский язык» .
Учитель. Сегодня мы начинаем наше знакомство с группой слов, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?.
VI. Наблюдение над словами-признаками.
1) 1. Упр. 62 (с. 42). Устно.
Учитель читает выразительно стихотворение.
Учитель. Прочитайте стихотворение без выделенных слов. Какой текст вам понравился больше? Почему?
Дети высказывают свое мнение.
Учитель. На какие вопросы отвечают выделенные слова?
Учитель спрашивает нескольких учеников, в случае затруднения помогает.
1-й ученик. Зеленого – какого?
2-й ученик. Постоянное – какое?
3-й ученик. Золотые – какие?
4-й ученик. Голубая – какая?
5-й ученик. Цветной – какой?
6-й ученик. Темно-красная – какая?
7-й ученик. Прозрачные – какие?
8-й ученик. По важным – по каким?
Учитель. Зачем нужны слова ,отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Дети высказывают свое мнение.
Учитель. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? помогают лучше нарисовать картину словами.
Физминутка.
2) Игра «Отгадай предмет». Устно.
Учитель. Что называют слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Давайте поиграем, может, игра нам поможет это понять?!
Я загадываю предмет, а вам говорю, какой он.
Желтый, кислый … (лимон).
Большой, деревянный, письменный … (стол).
Долгая, трудная, асфальтированная … (дорога).
Аккуратная, воспитанная, красивая … (девочка).
Учитель. Что обозначают (называют) слова, которые я вам называла?
Дети. Они описывают предмет, называют его признаки.
Учитель записывает на доске:
кто? какой?
что? какая?
какое?
предмет какие?
признаки
предмета
3) Работа в группах. ( 4 группы)
Каждая группа получает карточку с заданием вставить походящие слова –признаки. Проверка на экране с помощью программки из ЦОР «Верни в текст слова-признаки»
Верни в текст слова признаки.
В глубине леса послышались……………………голоса птиц.
Это ……………………………….. песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. ……………………………….. лист и ………………….. травинка. ………………….
солнце и ……………………………. радуга. И грустно и радостно.
Просмотр содержимого документа
«НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ. »
Предмет: Русский язык
Тема:
НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ.
Учитель 1
кваллификационной
категории
гильманова Гульнара Яисевна.
класс: 2 Б
НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ.
Цели и задачи:
Способствовать:
1. Продолжению работы над соотношением звука и соответствующей ему буквы; умения группировать (классифицировать) слова, находить основание для классификации (по какому признаку объединены в группы слова - предметы и выделять лишнее слово, анализировать текст, осознавать смысл прочитанного, осознавать недостаток информации;
наблюдению над словами-признаками;
2. развитию умения ставить вопросы к словам-признакам; подбирать словосочетания прилагательное и существительное, развитие умения контролировать и проверять выполненную работу, сверяя с образцом; обобщать и делать выводы.
3. воспитанию интереса к родному языку, культуры речи и расширению словарного запаса, умения работать в команде, уважения мнения членов группы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Я сегодня буду в тетрадочке писать чисто, красиво, аккуратно. Ну а для этого нам надо быть очень внимательными. Итак, тренируем внимание.
II. Минутка чистописания.
Игра «Кто внимательный?»
Учитель читает рассказ. «Что нарисовал Никита?
- Нам необходимо нарисовать несколько набросков, начал Николай Николаевич. Напоминаю: Наташа нарисует незабудки, Никита нарисует Наташу, Нина нарисует ножницы, Никифор нарисует Нину, Настя нарисует носорога. Нет наоборот… Наташа нарисует ножницы, Никита нарисует Нину, Нина нарисует незабудки, Никифор нарисует Настю, Настя нарисует носорога, носорог нарисует… Нет, носорог, наверное ничего не нарисует. Настроились? Начали! Надеюсь, никто не напутает?
Но некоторые немного напутали: Наташа нарисовала Никиту, Никита ничего не нарисовал, Нина нарисовала Никифора, Никифор – Наташу с ножницами, а Настя неожиданно нарисовала нечто невообразимое: неудержимо несётся носорог, на нём неустрашимый наездник с незабудками. Наездник неуловимо напоминал… Николая Николаевича.
Вставьте пропущенные буквы по порядку и запишите только буквы, через запятую.
Дети работают в тетрадях.
Сверка с экраном. Взаимопроверка.
Система оценивания:
Без ошибок - 5
1-2 ошибки - 4,
3 ошибки – 3.
- Вставляем буквы на доске.
- Прочитайте словарные слова, записанные на доске.
- Разбейте их на 2 группы. (устно)( Учитель подчёркивает слова по группам)
- На какие вопросы отвечают эти слова? Что они называют?
- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее ?
Дети. Эти слова называют одушевленные и неодушевленные предметы, отвечают на вопросы кто?что?.
- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее ?
Если у детей возникает затруднение, учитель помогает.
Учитель. На какой вопрос отвечает слово русский?
Дети. Слово русский отвечает на вопрос какой?.
IV. Сообщение темы и цели урока (введение в новый раздел).
Постановка проблемы.
На доске изображения собак. (на маркерной белой)
Учитель: Я задумала собаку. Задавая вопросы, отгадайте какую. Породу называть нельзя.
- Какие слова помогли вам отгадать?
- Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
- Нужны ли эти слова? Зачем?
- Кто сможет сформулировать тему урока?
- Сверимся с учебником.
Дети открывают страницу 42.
Учитель. Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел. Посмотрите, как он называется?
Дети работают на странице 42 учебника «Русский язык» .
Учитель. Сегодня мы начинаем наше знакомство с группой слов, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?.
VI. Наблюдение над словами-признаками.
1) 1. Упр. 62 (с. 42). Устно.
Учитель читает выразительно стихотворение.
Учитель. Прочитайте стихотворение без выделенных слов. Какой текст вам понравился больше? Почему?
Дети высказывают свое мнение.
Учитель. На какие вопросы отвечают выделенные слова?
Учитель спрашивает нескольких учеников, в случае затруднения помогает.
1-й ученик. Зеленого – какого?
2-й ученик. Постоянное – какое?
3-й ученик. Золотые – какие?
4-й ученик. Голубая – какая?
5-й ученик. Цветной – какой?
6-й ученик. Темно-красная – какая?
7-й ученик. Прозрачные – какие?
8-й ученик. По важным – по каким?
Учитель. Зачем нужны слова ,отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Дети высказывают свое мнение.
Учитель. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? помогают лучше нарисовать картину словами.
Физминутка.
2) Игра «Отгадай предмет». Устно.
Учитель. Что называют слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Давайте поиграем, может, игра нам поможет это понять?!
Я загадываю предмет, а вам говорю, какой он.
Желтый, кислый … (лимон).
Большой, деревянный, письменный … (стол).
Долгая, трудная, асфальтированная … (дорога).
Аккуратная, воспитанная, красивая … (девочка).
Учитель. Что обозначают (называют) слова, которые я вам называла?
Дети. Они описывают предмет, называют его признаки.
Учитель записывает на доске:
кто? какой?
что? какая?
какое?
предмет какие?
признаки
предмета
3) Работа в группах. ( 4 группы)
Каждая группа получает карточку с заданием вставить походящие слова –признаки. Проверка на экране с помощью программки из ЦОР «Верни в текст слова-признаки»
Верни в текст слова признаки.
В глубине леса послышались……………………голоса птиц.
Это ……………………………….. песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. ……………………………….. лист и ………………….. травинка. ………………….
солнце и ……………………………. радуга. И грустно и радостно.