Тема: «Тематические группы слов».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «тематическая группа слов»; достичь усвоения учащимися изучаемого материала на практике; развивать речь, воспитывать нравственные качества.
Оборудование: презентация.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- Беседа по изученному материалу.
- Вспомните теремок, о котором мы с вами говорили на предыдущих уроках.
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(слова)
- Назовите главную хазяйку дома.
Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Лексикология).
- Что такое багатство языка? (Лексика: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова)
- Используя опорные предложения, расскажите о лексикологии.
- Лексическим значением слова является….
- Если слово имеет одно лексическое значение, оно называется…
- Многозначным называется слово, котором…
- У слова может быть …. и … значений.
- По значению выделяют такие группы слов, как ….
ІІІ. Изучение нового материалу.
- Выделение существенных признаков. Исследования.
Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему слову перед скобками. Выберите только два и запишите.
- Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
- Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
- Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
- Война (аэроплан, пушка, сражения, ружья, солдаты).
- Объяснение учителя.
В лексическом значении слов может быть что-то общее, что объединяет эти слова. Такие слова объединяются в тематические группы.
- Назовите общий признак, по которому можно объединить эти слова в одну тематическую группу.
Ландыш, роза, сирень, фиалка.
- Объяснение учителя.
Во всех этих словах есть одно общее (родовое) понятие – цветок (корзина с цветами).
Но в то же время каждый из цветков имеет свои отличительные особенности.
- Работа с учебной статей (стр. 125).
- Найдите в указанных словах названия рода и вида:
Яблоки, груши, фрукты, сливы, абрикосы.
Вывод: Тематическую группу слов с узким, видовым понятим объединяет слово с широким, родовым.
Липа, клен, ель – деревья.
Тема: «Тематические группы слов».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «тематическая группа слов»; достичь усвоения учащимися изучаемого материала на практике; развивать речь, воспитывать нравственные качества.
Оборудование: презентация.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- Беседа по изученному материалу.
- Вспомните теремок, о котором мы с вами говорили на предыдущих уроках.
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(слова)
- Назовите главную хазяйку дома.
Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Лексикология).
- Что такое багатство языка? (Лексика: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова)
- Используя опорные предложения, расскажите о лексикологии.
- Лексическим значением слова является….
- Если слово имеет одно лексическое значение, оно называется…
- Многозначным называется слово, котором…
- У слова может быть …. и … значений.
- По значению выделяют такие группы слов, как ….
ІІІ. Изучение нового материалу.
- Выделение существенных признаков. Исследования.
Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему слову перед скобками. Выберите только два и запишите.
- Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
- Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
- Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
- Война (аэроплан, пушка, сражения, ружья, солдаты).
- Объяснение учителя.
В лексическом значении слов может быть что-то общее, что объединяет эти слова. Такие слова объединяются в тематические группы.
- Назовите общий признак, по которому можно объединить эти слова в одну тематическую группу.
Ландыш, роза, сирень, фиалка.
- Объяснение учителя.
Во всех этих словах есть одно общее (родовое) понятие – цветок (корзина с цветами).
Но в то же время каждый из цветков имеет свои отличительные особенности.
- Работа с учебной статей (стр. 125).
- Найдите в указанных словах названия рода и вида:
Яблоки, груши, фрукты, сливы, абрикосы.
Вывод: Тематическую группу слов с узким, видовым понятим объединяет слово с широким, родовым.
Липа, клен, ель – деревья.