kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ.

Цели и задачи:

Способствовать:

1. Продолжению работы над соотношением звука и соответствующей ему буквы; умения группировать (классифицировать) слова,  находить основание для классификации (по какому признаку объединены в группы слова - предметы и выделять лишнее слово, анализировать текст, осознавать смысл прочитанного, осознавать недостаток информации;

 наблюдению над словами-признаками;

2.  развитию умения ставить вопросы к словам-признакам; подбирать словосочетания прилагательное и существительное, развитие умения контролировать и проверять выполненную работу, сверяя с образцом; обобщать и делать выводы.

      3. воспитанию интереса к родному языку, культуры речи и расширению словарного запаса, умения работать в команде, уважения  мнения членов группы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

- Я сегодня буду в тетрадочке писать чисто, красиво, аккуратно. Ну а для этого нам надо быть очень внимательными. Итак,  тренируем внимание.

II. Минутка чистописания.

Игра «Кто внимательный?»

Учитель читает рассказ. «Что нарисовал Никита?

- Нам необходимо нарисовать несколько набросков, начал Николай Николаевич. Напоминаю: Наташа нарисует незабудки, Никита нарисует Наташу, Нина нарисует ножницы, Никифор нарисует Нину, Настя нарисует носорога. Нет наоборот… Наташа нарисует ножницы, Никита нарисует Нину, Нина нарисует незабудки, Никифор нарисует Настю, Настя нарисует носорога, носорог нарисует… Нет, носорог, наверное ничего не нарисует. Настроились? Начали! Надеюсь,  никто не напутает?

    Но некоторые немного напутали: Наташа нарисовала Никиту, Никита ничего не нарисовал, Нина нарисовала Никифора, Никифор – Наташу с ножницами, а Настя неожиданно нарисовала нечто невообразимое: неудержимо несётся носорог, на нём неустрашимый наездник с незабудками. Наездник неуловимо напоминал… Николая Николаевича.

 

- Что нарисовал Никита? (ничего)

-  Что интересного заметили в этом  тексте?

- Какую букву пишем в минутке чистописания?

- Охарактеризуйте звук, который она обозначает.

Самооценка.

 

III. Словарный диктант.

На доске написаны словарные слова:

- Какие слова написаны на доске?

- Как их можно проверить?

Р..ссия, …зык, ч…ловек, М…сква, ру….кий, н…род, с…бака, р…бята, …ртист.

Вставьте пропущенные буквы по порядку и запишите только буквы, через запятую.

Дети работают в тетрадях.

 Сверка  с экраном.   Взаимопроверка.

Система оценивания:

Без ошибок  - 5

1-2 ошибки  - 4,

3 ошибки – 3.

- Вставляем буквы на доске.

-  Прочитайте словарные слова, записанные  на доске.

- Разбейте их на 2 группы. (устно)( Учитель подчёркивает слова по группам)

-  На какие вопросы отвечают эти слова? Что они называют?

- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее ?

Дети. Эти слова называют одушевленные и неодушевленные предметы, отвечают на вопросы кто? что?.

- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее ?

Если у детей возникает затруднение, учитель помогает.

Учитель. На какой вопрос отвечает слово русский?

Дети. Слово русский отвечает на вопрос  какой?.

IV. Сообщение темы и цели урока (введение в новый раздел).

Постановка проблемы.

 На доске изображения собак. (на маркерной белой)

Учитель: Я задумала собаку. Задавая вопросы, отгадайте какую.  Породу называть нельзя.

- Какие слова помогли вам отгадать?

- Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

- Нужны ли эти слова? Зачем?

- Кто сможет сформулировать тему урока?

      - Сверимся с учебником.

Дети открывают страницу 42.

 

Учитель. Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел. Посмотрите, как он называется?

Дети работают  на  странице 42 учебника  «Русский язык» .

Учитель. Сегодня мы начинаем наше знакомство с группой слов, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?.

VI. Наблюдение над словами-признаками.

1) 1. Упр. 62 (с. 42). Устно.

Учитель читает выразительно стихотворение.

Учитель. Прочитайте стихотворение без выделенных слов. Какой текст вам понравился больше? Почему?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель. На какие вопросы отвечают выделенные слова?

