Цели занятия:
1. Коррекционно-образовательные:
- Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [с]. Закреплять правильно произносить звук [с] в прямых слогах, словах и предложениях
2. Коррекционно-развивающие:
- Развитие моторики артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики;
- Закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
- Закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
- Развитие фонетического слуха;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление
- Обогащение и активизация словарного запаса.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Поддержание интереса к занятиям;
- Воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи.
- Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
Оборудование: логопедическая игрушка «обезьянка», картинки к артикуляционной гимнастике, пособие для развития силы выдоха «Веселый мячик», «Снежинки», небольшая снежинка, карточки для характеристики звука, картинка «зимняя дорога», схема произнесения слогов( с ориентиром на звуки-символы),металлофон, предметные картинки: сок, песок, волосок, колосок, носок, символы слов-предметов, слов-действий, слов-признаков(треугольник, квадрат, прямоугольник),мяч, картинка-подарок.
Ход занятия:
I. Мотивационная часть
Спинка ровная, красивая. Ручку на животик-вдох носом-выдох ртом.
К нам на занятие пришла обезьянка Соня. Поздоровайся с ней.
- Здравствуй, Уля, я пришла послушать, как ты учишься произносить звуки, и поиграть с тобой в разные игры.
II. Основная часть:
1.Психогимнастика и массаж лица
«Солнышко»
Солнце с неба посылает
лучик, лучик, лучик (движение по лбу от середины к виску)
и им смело разгоняет
тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения по лбу)
лучик нежно согревает
щечки, щечки, щечки (потирают щечки)
солнышко на носик ставит
точки, точки, точки( постукивают пальцем по носу и щечкам)
золотят веснушки деток
очень нравится им это( круговые движения по щечкам и подбородку)
2.Пальчиковая гимнастика
«Оладушки».
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
3.Артикуляционная гимнастика
-Покажем обезьянке как мы умеем красиво и правильно делать упражнения с язычком.
-Чтобы испечь оладушки, нам необходимо тесто. Упр. «Тесто»
«Блинчик», «Заборчик», «Почистим зубки», «Качели», «Горка», «Чашка» «Горка»- «Лодка» (чередование)
4.Дыхательные упражнения
-Соня предлагает тебе поиграть с мячиком. Дуем так, чтобы мячик поднялся вверх.
-Соня принесла тебе игрушку «Снежинка». Упр. «Лодочка»
Дуем на снежинки.(Следим за плавностью выдоха)
5.Развитие фонематического восприятия
Уля, с какого звука начинается слово «снежинка»? – со звука [с].
Подними снежинку, когда услышишь звук [С]
Логопед: произносит звуки: [с],[ ч],[ш],[с][к],[ с].
6.Анализ артикуляции по плану
-Мы Соне расскажем, как правильно произнести звук [с].
-Вспомним, как его произносить правильно(одновременно логопед выкладывает карточки )
1. Рот открыт или «заборчиком»?
2.Положение языка: язык смотрит вниз или вверх?
3.Со звоночком или без звоночка?
4.Струя воздуха: холодная или теплая?
5.Этот звук можно тянуть или он коротко произносится?
(Ребенок самостоятельно по опорным картинкам повторяет характеристику звука [с])
7.Закрепление изолированного звука
-Сейчас наша снежинка полетит по зимней дороге: с-с-с
(Ребенок произносит изолированный звук [С ])
- Поиграем со снежинкой и произнесем слоги, но сначала вспомним гласные звуки( с ориентиром на символ)
(Ребенок называет гласные звуки)
-Снежинка летит к гласному звуку А, о, у, ы
Ребенок произносит: са, со, су, сы
А теперь мы эти слоги будем пропивать на металлофоне:
са-са-са
со-со-со
су-су-су
сы-сы-сы
(Логопед играет, ребенок пропевает слоги)
8.Произнесение слогов в движении
Логопед и ребенок встают.
-Произносим слоги меняя положение рук(руки на пояс, к плечам, за голову).
(слоги: са, со, су, сы)
-Как ты думаешь, что в стакане?
-Сок.
-Поиграем со словом «сок»: сок-сок-сок-песок,
сок-сок -сок-волосок,
сок-сок-сок- кусок,
сок-сок-сок — колосок
сок-сок-сок-носок
(Логопед одновременно с произнесением слова выкладывает картинки )
9.Автоматизация звука С в словосочетаниях, предложениях.
А сейчас мы поиграем с этими словами. Мы будем подбирать красивые слова. А затем с этими словами составлять предложения.
Логопед: носок(какой?)-
Ребенок: теплый носок
Логопед: теплый носок (что делает?)
Ребенок: Теплый носок висит.
Ребенок одновременно выкладывает схему.
Аналогичная работа со словами волосок, колосок, песок.
10.Игра с мячом(речь с движением)
Взрослый называет начало слова, а ребенок договаривает слог, например:
Добавляй слог СА: ли.(СА), колба.(СА), о.(СА) и т.д.
Добавляй слог СЫ: кос.(СЫ), но.(СЫ), ча.(СЫ) и т. д.
11.Произнесение звука с в чистоговорке
Сейчас мы вспомним чистоговорку, которую учили на прошлом занятии:
Са-са-са-это рыжая лиса
су-су-су и живет она в лесу
сы-сы-сы много дела у лисы
со-со-со она крутит у лисы
Припевание чистоговорки на металлофоне
III. Рефлексивная часть:
Уля, какой звук ты сегодня училась произносить? Какие слова с этим звуком ты запомнила? Как зовут обезьянку? Я думаю, что обезьянке Соне понравилось, как ты произносила звук [С].
Он приготовил тебе небольшой подарок – это солнышко, чтобы тебе было тепло и уютно.