Просмотр содержимого документа
«План урока русского языка "Имя существительное"»
Предмет: русский язык
Класс:2
Тема: Имя существительное
Цель: Закрепить знания детей по разделу «Имя существительное».
Задачи:
1) Учить находить имя существительное в тексте, определять его синтаксическую роль, морфологические признаки: род, число. Учиться писать собственные и нарицательные имена существительные, правописание Ь у имен существительных.
2)Развивать внимание, память, каллиграфию, устную и письменную речь, орфографическую зоркость.
3)Воспитывать интерес к предмету, к теме имя существительное, дисциплинированность, активность, умение работать в коллективе, индивидуальность.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Форма: нестандартная.
Ход урока
IV) Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Меня зовут Гульниса Умрановна ,я проведу у вас урок русского языка. Садитесь пожалуйста.
(Психологический настрой)
Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку “5”?
II) Постановка цели.Ребята у нас сегодня необычный урок. У нас будет сегодня урок- путешествие. К нам на урок пришел один гость, и вместе с ним мы будем путешествовать в течении урока. А кто к нам пришел? Давайте узнаем!
- Отгадайте загадку:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (имя сущ.)
- Правильно. Это имя существительное.
У нас в гостях сегодня имя существительное и вместе с ним мы начинаем свое путешествие.
III)Этап обобщения и систематизации.
1 остановка: Построй-ка. (словарная работа)
Нам нужно построить на этой остановке снежную горку. Давайте сначала запишем слова, а что будет дальше я вам скажу.
(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).
за…ц а о
м…роз я е а
р…бота о и
ф…враль
п … льто е о
2 остановка:« Выбери меня»!
Ребята, вам необходимо из данных слов выбрать только имена существительные и задать им соответствующий вопрос.
Значит ребята . отсюда мы можем сделать какой вывод?
Правильно, имена существительные- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Что?.
- А как называются существительные которые отвечают на вопрос Кто?
(одушевленные)
А существительные которые отвечают на вопрос Что?
(неодушевленные).
Молодцы ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое у нас имена существительные, на какие вопросы отвечают существительные, какие существительные у нас одушевленные а какие неодушевленные.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное - вам надо
присесть. Если услышите имя собственное надо хлопнуть в ладоши над
головой.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички?
- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Игра с сигнальными карточками. Я называю слова, если это слово пишется с заглавной буквы, то дети должны показать красный сигнал, а если со строчной, то зеленый:
Астана, город, Казахстан, школа, Маша, Шарик, воробей, Катя, мама,Буратино, улица, Марина, солнце, Чебурашка.
Послушайте стихотворение.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
Ребята вот мы с вами вспомнили, что имена собственные – названия улиц, городов, фамилии, имени, кличек животных, сказочных героев- все они пишутся с заглавной буквы.
Все остальные существительные- нарицательные, они пишутся строчными буквами.
Все ребята, молодцы, идем дальше.
4 остановка: Распредели - ка (число)
Работа по карточкам.
Вставь пропущенные буквы.К словам единственного числа допиши слова множественного числа.
П(и,е)сьмо- С(а,о)сна-
(о,а)кно - 0з(и,е)ро-
С(и,е)мья- ст(и.е)на-
Л(е,и)сток- г(а,о)ра-
В(е.и)дро п(е,и)ро-
Вот мы с вами повторили число имен существительных, и безударную гласную в корне. Продолжаем наше путешествие.
5остановка: « Думай-ка». Ребята я вам буду читать загадки, вы отгадываете и называете к какому роду относится данное слово. Итак:
Хоть я не молоток - По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. Ответ (Дятел)
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. Верещунья белобока, а зовут её ... Ответ (сорока)
Висит груша - нельзя скушать. Ответ (Лампочка)
Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц и звёзды - В нём всё отражается ... Как это зеркало называется? Ответ (Пруд, озеро)
Грянул гром, весёлый гром, Засверкало всё кругом! Рвутся в небо неустанно Разноцветные фонтаны, Брызги света всюду льют. Это праздничный ... Ответ (салют)
Вот так стёклышко - окошко!
Если в стёклышке том кошка,
Значит, рядом есть вторая -
Обязательно такая.
Если рядом нет второй -
И в стекляшке никакой.
(Зеркало)
Себя он раскрывает, тебя он закрывает, Только дождичек пройдёт - сделает наоборот. Ответ (Зонт)
Я работаю в театре. Просто тётя я в антракте. А на сцене – то царица, То бабуля, то лисица. Знает Коля и Лариса, Что в театре я ... Ответ (актриса)
Не часы, а тикает. Ответ (Сердце)
На лужайке, у двора,
Очень злющая трава
Проросла под клёном
Ковриком зелёным.
Хоть порой на ней роса
Весело искрится,
Эта злюка, как оса,
Жалить мастерица.
(Крапива)
На весь простор
Один костёр
Горит над нами
С давних пор.
Горит он жарко
И светло
И дарит нам
Своё тепло.
(Солнце)
-Молодцы, ребята, послушайте стихотворение.
Женский род запомню я И скажу «она моя», И запомню род мужской, И опять скажу «он мой». Средний род - «оно моё»- Это правило твоё.
Мы с вами повторили род имен существительных, имена существительные имеют три рода.: женский, мужской и средний.
А наше путешествие мы продолжаем. Следующая наша остановка:
6остановка:Придумай-ка.
Ребята, вам необходимо придумать и записать любое предложение и подчеркнуть имя существительное.