Учитель спрашивает нескольких учеников, в случае затруднения помогает.

1-й ученик. Зеленого – какого?

2-й ученик. Постоянное – какое?

3-й ученик. Золотые – какие?

4-й ученик. Голубая – какая?

5-й ученик. Цветной – какой?

6-й ученик. Темно-красная – какая?

7-й ученик. Прозрачные – какие?

8-й ученик. По важным – по каким?

Учитель. Зачем нужны слова ,отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?  Дети высказывают свое мнение.

Учитель. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? помогают лучше нарисовать картину словами.

 

Физминутка.

 

2) Игра «Отгадай предмет». Устно.

Учитель. Что называют слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Давайте поиграем, может, игра нам поможет это понять?!

Я загадываю предмет, а вам говорю, какой он.

Желтый, кислый … (лимон).

Большой, деревянный, письменный … (стол).

Долгая, трудная, асфальтированная … (дорога).

Аккуратная, воспитанная, красивая … (девочка).

Учитель. Что обозначают (называют) слова, которые я вам называла?

Дети. Они описывают предмет, называют его признаки.

Учитель записывает на доске:

            кто?                    какой?

            что?                    какая?

                                     какое?

        предмет                   какие?

                                           

                                       признаки

                                       предмета

3) Работа в группах. ( 4 группы)

Каждая группа получает карточку с заданием вставить походящие слова –признаки. Проверка на экране с помощью программки из ЦОР «Верни в текст слова-признаки»

 

Верни в текст слова признаки.

 

В глубине леса послышались……………………голоса птиц.

Это ……………………………….. песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень.         ……………………………….. лист и ………………….. травинка.   ………………….

солнце  и   ……………………………. радуга.  И грустно и радостно.

________________________________________________________________________________

 

звонкие                   холодная                          Жёлтый

зелёная                    прощальные                    Тёплое

 

Проверка. Каждая группа называет 1 предложение. Учитель вставляет слова. и проверяют вместе. Оценивание работы в группах.

 

4) Упражнение в определении словосочетаний.

Упр. 63 (с. 43).

Учитель. Прочитайте текст. Разберем первое предложение. На какой вопрос отвечает выделенное слово?

Дети. Ласковое – какое?

Учитель. О чем идет речь в предложении? Что ласковое?

Дети. Солнышко.

Учитель. Прочитаем предложение без выделенного слова.

Дети. Пригрело солнышко.

Учитель. А теперь прочитайте предложение без слова солнышко.

Дети. Пригрело ласковое.

Учитель. Понятно, о чем речь в предложении? Получается, что признак тесно связан с предметом, поэтому будем выписывать словосочетания.

Учитель записывает на доске образец записи:

 

Учитель. Слово солнышко – главное, ставим над ним крестик. Стрелкой обозначаем, от какого слова задаем вопрос.

Учитель. Прочитайте второе предложение. На какой вопрос отвечает выделенное слово? Признак какого предмета называет?

Дети. Ручейки (какие?) шумные.

 

Аналогично разбираются все предложения.

 

 

 

5) Отгадайте загадки. ЦОР.

 

 

V. Упражнение в постановке вопросов.

Упр. 64, с. 43. (Упражнение выполняется по заданию, на доске.)

Образец записи:

(Какой?) добрый, счастливый, светлый.

(Какая?) чужая,

(Какое?) милое.

(Какие?) веселые.

· Деление на слоги и для переноса.

 

VI. Итог урока.

Учитель.

- Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

 

С какой группой слов мы начали сегодня знакомиться? На какой вопрос они отвечают? Что обозначают (называют)?

Домашнее задание: упр. 65, C 43

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ. »



Предмет: Русский язык

Тема:

НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ.



Учитель 1

кваллификационной

категории

гильманова Гульнара Яисевна.

класс: 2 Б























НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ.

Цели и задачи:

Способствовать:

1. Продолжению работы над соотношением звука и соответствующей ему буквы; умения группировать (классифицировать) слова, находить основание для классификации (по какому признаку объединены в группы слова - предметы и выделять лишнее слово, анализировать текст, осознавать смысл прочитанного, осознавать недостаток информации;

наблюдению над словами-признаками;

2. развитию умения ставить вопросы к словам-признакам; подбирать словосочетания прилагательное и существительное, развитие умения контролировать и проверять выполненную работу, сверяя с образцом; обобщать и делать выводы.

