Мастер-класс
Тема: «Пишем творческое эссе по обществознанию»
Задачи:
- расширение знаний обучающихся о жанре эссе;
- развитие навыка написания творческого эссе с опорой на собственные ассоциации, впечатления и раздумья;
- развитие образного мышления и творческого воображения обучающихся;
- воспитание культуры общения в совместной творческой работе.
Оборудование:
- доска;
- «Памятка №1» - 8 штук;
- карточки с творческим заданием – 8 штук;
- разноцветные лепестки с надписями – 14 штук;
- бланки с рисунками – 24 шт.
Ход занятия.
- Вхождение в занятие
- Приветствие.
Педагог. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нам сегодня предстоит с вами поработать. А для этого мне бы хотелось, чтобы вы поделились с каким настроением пришли сегодня на занятие.
Приём педагогической техники «Моё лицо».
Формула: обучающиеся сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками: лицо улыбающееся, лицо серьёзное, лицо грустное.
Педагог. Покажите тот рисунок, который соответствует вашему настроению.
Итак, начинаем работу. Тема нашего занятия «Творческое эссе по обществознанию».
Сегодня на занятии мы с вами будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья. Кроме того, мы расширим знания о жанре эссе и будем продолжать учиться культуре общения в совместной творческой работе.
- Актуализация опорных знаний.
- Погружение в тему.
Педагог. Прежде чем мы займёмся творчеством, я хотела бы пригласить вас в путешествие по жанру эссе и напомнить, что такое эссе, какова его структура и характерные черты.
Эссе пришло в русский язык из французского языка и исторически восходит к латинскому слову «exagium» (взвешивание). Буквально можно перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Замечу, что самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра – французского философа XVI века Мишеля Монтеня.
Каковы же характерные особенности эссе? К ним относятся: наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и её осмысления, небольшой объём, свободная композиция, непринуждённость повествования, парадоксальность, внутреннее смысловое единство, открытость.
Обратимся теперь к структуре эссе. По сути своей эссе состоит из таких же частей, что и обычное сочинение по литературе, но:
Учитель говорит далее: для этого мы с вами обратим внимание на «Памятку №1»
Памятка №1
- Вступление
- Тезис, аргументы
- Тезис, аргументы
- Заключение.
Полезно на черновике в свободной форме выписать всё, что понадобится в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Самые ответственные части работы – вступление и заключение. Вступление форсирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и др. Лучше приводить 2 аргумента в пользу каждого тезиса.
- Первичное закрепление полученных знаний. Приём педагогической техники «Своя опора».
Формула: группа составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу.
А теперь, давайте попытаемся определить, в чём заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветный конспект, на лепестках которого написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам необходимо убрать лишние лепестки. Учитель поясняет: «Я убираю этот лепесток, потому что подробный ответ на вопрос не нужен при написании эссе и т.д., а вы продолжаете».
На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия; ассоциации; подробный ответ на вопрос; подготовка краткой характеристики содержания текста; тезисы; написание рецензии; раздумья; составление краткого изложения основной мысли в тексте; составление развернутой характеристики исторических персоналий; мнения; переживания; подача аргументированного прогноза развития процессов и явлений; примеры; аргументы.
Уч-ся убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, ассоциации, раздумья, мнения, переживания, примеры, аргументы, тезисы.
Эти лепестки уч-ся выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью – эссе.
III) Применение новых понятий и способов действия.
- Словарная разминка. Игра в «Ассоциации».
Учитель: Продолжаем нашу работу и переходим к творчеству. Зная правила написания эссе, мы сейчас с вами попробуем его написать.
Перед вами слово - «Россия». О чём вы думаете, глядя на это слово, какие ассоциации возникают у вас? Оформите, пожалуйста, свои ассоциации словом или словосочетанием. Итак, я начинаю: Россия равнинная…(уч-ся продолжают, например, идущая вширь, обильная, азиатские поступки, европейские слова, любящая кулак и т.д.).
- Творческое задание на развитие логики «Мини-эссе».
Мы продолжаем творческую работу. Давайте с вами попытаемся составить мини-эссе на тему «Россия, какая же ты?» Хочу обратить ваше внимание, что предложения должны быть логически связаны. Итак, я начинаю: «За окном мороз, воет вьюга, а передо мной всё та же встаёт картина. По равнине мчится тройка белых лошадей, я сижу в карете и думаю: «Куда же ты несёшься, о, моя Россия?»
Вы продолжаете…
3) Творческая работа в микрогруппах.
Учитель: «А теперь продолжим нашу работу. Сейчас мы с вами разделимся на микрогруппы (по 2 человека в каждой группе). Я хотела бы напомнить вам, что одной из разновидностей творческого эссе является сказка, и мы с вами попытаемся сейчас сочинить мини-сказку по заданному началу, используя данные предложения в качестве опорных.
Здесь учитель раздаёт карточки с творческим заданием каждой микрогруппе.
Вступление: «Жила-была Россия…»
Основная часть: «Захотела однажды Россия путешествовать и отправилась…»
Заключение: «И поняла Россия, что…»
4) Проверка выполненного задания.
Учитель: А теперь, дорогие коллеги, давайте послушаем, что у нас с вами получилось. Представьте, что мы с вами работаем на радио в рубрике «Историческая страничка», и нашими слушателями являются маленькие дети. Озвучьте свою сказку так, чтобы она понравилась юным слушателям.
Группы озвучивают свои мини-сказки.
IV) Итог занятия.
Приём педагогической техники: «Резюме».
Формула: обучающиеся по кругу отвечают на вопросы.
Учитель: Итак, наше занятие подходит к концу. Подведём итог нашей работы. Давайте ещё раз проговорим, в чём заключается жанровое своеобразие эссе. Обратимся снова к разноцветным лепесткам.
Здесь коллеги используют лепестки, выполненные в форме цветка эссе, на которых написаны слова: фантазия, ассоциации, тезисы, раздумья, мнения, переживания, примеры, аргументы. Проговаривая по кругу надписи на лепестках, обучающиеся ещё раз повторяют, в чём заключается жанровое своеобразие эссе.
V) Выход из занятия.
Приём педагогической техники «Моё лицо».
Формула: обучающиеся сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками.
Учитель благодарит за работу.