kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Пишем эссе по обществознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс

Тема: «Пишем творческое эссе по обществознанию»

                                                                                          

     Задачи:

- расширение знаний обучающихся о жанре эссе;

- развитие навыка написания творческого эссе с опорой на собственные ассоциации, впечатления и раздумья;

- развитие образного мышления и творческого воображения обучающихся;

- воспитание культуры общения в совместной творческой работе.

    Оборудование:

- доска;

- «Памятка №1» - 8 штук;

- карточки с творческим заданием – 8 штук;

- разноцветные лепестки с надписями – 14 штук;

- бланки с рисунками – 24 шт.

                                               Ход занятия.

  1. Вхождение в занятие
  1. Приветствие.

    Педагог. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нам сегодня предстоит с вами поработать. А для этого мне бы хотелось, чтобы вы поделились с каким настроением пришли сегодня на занятие.

    Приём педагогической техники «Моё лицо».

    Формула: обучающиеся сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками: лицо улыбающееся, лицо серьёзное, лицо грустное.

   Педагог. Покажите тот рисунок, который соответствует вашему настроению.

   Итак, начинаем работу.  Тема нашего занятия «Творческое эссе по обществознанию».

   Сегодня на занятии мы с вами будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья. Кроме того, мы расширим знания о жанре эссе и будем продолжать учиться культуре общения в совместной творческой работе.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Погружение в тему.

    Педагог. Прежде чем мы займёмся творчеством, я хотела бы пригласить вас в путешествие по жанру эссе и напомнить, что такое эссе, какова его структура и характерные черты.

    Эссе пришло в русский язык из французского языка и исторически восходит к латинскому слову «exagium» (взвешивание). Буквально можно перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Замечу, что самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра – французского философа XVI века Мишеля Монтеня.

    Каковы же характерные особенности эссе? К ним относятся: наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и её осмысления, небольшой объём, свободная композиция, непринуждённость повествования, парадоксальность, внутреннее смысловое единство, открытость.

    Обратимся теперь к структуре эссе. По сути своей эссе состоит из таких же частей, что и обычное сочинение по литературе, но:

    Учитель говорит далее: для этого мы с вами обратим внимание на «Памятку №1»

                                         Памятка №1

  1. Вступление
  2. Тезис, аргументы
  3. Тезис, аргументы
  4. Заключение.

Полезно на черновике в свободной форме выписать всё, что понадобится в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Самые ответственные части работы – вступление и заключение. Вступление форсирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и др. Лучше приводить 2 аргумента в пользу каждого тезиса.

  1. Первичное закрепление полученных знаний. Приём педагогической техники «Своя опора».

     Формула: группа составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу.

   А теперь, давайте попытаемся определить, в чём заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветный конспект, на лепестках которого написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам необходимо убрать лишние лепестки. Учитель поясняет: «Я убираю этот лепесток, потому что подробный ответ на вопрос не нужен при написании эссе и т.д., а вы продолжаете».

  На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия;  ассоциации; подробный ответ на вопрос; подготовка краткой характеристики содержания текста; тезисы; написание рецензии; раздумья; составление краткого изложения основной мысли в тексте; составление развернутой характеристики исторических персоналий; мнения; переживания; подача аргументированного прогноза развития процессов и явлений; примеры; аргументы.

  Уч-ся убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, ассоциации, раздумья, мнения, переживания, примеры, аргументы, тезисы.

  Эти лепестки уч-ся выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью – эссе.

 III) Применение новых понятий и способов действия.

  1. Словарная разминка. Игра в «Ассоциации».

 Учитель: Продолжаем нашу работу и переходим к творчеству. Зная правила написания эссе, мы сейчас с вами попробуем его написать.

  Перед вами слово - «Россия». О чём вы думаете, глядя на это слово, какие ассоциации возникают у вас? Оформите, пожалуйста, свои ассоциации словом или словосочетанием. Итак, я начинаю: Россия равнинная…(уч-ся продолжают, например, идущая вширь, обильная, азиатские поступки, европейские слова, любящая кулак и т.д.).

  1. Творческое задание на развитие логики «Мини-эссе».

Мы продолжаем творческую работу. Давайте с вами попытаемся составить мини-эссе на тему «Россия, какая же ты?» Хочу обратить ваше внимание, что предложения должны быть логически связаны. Итак, я начинаю: «За окном мороз, воет вьюга, а передо мной всё та же встаёт картина. По равнине мчится тройка белых лошадей, я сижу в карете и думаю: «Куда же ты несёшься, о, моя Россия?»

Вы продолжаете…

3) Творческая работа в микрогруппах.

  Учитель: «А теперь продолжим нашу работу. Сейчас мы с вами разделимся на микрогруппы (по 2 человека в каждой группе). Я хотела бы напомнить вам, что одной из разновидностей творческого эссе является сказка, и мы с вами попытаемся сейчас сочинить мини-сказку по заданному началу, используя данные предложения в качестве опорных.

  Здесь учитель раздаёт карточки с творческим заданием каждой микрогруппе.

   Вступление: «Жила-была Россия…»

   Основная часть: «Захотела однажды Россия путешествовать и отправилась…»

   Заключение: «И поняла Россия, что…»

 4) Проверка выполненного задания.

  Учитель: А теперь, дорогие коллеги, давайте послушаем, что у нас с вами получилось. Представьте, что мы с вами работаем на радио в рубрике «Историческая страничка», и нашими слушателями являются маленькие дети. Озвучьте свою сказку так, чтобы она понравилась юным слушателям.

  Группы озвучивают свои мини-сказки.

  IV) Итог занятия.

Приём педагогической техники: «Резюме».

Формула: обучающиеся по кругу отвечают на вопросы.

Учитель: Итак, наше занятие подходит к концу. Подведём итог нашей работы. Давайте ещё раз проговорим, в чём заключается жанровое своеобразие эссе. Обратимся снова к разноцветным лепесткам.

Здесь коллеги используют лепестки, выполненные в форме цветка эссе, на которых написаны слова: фантазия, ассоциации, тезисы, раздумья, мнения, переживания, примеры, аргументы. Проговаривая по кругу надписи на лепестках, обучающиеся ещё раз повторяют, в чём заключается жанровое своеобразие эссе.

    V) Выход из занятия.

Приём педагогической техники «Моё лицо».

 Формула: обучающиеся сигнализируют о  своём эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками.

Учитель благодарит за работу. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Пишем эссе по обществознанию"»


Мастер-класс

Тема: «Пишем творческое эссе по обществознанию»

Учитель Быканова Т.А.

Задачи:

- расширение знаний обучающихся о жанре эссе;

- развитие навыка написания творческого эссе с опорой на собственные ассоциации, впечатления и раздумья;

- развитие образного мышления и творческого воображения обучающихся;

- воспитание культуры общения в совместной творческой работе.

Оборудование:

- доска;

- «Памятка №1» - 8 штук;

- карточки с творческим заданием – 8 штук;

- разноцветные лепестки с надписями – 14 штук;

- бланки с рисунками – 24 шт.

Ход занятия.

  1. Вхождение в занятие

  1. Приветствие.

Педагог. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нам сегодня предстоит с вами поработать. А для этого мне бы хотелось, чтобы вы поделились с каким настроением пришли сегодня на занятие.

Приём педагогической техники «Моё лицо».

Формула: обучающиеся сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками: лицо улыбающееся, лицо серьёзное, лицо грустное.

Педагог. Покажите тот рисунок, который соответствует вашему настроению.

Итак, начинаем работу. Тема нашего занятия «Творческое эссе по обществознанию».

Сегодня на занятии мы с вами будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья. Кроме того, мы расширим знания о жанре эссе и будем продолжать учиться культуре общения в совместной творческой работе.

      1. Актуализация опорных знаний.

  1. Погружение в тему.

Педагог. Прежде чем мы займёмся творчеством, я хотела бы пригласить вас в путешествие по жанру эссе и напомнить, что такое эссе, какова его структура и характерные черты.

Эссе пришло в русский язык из французского языка и исторически восходит к латинскому слову «exagium» (взвешивание). Буквально можно перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Замечу, что самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра – французского философа XVI века Мишеля Монтеня.

Каковы же характерные особенности эссе? К ним относятся: наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и её осмысления, небольшой объём, свободная композиция, непринуждённость повествования, парадоксальность, внутреннее смысловое единство, открытость.

Обратимся теперь к структуре эссе. По сути своей эссе состоит из таких же частей, что и обычное сочинение по литературе, но:

Учитель говорит далее: для этого мы с вами обратим внимание на «Памятку №1»

Памятка №1

    1. Вступление

    2. Тезис, аргументы

    3. Тезис, аргументы

    4. Заключение.

Полезно на черновике в свободной форме выписать всё, что понадобится в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Самые ответственные части работы – вступление и заключение. Вступление форсирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и др. Лучше приводить 2 аргумента в пользу каждого тезиса.

  1. Первичное закрепление полученных знаний. Приём педагогической техники «Своя опора».

Формула: группа составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу.

А теперь, давайте попытаемся определить, в чём заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветный конспект, на лепестках которого написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам необходимо убрать лишние лепестки. Учитель поясняет: «Я убираю этот лепесток, потому что подробный ответ на вопрос не нужен при написании эссе и т.д., а вы продолжаете».

На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия; ассоциации; подробный ответ на вопрос; подготовка краткой характеристики содержания текста; тезисы; написание рецензии; раздумья; составление краткого изложения основной мысли в тексте; составление развернутой характеристики исторических персоналий; мнения; переживания; подача аргументированного прогноза развития процессов и явлений; примеры; аргументы.

Уч-ся убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, ассоциации, раздумья, мнения, переживания, примеры, аргументы, тезисы.

Эти лепестки уч-ся выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью – эссе.

III) Применение новых понятий и способов действия.

  1. Словарная разминка. Игра в «Ассоциации».

Учитель: Продолжаем нашу работу и переходим к творчеству. Зная правила написания эссе, мы сейчас с вами попробуем его написать.

Перед вами слово - «Россия». О чём вы думаете, глядя на это слово, какие ассоциации возникают у вас? Оформите, пожалуйста, свои ассоциации словом или словосочетанием. Итак, я начинаю: Россия равнинная…(уч-ся продолжают, например, идущая вширь, обильная, азиатские поступки, европейские слова, любящая кулак и т.д.).

  1. Творческое задание на развитие логики «Мини-эссе».

Мы продолжаем творческую работу. Давайте с вами попытаемся составить мини-эссе на тему «Россия, какая же ты?» Хочу обратить ваше внимание, что предложения должны быть логически связаны. Итак, я начинаю: «За окном мороз, воет вьюга, а передо мной всё та же встаёт картина. По равнине мчится тройка белых лошадей, я сижу в карете и думаю: «Куда же ты несёшься, о, моя Россия?»

Вы продолжаете…

3) Творческая работа в микрогруппах.

Учитель: «А теперь продолжим нашу работу. Сейчас мы с вами разделимся на микрогруппы (по 2 человека в каждой группе). Я хотела бы напомнить вам, что одной из разновидностей творческого эссе является сказка, и мы с вами попытаемся сейчас сочинить мини-сказку по заданному началу, используя данные предложения в качестве опорных.

Здесь учитель раздаёт карточки с творческим заданием каждой микрогруппе.

Вступление: «Жила-была Россия…»

Основная часть: «Захотела однажды Россия путешествовать и отправилась…»

Заключение: «И поняла Россия, что…»

4) Проверка выполненного задания.

Учитель: А теперь, дорогие коллеги, давайте послушаем, что у нас с вами получилось. Представьте, что мы с вами работаем на радио в рубрике «Историческая страничка», и нашими слушателями являются маленькие дети. Озвучьте свою сказку так, чтобы она понравилась юным слушателям.

Группы озвучивают свои мини-сказки.

IV) Итог занятия.

Приём педагогической техники: «Резюме».

Формула: обучающиеся по кругу отвечают на вопросы.

Учитель: Итак, наше занятие подходит к концу. Подведём итог нашей работы. Давайте ещё раз проговорим, в чём заключается жанровое своеобразие эссе. Обратимся снова к разноцветным лепесткам.

Здесь коллеги используют лепестки, выполненные в форме цветка эссе, на которых написаны слова: фантазия, ассоциации, тезисы, раздумья, мнения, переживания, примеры, аргументы. Проговаривая по кругу надписи на лепестках, обучающиеся ещё раз повторяют, в чём заключается жанровое своеобразие эссе.

V) Выход из занятия.

Приём педагогической техники «Моё лицо».

Формула: обучающиеся сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками.


Учитель благодарит за работу.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Мастер-класс "Пишем эссе по обществознанию"

Автор: Быканова Татьяна Александровна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства