Методическая разработка по выполнению эссе рекомендуется для преподавателей, работающих в средних специальных учебных заведения. Соответствует требованиям методики и дидактики.
Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию эссе студентов, являются рамочным документом для подготовки кафедрами соответствующих методических рекомендаций в зависимости от специфики дисциплин.
Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическая разработка по выполнению эссе рекомендуется для преподавателей, работающих в средних специальных учебных заведения. Соответствует требованиям методики и дидактики.
Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию эссе студентов, являются рамочным документом для подготовки кафедрами соответствующих методических рекомендаций в зависимости от специфики дисциплин.
Введение
Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер. Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Тема эссе
Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.
Построение эссе
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Структура эссе.
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);
Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически; На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?». 3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, Постоянство — изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы. 4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе
Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь. Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения. Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:
Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.
Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.
Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.
Виды связей в доказательстве
Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей. Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация. Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн - один из самых ярких лидеров в истории Америки. Аналогия - способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты Л и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу. Причинно-следственная аргументация - аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).
Требования к фактическим данным и другим источникам
При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением). Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.
Как подготовить и написать эссе?
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка. Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы. Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д. Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений. Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию). Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами. Рассуждения — формулировка и доказательство мнений. Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции. Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно? Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д. Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности. Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих. Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему. Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится. Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.
Оценивание эссе
Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
Критерий
Требования к студенту
Максимальное количество баллов
Знание и понимание теоретического материала.
- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; - используемые понятия строго соответствуют теме; - самостоятельность выполнения работы.
2 балла
Анализ и оценка информации
- грамотно применяет категории анализа; - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; - дает личную оценку проблеме;
4 балла
Построение суждений
- ясность и четкость изложения; - логика структурирования доказательств - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - приводятся различные точки зрения и их личная оценка. - общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
3 балла
Оформление работы
- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; - соответствие формальным требованиям.
1 балл
Максимальное количество баллов, которое студент может получить - 10.
на тему: _________________________________________
Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки), номер группы, специальность
Проверил:
преподаватель, должность, звание, Ф.И.О.
Константиновск 20__ год
Приложение 2. Примеры эссе (по литературе и русскому языку)
Почему отрывок из повести носит название "Русская поэзия"? Ведь речь здесь идёт совсем о другом. Но, наверное, в этом есть свой смысл. Для того, чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим особенности литературных приёмов автора. Сразу просматривается привязка повествования к политике руководства СССР 70-х годов прошлого века. Очевидна потытка изобразить её антиизраильской. Главные персоналии - руководители Ближневосточного отдела Министерства Иностранных Дел СССР. "Шел 1971 год. Позади были «Шестидневная война» 1967 года и война «На истощение» 1967 -1970 годов, позорно проигранные арабскими странами, которым СССР покровительствовал. Советский Союз лихорадочно искал выход из создавшегося нетерпимого положения". Что читатель должен вынести из этого отрывка? - С 1967 года вплоть до 1971 войны арабов против Израиля здесь представлены чуть ли не как войны СССР против этой страны. При этом они были безнадёжно проиграны. Да ещё и позорно. А СССР искал выход из этой ситуации просто лихорадочно. То есть все эти четыре года именно это было основной головной болью СССР, а не просто какого-то отдела Мида СССР. Возникает вопрос - а у этого отдела других дел на Ближнем востоке не было? Далее идёт описание инициативы Иностранного отдела ЦК КПСС, который в содружестве с аналитиками КГБ разработал новый подход к ближневосточному противоборству, о чём Начальник отдела Шибаев Александр Фёдорович кратко изложил своим сотрудникам. О поэзии пока речь не идёт, всё внимание ближневосточной политике СССР того периода. По словам автора, "Ближневосточная политика СССР формировалась под влиянием таких руководителей партии, как Суслов и Громыко, чей заскорузлый антисемитизм был ещё сталинской закваски. Они представляли собой первый политический уровень, задающий основной внешнеполитический вектор". Заявление это достаточно спорное, даже несмотря на очевидный авторитет этих фигур в составе Политбюро КПСС того периода. Автор прибегает к определениям, который придают безапелляционность его суждению. Антисемитизм этих руководителей был заскорузлым, да ещё сталинской закваски. А ведь антисемитизм Сталина - это далеко от истины. Он многое делал и для возникновения Израиля, как государства, и в своей жизни не чурался общения с евреями. Взять хотя бы Кагановича, который пережил всех руководителей послереволюционного периода и умер в возрасте за 90. Можно привести и множество других примеров, опровергающих авторский посыл о "заскорузлом антисемитизме сталинской закваски". А то, что наряду с представителями других этносов "попадали под раздачу" и евреи, так это лишь потому, что и время было такое, и деятельность сионистских организаций того периода активизировалась. Далее автором отрывка из повести идёт характеристика Е.Примакова, где для того, чтобы сформировать у читателя представление об "антисемитизме руководителей СССР" автор опять прибегает к явным перегибам. "Многочисленный отряд журналистов и политологов формировал второй уровень, трансформирующий заданный вектор в конкретные идеи и разработки. Среди них громче всех звучал голос Е. М. Прикмакова. Его публикации отличались наукообразностью и непримиримой враждебностью к Израилю и сионизму. Враждебностью, свойственной прозелитам. Скрытый еврей, он сделал ставку на антисионизм, как средство своего карьерного продвижения, и явно преуспевал". То есть сам еврей Е.Примаков прозелит, а именно им свойственна наибольшая враждебность к евреям... А так ли это на самом деле? Да и что это за наукообразные публикации, ставка на антисемитизм для достижения карьеры?... А это чтобы скраски сгустить... Полагаю, что ставка на антисемитизм карьерного роста не добавила бы.. да и что понимать под антисемитизмом? Если - борьбу за геополитические интересы СССР, так это действительно антисемитизм, если допустить что именно семитизм был первым врагом СССР и его народа.. Но кто такие допущения делает? А значит, и борьба за интересы государства - это далеко не антисемитизм. Это особенно ясно, когда автор говорит о третьем уровне политики антисемитизма в СССР. "На третьем уровне главенствовал председатель КГБ Ю. В. Андропов, практический создатель террористического интернационала. Антисемитизм не играл в его мировоззрении заметной роли". Но если не играл заметной роли, то почему вообще о нём речь. А ведь КГБ куда влиятельней было, чем все аналитики и публицисты того периода вместе взятые. Далее следует малозначащий, по сути, диалог начальника отдела и его заместителя. Вдруг выясняется, что у начальника отдела "в его анкете великолепная русская пятая графа входила в неявное, но весьма подозрительное противоречие с графой первой, содержащей его татарскую фамилию. В условиях перманентной, скрытой или явной национальной напряженности, в России знатоков антропонимики, наверное, больше, чем во всём остальном мире вместе взятом. И указанное противоречие не могло оставаться незамеченным. Впервые он столкнулся с этим ещё в школе, когда в ходе ссоры одноклассник обозвал его татарвой. И впоследствии он не раз попадал в ситуации, когда его русская стопроцентность ставилась под сомнение". Этот отрывок меня неприятно покоробил своей тенденциозностью. Дело в том, что в СССР не было и близко национальной напряжённости. Никто никого не преследовал за нерусские фамилии. На бытовом уровне никто никого татарвой не обзывал. Это всё явно надумано автором для того, чтобы создать неправильное представление о состоянии межнациональных отношений в СССР. Рассуждения о фундаментализме и прочих движениях мусульман автором представлено так, что и у них есть деление в отношении к другим нациям, на людей разных сортов. На этом фоне не так очевидно смотрится подобное разделение у более "продвинутых" в этом отношении представителей крайнего национализма, проводимого в жизнь по разным основаниям, расовым или религиозным. Для того, чтобы опровергнуть явно надуманное противоречие аргументов заместителя инициативе ЦК, автор вдруг вспоминает о русской поэзии. Оказывается фамилия заместителя Шеншин имеет отношение известному в русской литературе поэту Фету. Далее следует диалог, из которого следует, что иметь еврейские корни и не следовать линии ЦК - вещь чревая. Легко и со службы загреметь... Но не бойтесь, я ничего никому не скажу, но вы уж линии ЦК не противоречьте и не мешайте моему карьерному росту, тем более и у меня не всё чисто - фамилия татарская.. Всё это сопровождается диалогами и рассуждениями, из которых вроде как вытекает логический вывод " В России национальный вопрос во всех сферах жизни извечно играл столь значительную роль, что в мозгу русского человека сформировался некий автоматически действующий этнический детектор, определяющий национальность незнакомца ещё до оценки каких-либо его других свойств." Но этот посыл тоже не отличается достоверностью. Национальный вопрос для русского человека никогда не был чем-то определяющим, чтобы влиять на отношения с представителями других этносов. А о русской поэзии в этой статье и речи не было, кроме того, чтобы подробно рассмотреть родословную А.Фета и судьбу его отдалённых потомков. А то, для чего появился отрывок из повести с названием "Русская поэзия", пусть читатели догадаются сами.
Любовь к Родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты ощущать себя защищенным, нужным. О проблеме патриотизма русского народа размышляет Е. Воробьев. На мой взгляд, она достаточно актуальна. Эта проблема заставляет читателя задуматься об истинных ценностях нашей жизни. В тексте описывается время второй мировой войны. Автор рассказывает о телефонисте Федосееве, который никогда не видел Москву. Но после того как ему удалось побывать в этом удивительном городе, Федосеева охватило чувство гордости за то, что он защищает такую столицу. Позиция автора текста однозначна. Воробьев считает, что любой русский человек готов встать на защиту нашей Родины. «Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было что защищать!» – пишет Воробьев. Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что русские люди – патриоты. Во время войны солдаты готовы были пожертвовать свей жизнью, лишь бы сохранить независимость России. Данная проблема нашла отражение в творчестве Л.Н. Толстого. Главная тема романа «Война и мир» – подвиг русского народа в войне 1812 года. Русские люди грудью встали на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, крестьян и лучшую часть дворянства. Так, Пьер Безухов на свои средства снарядил тысячу ополченцев, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона или погибнуть самому. Чувство родины, патриотизм пронизывает весь цикл «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого. В лицах, осанках, движениях солдат и матросов, защищающих Севастополь, он видит главные черты, составляющие силу русского народа. Толстой воспевает стойкость и мужественность простых людей, готовых отдать свою жизнь ради независимости родной земли. Таким образом, я пришла к выводу о том, что патриотизм – это самое благородное и возвышенное чувство.
Литература
1. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации. Персонал-технология образовательной деятельности - СПб: Институт специальной педагогики и психологии. - 1999 г. 2. Забродина Н.П. Что такое эссе. - 2000.- №1. 3. Простые слова. Конкурс эссе. Пособие для участников конкурса. - МОО "Достижения молодых" - Junior Achievement Russia - М., 2002. 5. Федосюк М., Хамракулова Х. Эссе. 2000.-№1.
Источники из Интернет.
Т.Е.Ворожейкина. Как написать хорошее эссе. Web: http: www.msses.ru/study/how-to-write-good-essay.html
Советы по написанию эссе. Web: www.begin.ru/db2/doc.html
Рецензия
на методические рекомендации по выполнению эссе.
В методической разработке имеется план подготовки и проведения эссе, четко сформированы цели и задачи, приобретаемые навыки.
У студентов развивались навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать и аргументировать свое мнение, доказывать и отстаивать точку зрения.
Считаю, что данная методическая разработка окажет помощь преподавателям русского языка и литературы.