Цели: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся о глаголах. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола.
Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в группе.
Способствовать воспитанию культуры общения на уроке, потребности беречь и укреплять свое здоровье.
Наглядности: Схема – алгоритм морфологического разбора, тестовые вопросы
Оборудование: интерактивная доска, электронный учебник, пульты для теста
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя.
Отметка отсутствующих.
Проверка готовности класса к уроку
Упражнение для мозговой гимнастики.
Учитель. Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение хорошее. Я желаю вам здоровой успешной работы на уроке.
Учитель. Что такое морфологический разбор слова? С какой целью проводим его?
Морфологический разбор слова - это разбор слова, как части речи. Характеристика слова, как части речи.
Учитель. Что значит охарактеризовать глагол как часть речи?
Дети. Это значит указать все признаки этого слова как части речи и доказать, что слово относится именно к этой части речи.
Учитель. Давайте вместе составим алгоритм разбора глагола
Порядок морфологического разбора глагола
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (неопределённая форма).
3) Постоянные признаки: вид; спряжение.
4) Непостоянные признаки: время; лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени); род и число (если глагол в прошедшем времени)
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора глагола
Над цветком летает пёстрая бабочка.
Устный разбор
1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»
2) Начальная форма — летать.
3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.
4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает? ) летает
Письменный разбор
1) Летает — гл. (что делает?)
2) Н.ф. — летать.
3) несов. в.; I спр.
4) н.в., 3-е л., ед. ч.
5) сказуемое: бабочка (что делает? ) летает
5.Работа в группах
1 группа
Сделать морфологический разбор глагола
Тает мокрый снег.
I. Тает – глагол.
Снег (что делает?) тает.
Н.ф. – таять.
II. Пост. – несов.в., неперех., I спр.;
непост. - в ед.ч., в наст. вр., в 3-м лице.
III. Снег (что делает?) тает (сказуемое).
Перепиши этот текст.перепиши текст
2 группа
Сделать морфологический разбор глагола
I. Перепиши – глагол.
(Что сделай?) перепиши.
Н.ф. – переписать.
II. Пост. – сов.в., I спр.;
непост. - в ед.ч., в 2-м лице.
III. (Что сделай?) перепиши (сказуемое).
3 группа
Сделать морфологический разбор глагола
Будущее принадлежит людям честного труда.
I.Принадлежит – глагол.
(Что делает?) принадлежит.
Н.ф.– принадлежать
II.Пост. – несов.вида, 2спр
непост.- в ед.ч., в муж. роде.
III.Будущее (что делает?) принадлежит (сказуемое
Работа по электронному учебнику (тест)
Тестовые задания
Подготовьте пульты
Учитель. Чтобы подвести итог урока предлагаю вам вспомнить, что повторяли о нем, что узнали нового и ответить на вопросы теста.
Подошел к концу наш урок. Мне хочется, чтобы вы, мои ученики, в этом непростом мире людей, были такими же, как глаголы в мире частей речи – живыми, активными, здоровыми, в постоянном действии, движении.
Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков »
Калиева Айгуль Бектасовна
Учитель русского языка и литературы
с казахским языком обучения
КГУ «СОШ №82»
Тема: Глагол. Категория глагола
Цель урока: образовательная: дать понятие о глаголе, о неопределенной форме глагола, выработать умение отличать глаголы от других частей речи, познакомить с историей тряпичных кукол;
развивающая: развитие аналитических способностей, развитие умений находить глаголы в тексте, задавать к ним вопросы, определять их значения, находить определять неопределенную форму, умения рассуждать, делать выводы, добывать нужную информацию; выделять существенную, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
воспитательная: воспитывать в детях бережное отношение к игрушкам.
Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
Какой рисунок вам больше всего по душе и почему?
Актуализация знаний учащихся
(повторение)
Разноуровневые задания
1 группа
Кластер
Имя прилагательное
2 группа
Измените, указанные прилагательные по числам и родам и заполните в таблице пустые клетки
ОН
ОНА
ОНО
ОНИ
известный
лучшие
народная
музыкальное
3 группа
Открытый тест
Имя прилагательное – это…
Имена прилагательные изменяются…
Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо: …
2. Просклоняйте прилагательное народная сказка
Запись в тетради числа.
У.: Посмотрите, скорее, ребята. Кто сегодня к нам пришел?
4. Активизация знаний учащихся
У.: Что за герой? Что о нём вы можете сказать?
3. Формулирование темы урока
У.: Этот гость — он добрый, славный, а зовут его …
-Составьте из букв его имя а л а г г о
-Запишем имя нашего героя — Глагол.
-Назовите тему нашего урока. Как думаете, чем будем заниматься?
(Мы продолжим знакомство с частями речи и уточним представления о глаголе).
5. Открытие нового знания
У.: Этот дядюшка Глагол ужасный шутник и проказник. Очень любит он петь и играть…
-Что странного в его облике? Почему он так выглядит? (совершает множество действий)
-Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие действия совершает дядюшка Глагол? (Читает, листает, пишет, рисует, забивает, бегает, танцует, катается, скользит, играет,
покупает, носит, отбивает, развлекается).
-А ещё он умеет, ребята, кто, что делает замечать.
-Постарайтесь работать на уроке так, чтобы дядюшка Глагол остался доволен.
У.: Дядюшка Глагол такой деятельный, что даже в нашем учебнике оставил для вас задание.
Работа по учебнику – упражнение 339 на странице 147
Чтение текста заполнение таблицы ЗУХ
Знаю
Узнал (а)
Хочу узнать
Дневник двойной записи ( словарная работа)
Ключевые слова
Понятия
Приданое
Имущество, дававшееся родителями дочери при ее выходе замуж (қалыңдықтың дүниесі).
Кудель
Волокнистая часть льна (зығыр талшығының бөлігі).
Вопросно-ответная беседа по тексту
Какая игрушка была самой популярной в деревне?
До какого возраста дети играли с такими куклами?
Что училась делать девочка, играя с тряпичной куклой?
6. Объяснение учителем новой темы
- В своем ответе на последний вопрос вы использовали слова шить, кроить, готовить, одевать. Это ребята, глаголы
Глагол – самая важная, самая живая часть речи, которое обозначает действие предмета или состояние предмета отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?
- В русской речи очень много глаголов. Они играют в языке важную роль. Без глаголов мы ничего не можем сделать: ни встать, ни прийти в школу, ни помириться, ни учиться.
Прослушать объяснение по электронному учебнику
Вид глагола – категория, которая выражает различия в протекании действия. Эта категория различает глаголы несовершенного вида (отвечают на вопрос Что делать?: летать) и глаголы совершенного вида (отвечают на вопрос Что сделать?: полететь).
Время – категория, которая выражает отношение действия к моменту речи. Выделяется три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Время глагола тесно связано с категорией вида: НСВ – продавать – продавал – буду продавать; СВ – продал – продам.
7. Работа в группах.
У.: Ребята, у дядюшки Глагола есть подруга – кукла Барби, которая приготовила для вас разные задания
Группа
Объясни значение и замени одним глаголом.
Сидеть сложа руки - бездельничать
Зарубить на носу - запомнить
Клевать носом - дремать
Повесить голову - загрустить
Водить за нос - обманывать
Задать перцу - наказать
Витать в облаках - мечтать
Покрываться цветами - цвести
2 группа
Вставьте пропущенные слова. Прочитайте.
Одеяло ________,
_________ простыня.
И подушка,
Как лягушка,
__________ от меня.
Ответ
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня. ( К.И. Чуковский «Мойдодыр»)
3 группа: Допиши подходящие по смыслу слова.
Дети всегда... . Для игрушек можно … любой материал – веточки и камешки, ленточки и тряпочки. Сейчас большая часть игрушек … на фабриках
Какие молодцы! Вы справились!
Индивидуальная карточка №1
Вставь пропущенные буквы.
Т__кут руч__и. Л__тят шумные стайки скв__рцов. Гр__чи в__ют гнезда на д__рев__ях. Л__тают и п__ют птицы. Появилась з__леная тра__ка. В с__ду много работы.
Индивидуальная карточка №2
Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы: что делает? что делают?
Дом, нарядный, лежит, капуста, жует, рисует, белый, вершины, пишет, ползут, бодрый, год, играет, поет, машина, собрал.
8. Игра "Ремонт"
Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно хлопнуть в ладоши. Итак, приготовились!
Методы и приемы обучения: Частично - поисковый, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учителя.
Отметка отсутствующих.
Проверка готовности класса к уроку
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головках.
2. Психологический настрой на работу:
- А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
3. Повторение о глаголе
- О какой части речи здесь говорится?
Что без меня предметы?
Лишь название
А я приду-
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Фронтальный опрос
Вспомните, что вы знаете о глаголе?
Устный фронтальный опрос
Задания электронному цифровому ресурсу
6. Актуализация знаний.
— Какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?
. Задание
а) Поставить глагол в неопределенную форму.
Найди ошибку:
Сверкала — сверкнуть.
Сверкала — сверкать
б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул).
7. Объяснение новой темы
Итак, сегодня мы будем говорить о спряжении глаголов. Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Наша учебная задача узнать, что значит «спрягать глагол»?
Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы плыть и говорить при помощи личных местоимений. Можно ли от данных глаголов неопределённой формы образовать форму настоящего времени.
8. Коллективная работа. (Устно)
Я плыву мы плывём я говорю мы говорим
Вывод:
- Как изменяли глагол?
По лицам и числам
- Какая часть изменилась?
Окончание
- Назовите окончания глаголов в 1 столбиках. Что общего в этих окончаниях?
Содержат гласную –е-
- Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего?
Содержит гласную - и -
- Мы изменяли глагол по лицам и числам или спрягали. Так, что же такое спряжение?
9. Прослушать объяснение по электронному учебнику
Вывод: глаголы, имеющие в окончании гласную –е- в форме 2 лица ед.ч, относятся к 1 спряжению.
Глаголы, имеющие в окончании гласную - И- в форме 2 лица ед.ч., относятся ко 2 спряжению.
10 . Работа над правилом. Читают правило в учебнике.
Какому спряжению относятся эти глаголы?
Ответь устно и можешь проверить себя.
11. Тренировочные упражнения
Упражнение 355
Запишите глаголы в два столбика: в первый – с окончанием –ешь, во второй – с окончанием –ишь.
- Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило.
(Ответы)
Я буду показывать глаголы из кроссворда. Если глаголы 1-го спряжения – поднимаем правую руку, если 2 – го спряжения – левую. Не забывайте про глаголы – исключения.
- А в каком времени еще могут употребляться глаголы? На какие вопросы они отвечают?
(В прошедшем времени: что делали? Что сделали? В будущем времени: что сделают? Что будут делать?)
14. Рефлексия
Закончить фразы:
- Я научилась ( - ся)
- Я запомнила ( - л)
- Теперь я ...
14.Итоги. Выставление оценок.
Домашнее задание Упр.377 (повторение)
Тема: Морфологический анализ. Тестовые задания.
Цели: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся о глаголах. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола.
Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в группе.
Способствовать воспитанию культуры общения на уроке, потребности беречь и укреплять свое здоровье.
Наглядности: Схема – алгоритм морфологического разбора, тестовые вопросы
Оборудование: интерактивная доска, электронный учебник, пульты для теста
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя.
Отметка отсутствующих.
Проверка готовности класса к уроку
Упражнение для мозговой гимнастики.
Учитель. Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение хорошее. Я желаю вам здоровой успешной работы на уроке.
Учитель. Что такое морфологический разбор слова? С какой целью проводим его?
Морфологический разбор слова - это разбор слова, как части речи. Характеристика слова, как части речи.
Учитель. Что значит охарактеризовать глагол как часть речи?
Дети. Это значит указать все признаки этого слова как части речи и доказать, что слово относится именно к этой части речи.
Учитель. Давайте вместе составим алгоритм разбора глагола
Порядок морфологического разбора глагола
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (неопределённая форма).
3) Постоянные признаки: вид; спряжение.
4) Непостоянные признаки: время; лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени); род и число (если глагол в прошедшем времени)
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора глагола
Над цветком летает пёстрая бабочка.
Устный разбор
1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»
2) Начальная форма — летать.
3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.
4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает? ) летает
Письменный разбор
1) Летает — гл. (что делает?)
2) Н.ф. — летать.
3) несов. в.; I спр.
4) н.в., 3-е л., ед. ч.
5) сказуемое: бабочка (что делает? ) летает
5.Работа в группах
1 группа
Сделать морфологический разбор глагола
Тает мокрый снег.
I. Тает – глагол.
Снег (что делает?) тает.
Н.ф. – таять.
II. Пост. – несов.в., неперех., I спр.;
непост. - в ед.ч., в наст. вр., в 3-м лице.
III. Снег (что делает?) тает (сказуемое).
Перепиши этот текст.перепиши текст
2 группа
Сделать морфологический разбор глагола
I. Перепиши – глагол.
(Что сделай?) перепиши.
Н.ф. – переписать.
II. Пост. – сов.в., I спр.;
непост. - в ед.ч., в 2-м лице.
III. (Что сделай?) перепиши (сказуемое).
3 группа
Сделать морфологический разбор глагола
Будущее принадлежит людям честного труда.
I.Принадлежит – глагол.
(Что делает?) принадлежит.
Н.ф.– принадлежать
II.Пост. – несов.вида, 2спр
непост.- в ед.ч., в муж. роде.
III.Будущее (что делает?) принадлежит (сказуемое
Работа по электронному учебнику (тест)
Тестовые задания
Подготовьте пульты
Учитель. Чтобы подвести итог урока предлагаю вам вспомнить, что повторяли о нем, что узнали нового и ответить на вопросы теста.
Подошел к концу наш урок. Мне хочется, чтобы вы, мои ученики, в этом непростом мире людей, были такими же, как глаголы в мире частей речи – живыми, активными, здоровыми, в постоянном действии, движении.