Уроки русского языка в старших классах имеют свою специфику. Знания, приобретённые в среднем звене, позволяют учащимся 9-11 классов перейти на более высокий уровень обучения – творческое владение языком. Поэтому нельзя ограничиваться только повторением орфографических, пунктуационных правил, отработкой навыков грамотного письма, напротив, необходимо формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся. Кроме того, качественно новую ступень психологического развития человека представляет собой и возраст старшеклассников. В этот период юноши и девушки включаются в индивидуально-личное, стихийно-групповое общение. В социальной деятельности подростков, в развитии их личности главенствующую роль имеет речевое общение.
Воспитание языковой личности находится в центре внимания современной системы образования и воспитания. И «русский язык» как учебный предмет, понимаемый как предмет духовный, мировоззренческий, призван формировать систему взглядов на природу и общество, воспитывать гражданина и патриота.
Хочу поделиться с вами конспектом урока подготовки к сочинению в жанре эссе. Данное занятие является составной частью в системе обучения урокам развития речи. Опирается на предыдущие сведения о возможностях жанра эссе. И «работает» на последующие уроки в части составления текстов данного жанра.
На уроке решались следующие задачи:
Образовательная: Продолжить знакомство с эссе как жанром публицистического стиля его типологией и языковыми средствами.
Развивающая: Формировать умение распознавать жанр, характеризовать текст данного жанра.
Воспитательная: Формировать у школьников понятия, представления, связанные с патриотизмом сегодня. Я старалась обеспечивать комплексность
всех задач. Стержневой задачей я считаю – развивающую, так как главное – практика.
Для раскрытия главного материала использовались следующие методы и приёмы: метод эвристической беседы, также использовались такие формы обучения как пробуждение жизненных впечатлений, практические упражнения и упражнения творческого характера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению в жанре эссе »
Тема урока: Подготовка к сочинению в жанре эссе
на тему: « Служить Отечеству - служить России».
Цели урока: 1. Продолжить знакомство с эссе как жанром
публицистического стиля его типологией
и языковыми средствами.
2. Формирование умений распознавать жанр,
характеризовать текст данного жанра.
3. Сформировать у школьников понятия и
представления, связанные с патриотизмом сегодня.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование урока: компьютерная презентация, учебник «Русский
язык» под редакцией М.М.Разумовской,
портрет Д.С. Лихачёва, элементы кластера,
листы самоконтроля.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Вводное слово учителя.
3.Этап актуализации опорных знаний.
4.Логический переход к основному этапу урока.
5. Составление кластера.
6.Анализ текста.
7.Домашнее задание.
8.Рефлексия.
9.Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами продолжим работу с эссе как жанром публицистического стиля. Научимся характеризовать текст данного жанра и отличать художественные возможности на примере текста Д.С. Лихачёва. И вы попробуете свои силы в этом жанре. Для этого восстановим в памяти теоретико-литературные понятия, на которые будем опираться в ходе урока
3.Этап актуализации опорных знаний.
1. Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете?
2. Какие типы речи?
3. Назовите малые жанры прозаической речи?
( повесть, рассказ, очерк, эссе)
4. В каком из этих жанров находит отражение впечатления, раздумия, ассоциации? (эссе).
5.А что такое эссе?
А вот как дается толкование эссе в словаре литературоведческих терминов (показываем слайд с определением эссе)
Эссе ( нескл., ср. р., в переводе с французского - буквально «опыт») – разновидность очерка - научного, исторического, критического, публицистического характера. В эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление.
4.Логичный переход к основному этапу урока.
Открываем тетради и, соблюдая единый орфографический режим, записываем число и тему урока. А эпиграфом к нашему уроку я взяла слова И.С. Шмелёва « Россия… она тягу свою имеет, вроде как пламя».
Я не случайно обратилась к этим словам, потому что всё, о чём мы будем говорить сегодня, связано с понятиями Россия, Отечество, Гражданин, Патриот (слайды: Российский флаг, деревенский дом, пшеничное поле, фотографии детей класса во время принятия присяги).
« Патриотизм», «любовь к Родине», «Отчизны верные сыны …» Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно – из-за частого употребления донельзя затёртых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл.
Что же значит быть патриотом сегодня?
(Примерные ответы детей)
- Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. Из рассказов взрослых я знаю, что в советское время было очень почётно служить в ней, и на того, кого туда не брали, смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива «шагать год в сапогах» не вызывает никого желания. И, тем не менее, армия является школой мужества. И именно тех людей, кто служит в армии, по праву можно считать патриотами. Я обязательно буду служить.
- Возможно, мои слова кто-то воспримет с улыбкой, но я считаю, что патриотами можно назвать тех людей, которые в магазинах отдают предпочтение русским товарам. Россия богатая страна, и мы, живущие в ней, спокойно можем обойтись без импортных товаров.
- Слушаю своих одноклассников и думаю, напрасно ругают наше поколение. Пусть мы молоды и многого не понимаем. Но мы верим в возрождение новой России. И постараемся сделать всё, чтобы страна процветала. И только тогда мы можем смело назвать себя патриотами.
- Кто-то из мудрых сказал: « Там, где предаётся забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации». Но нам это не грозит. Мы свято чтим память о наших дедах и прадедах, отстоявших в тяжёлой схватке с врагом на полях Великой Отечественной войны, свободу и независимость нашей страны. Именно их мы называем патриотами.
- А я считаю, что патриот не только тот, кто совершает что-то глобальное. Вот, например, мой отец – простой тракторист, ежедневно, в любую погоду добросовестно выполняет свою работу, я горжусь им, и считаю, что он патриот.
- Может то, что я сейчас скажу нескромно, но я могу назвать себя патриотом. Я стараюсь хорошо учиться, участвую в общественной жизни школы и села.
5. Составление кластера.
Участие граждан в голосовании
Уважение к прошлому своей страны
Служба в армии
Патриотизм
Поддержка отечественного производителя
Вера в возрождение России
Ребята, составьте и запишите в тетрадях понятие патриотизма, начать свои высказывания можно так: Патриот – это…, патриотизм – это…
( заслушиваем записи детей)
- Чьё же высказывание самое удачное? Почему?
Выслушав вас, ребята, я не могу ни процитировать слова Василия Розанова, в которых более полно отражается понятие патриотизма:
« Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для неё делать» (слайд)
( записываем это высказывание в тетрадях)
Я согласна с В. Розановым, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!
А сейчас мысленно пусть каждый для себя решит, что полезного для России он сможет сделать (звучит музыка)
6. Анализ текста.
Среди множества людей посвятивших свою жизнь служению Родине можно назвать и А. Невского, и М.В.Ломоносова, и А.С. Пушкина, и нашего земляка Александра Ивановича Детлова, и конечно известного Российского учёного – литературоведа, историка культуры, публициста, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
Давайте обратимся к тексту Д.С. Лихачёва. Послушаем текст.
(работа с текстом)
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре.
Истинный патриотизм – это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет!
Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране.
- Что хочется вам сказать о прослушанном тексте?
- Какова тема текста?
(истинный патриотизм)
- Идея текста?
(патриот тот, кто любит свою страну, знает историю, ценит культурное наследие).
- В каком стиле написан текст?
(публицистическом)
- В каком жанре? (эссе)
- Назовите особенности этого жанра в тексте?
( ряды однородных членов, использование языковых средств, которые оказывают воздействия на эмоции читателя, вводные слова, параллельный способ связи в предложениях, в тексте ряд суждений, которые не подлежат сомнению «каждый человек любит свою Родину».)
- Какая мысль в тексте, по вашему мнению, является основной?
Ответ запишите в тетрадях. (1 предложение текста)
- Каков синтаксический строй этого текста?
(В тексте преобладают сложные предложения. В 1и 2 абзацах сложноподчинённые предложения с придаточным времени, с придаточным определительным, придаточным условия – эти предложения служат доказательством истины.)
На примере текста Д.С.Лихачёва мы убеждаемся, что патриотизм – это любовь и преданность отечеству, своему народу.
7. Домашнее задание.
Итогом нашей работы будет ваша самостоятельная работа в жанре эссе на тему «Служу отечеству - служу России», в которой вы поделитесь своими мыслями с позиции человека в форме, кадета, о пользе служения Родине.
8. Рефлексия.
На ваших столах, ребята, находится листок самоконтроля. Оцените свою работу на уроке, закончив данные там предложения.
* Моя мыслительная активность на уроке была …………
* Больше всего мне понравилось ……………………………
* У меня пока не совсем получается …………………………
* Сегодня я понял (А), что думать …………………………..
* Сегодня урок показал мне ……………………………….
Листок самоконтроля. Ф. И учащегося класс
9.Итог урока.
Я думаю, ребята, что наш сегодняшний урок не пройдёт для вас бесследно. И, конечно же, надеюсь, что вы станете настоящими патриотами своей Родины. Будете любить её, защищать и приумножать её богатства.
Наш урок я хочу закончить строками И.Якубовича.
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек до вечного покоя
Россия, Русь! Храни себя, храни…
Надеюсь, что данный урок поможет начинающим преподавателям полнее осуществлять главные педагогические задачи – обучение, воспитание и развитие учащихся.
Используемая литература.
1. Журнал «Русский язык в школе» № 4 – М., 2005 год.
2.Журнал «Воспитание школьника» № 6 – М., 2007 год.
3.Разумовская М.М. «Русский язык» учебник для 9 кл.- М., 2006год