3. воспитанию интереса к родному языку, культуры речи и расширению словарного запаса, умения работать в команде, уважения мнения членов группы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

- Я сегодня буду в тетрадочке писать чисто, красиво, аккуратно. Ну а для этого нам надо быть очень внимательными. Итак, тренируем внимание.

II. Минутка чистописания.

Игра «Кто внимательный?»

Учитель читает рассказ. «Что нарисовал Никита?

- Нам необходимо нарисовать несколько набросков, начал Николай Николаевич. Напоминаю: Наташа нарисует незабудки, Никита нарисует Наташу, Нина нарисует ножницы, Никифор нарисует Нину, Настя нарисует носорога. Нет наоборот… Наташа нарисует ножницы, Никита нарисует Нину, Нина нарисует незабудки, Никифор нарисует Настю, Настя нарисует носорога, носорог нарисует… Нет, носорог, наверное ничего не нарисует. Настроились? Начали! Надеюсь, никто не напутает?

Но некоторые немного напутали: Наташа нарисовала Никиту, Никита ничего не нарисовал, Нина нарисовала Никифора, Никифор – Наташу с ножницами, а Настя неожиданно нарисовала нечто невообразимое: неудержимо несётся носорог, на нём неустрашимый наездник с незабудками. Наездник неуловимо напоминал… Николая Николаевича.


- Что нарисовал Никита? (ничего)

- Что интересного заметили в этом тексте?

- Какую букву пишем в минутке чистописания?

- Охарактеризуйте звук, который она обозначает.

Самооценка.

III. Словарный диктант.

На доске написаны словарные слова:

- Какие слова написаны на доске?

- Как их можно проверить?

Р..ссия, …зык, ч…ловек, М…сква, ру….кий, н…род, с…бака, р…бята, …ртист.

Вставьте пропущенные буквы по порядку и запишите только буквы, через запятую.

Дети работают в тетрадях.

Сверка с экраном. Взаимопроверка.

Система оценивания:

Без ошибок - 5

1-2 ошибки - 4,

3 ошибки – 3.

- Вставляем буквы на доске.

- Прочитайте словарные слова, записанные на доске.

- Разбейте их на 2 группы. (устно)( Учитель подчёркивает слова по группам)

- На какие вопросы отвечают эти слова? Что они называют?

- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее ?

Дети. Эти слова называют одушевленные и неодушевленные предметы, отвечают на вопросы кто? что?.

- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее ?

Если у детей возникает затруднение, учитель помогает.

Учитель. На какой вопрос отвечает слово русский?

Дети. Слово русский отвечает на вопрос какой?.

IV. Сообщение темы и цели урока (введение в новый раздел).

Постановка проблемы.

На доске изображения собак. (на маркерной белой)

Учитель: Я задумала собаку. Задавая вопросы, отгадайте какую. Породу называть нельзя.

- Какие слова помогли вам отгадать?

- Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

- Нужны ли эти слова? Зачем?

- Кто сможет сформулировать тему урока?

- Сверимся с учебником.

Дети открывают страницу 42.



Учитель. Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел. Посмотрите, как он называется?

Дети работают на странице 42 учебника «Русский язык» .

Учитель. Сегодня мы начинаем наше знакомство с группой слов, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?.

VI. Наблюдение над словами-признаками.

1) 1. Упр. 62 (с. 42). Устно.

Учитель читает выразительно стихотворение.

Учитель. Прочитайте стихотворение без выделенных слов. Какой текст вам понравился больше? Почему?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель. На какие вопросы отвечают выделенные слова?

Учитель спрашивает нескольких учеников, в случае затруднения помогает.

1-й ученик. Зеленого – какого?

2-й ученик. Постоянное – какое?

3-й ученик. Золотые – какие?

4-й ученик. Голубая – какая?

5-й ученик. Цветной – какой?

6-й ученик. Темно-красная – какая?

7-й ученик. Прозрачные – какие?

8-й ученик. По важным – по каким?

Учитель. Зачем нужны слова ,отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Дети высказывают свое мнение.

Учитель. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? помогают лучше нарисовать картину словами.


Физминутка.


2) Игра «Отгадай предмет». Устно.

Учитель. Что называют слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Давайте поиграем, может, игра нам поможет это понять?!

Я загадываю предмет, а вам говорю, какой он.

Желтый, кислый … (лимон).

Большой, деревянный, письменный … (стол).

Долгая, трудная, асфальтированная … (дорога).

Аккуратная, воспитанная, красивая … (девочка).

Учитель. Что обозначают (называют) слова, которые я вам называла?

Дети. Они описывают предмет, называют его признаки.

Учитель записывает на доске:

кто? какой?

что? какая?

какое?

предмет какие?

признаки

предмета

3) Работа в группах. ( 4 группы)

Каждая группа получает карточку с заданием вставить походящие слова –признаки. Проверка на экране с помощью программки из ЦОР «Верни в текст слова-признаки»


Верни в текст слова признаки.


В глубине леса послышались……………………голоса птиц.

Это ……………………………….. песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. ……………………………….. лист и ………………….. травинка. ………………….

солнце и ……………………………. радуга. И грустно и радостно.

________________________________________________________________________________


звонкие холодная Жёлтый

зелёная прощальные Тёплое


Проверка. Каждая группа называет 1 предложение. Учитель вставляет слова. и проверяют вместе. Оценивание работы в группах.


4) Упражнение в определении словосочетаний.

Упр. 63 (с. 43).

Учитель. Прочитайте текст. Разберем первое предложение. На какой вопрос отвечает выделенное слово?

Дети. Ласковое – какое?

Учитель. О чем идет речь в предложении? Что ласковое?

Дети. Солнышко.

Учитель. Прочитаем предложение без выделенного слова.

Дети. Пригрело солнышко.

Учитель. А теперь прочитайте предложение без слова солнышко.

Дети. Пригрело ласковое.

Учитель. Понятно, о чем речь в предложении? Получается, что признак тесно связан с предметом, поэтому будем выписывать словосочетания.

Учитель записывает на доске образец записи:

Учитель. Слово солнышко – главное, ставим над ним крестик. Стрелкой обозначаем, от какого слова задаем вопрос.

Учитель. Прочитайте второе предложение. На какой вопрос отвечает выделенное слово? Признак какого предмета называет?

Дети. Ручейки (какие?) шумные.

Аналогично разбираются все предложения.


5) Отгадайте загадки. ЦОР.



V. Упражнение в постановке вопросов.

Упр. 64, с. 43. (Упражнение выполняется по заданию, на доске.)

Образец записи:

(Какой?) добрый, счастливый, светлый.

(Какая?) чужая,

(Какое?) милое.

(Какие?) веселые.

 Деление на слоги и для переноса.

VI. Итог урока.

Учитель.

- Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?


С какой группой слов мы начали сегодня знакомиться? На какой вопрос они отвечают? Что обозначают (называют)?

Домашнее задание: упр. 65, C 43

























Верни в текст слова признаки.


В глубине леса послышались……………………голоса птиц.

Это ………………………… песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. ……………………………….. лист и ………………….. травинка. …………………. солнце и ……………………………. радуга.

И грустно и радостно.

_____________________________________________________________________


звонкие холодная Жёлтый

зелёная прощальные Тёплое




Верни в текст слова признаки.


В глубине леса послышались……………………голоса птиц.

Это ………………………… песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. ……………………………….. лист и ………………….. травинка. …………………. солнце и ……………………………. радуга.

И грустно и радостно.

_____________________________________________________________________


звонкие холодная Жёлтый

зелёная прощальные Тёплое



Верни в текст слова признаки.


В глубине леса послышались……………………голоса птиц.

Это ………………………… песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. ……………………………….. лист и ………………….. травинка. …………………. солнце и ……………………………. радуга.

И грустно и радостно.

_____________________________________________________________________


звонкие холодная Жёлтый

зелёная прощальные Тёплое

кто?

что?

предмет















какой?

какая?

какое?

какие?

признаки

предмета


звонкие

холодная

Жёлтый

зелёная

прощальные

Тёплое


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ.

Автор: Гильманова Гульнара Яисевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105217


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства