II. Вводная часть. | - Ребята, внимание на доску! Перед вами карточки со словами. Прочитайте их. - Как вы думаете, какое слово лишнее в данном ряду? - Почему? - Как называются слова, у которых общая часть? - Открываем тетради, записываем число, классная работа. | - Лес, лесной, лестница, лесник. -Лестница. - Остальные слова имеют общую часть. - Родственные слова. | Формирование навыков аккуратного письма с учетом гигиенических требований. Формирование навыков ценностного и смыслового действия. Формирование осознанной мотивации. (Л) |
III. Основная часть. - Работа по учебнику - Беседа - Работа по учебнику - Физическая минутка | - Откройте учебники на странице 95, найдите упражнение 66. - Прочитайте стихотворение. - Что нужно сделать в этом упражнении? - Выполняем упражнение. Один ученик работает у доски. - Выписываем все выделенные слова столбиком. - Ребята, как вы думаете, являются ли эти слова родственными? Почему? - Ребята что такое «основа слова»? - Выделяем основу. - Выделите сверху дугой общую часть. - Ребята, как вы думаете, о чём говорит дуга? - Как она называется по-научному? - Откройте страницу 96 в учебнике и прочитайте правило про себя. Учитель выборочно определяет, кто из учеников прочитает правил вслух. - Итак, сделаем вывод, что корень - это общая часть родственных слов. - Кто может повторить это правило? - Дети, сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Заселили домики». - Одновременно в 3 домика приехали родственники, у нас это будут родственные слова. Вам нужно определить, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам. Все слова представлены учителем на слайде: 1 ряд: лиса, лист, лисонька, лисий. 2 ряд: морской, моряк, море, мороз. 3 ряд: вода, водичка, водный водитель. - Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики. Запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень. Учитель организует проверку. - Первый ряд, кто оказался у вас лишний в домике? Почему? - Второй ряд, кто оказался лишнем в вашем домике? Почему? - Третий ряд, кто лишний в вашем домике? Почему? - Отличная работа, молодцы! - Откройте страницу 96, найдите упражнение 69. - Прочитайте задание. - Выписываем родственные слова, работаем по цепочке, начиная с первого ряда первой парты. - Выделяем основу слова, корень. - Хорошо, молодец. - Теперь парами выписываем формы слова. - Выделяем основу слова. Следующий ученик выходит к доске. - Ребята, что же одинакового у слова и формы этого слова? - Но разные? - А родственные слова имеют разные? - Замечательно! Предлагаю немного отдохнуть. Если произносятся однокоренные слова, дети хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают. Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик — мальчику; варенье — вареньем; варенье—сварил; повар — варит; повар — повара. - На странице 97 найдите 71 упражнение. - Прочитайте стихотворение. - Что нужно сделать в этом упражнении? - Самостоятельно запишите родственные слова в тетрадь, выделив общую часть. - От какого слова образовалось уменьшительно – ласкательное слово петушок? - Назовите начальную форму слова пёрышек? - Найдите и прочитайте в учебнике, что об этом думают Миши и Маша. - Кто же их них прав? - Записываем в тетрадь начальную форму слова и родственные ему слова. Выполняем самостоятельно. Учитель организует проверку, выполненного самостоятельно задания. | - Выпиши все выделенные слова столбиком. Являются ли они родственными? Подчеркни в них основы. Выдели сверху дугой общую часть. - Дождь, дождевик, дождик. - Это часть слова без окончания. Учащиеся затрудняются в ответе. - Лист. - Мороз. - Водитель. - Трава, травяной. - Трава - травы, травка – в травку, травяной – травяные. - Одинаковая основа. - Окончания. - Основы. - Петух. - Перо – пёрышко, перьевое. | Формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Понимание учебного текста. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. (П) Интерпретация, обобщение, анализ, оценка содержания и языковых особенностей. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Слушать и понимать речь других. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения. (К) |