Психологический настрой. Мотивационный этап. Использует прием « Эпиграф»: «Каждая семья имеет свои традиции, свои правила и нормы воспитания» (Л.Н.Толстой) | 1 мин | Приветствует учащихся. Организует положительную мотивацию на уроке. - Что такое обязанности? -Какие обязанности у вас в семье? -Всегда ли вы их выполняете? Комментирует ответы учащихся. ФО | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают предположения о чем будет идти речь на уроке. |
Открытие нового. Демонстрация слайда. -Для того чтобы узнать тему урока, необходимо проанализировать предложение из рубрики « Запись мудрой мысли». Повторение известного материала об определении. | 5 мин | Знакомит учащихся с лексикой по теме урока. Проводит лексическую работу со словами и формами слов обязан, обязанность, обязательный, обязательство, обязаться, которые являются ключевыми при изучении данной темы. Обращает особое внимание на такой признак семьи, как «обязательство поддерживать друг друга». Предлагает записать «мудрую мысль», в которой есть определение. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. С. Тургенев). Предлагает вспомнить все, что знают об определении: -Почему второстепенный член предложения назван определением? - Что значит согласование, согласие, согласованные? -Что значит нет согласия, несогласие, несогласованные? Предлагает сформулировать тему урока. Комментирует ответы. ФО | Слушают учителя. Записывают «мудрую мысль», делают вывод: без определений не обойтись. Они делают речь выразительной, богатой, яркой и живой, позволяют выразить эмоции и чувства. Определяют тему урока. Ставят цель: правила пунктуации: знаки препинания при обособлении несогласованных определений. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы. |
Создание проблемной задачи. Запись строчек как письмо наизусть из произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» Нахождение и графическое обозначение определений с указанием их согласования с определяемым словом, стилистической роли. Демонстрация слайда | 10-12 мин | Дает проблемную задачу: записать строки из произведения М. Ю. Лермонтова. -, задает наводящие вопросы, подводит к ее разрешению. - Какую картину рисует поэт? -Какое время суток изображено? -Почему снега названы рассыпчатыми? -Почему поэт зарю сравнивает с красавицей, глядящей в зеркало? -До каких слов идет мажорное настроение? -Почему сначала написано заря алая, а в предпоследней строчке-алая заря? Почему поэт переставляет определение к слову заря? Комментируют ответы. ФО Предлагает найти и графически обозначить определение, указывая, что оно согласуется с определяемым словом, выясняя его стилистическую роль. Комментирует ответы. ФО | Формулируют новое понятие. Отвечают на вопросы. Выполняют задание, объявляют, делают выводы о том, что согласованные определения в отличие от несогласованных обозначают более общий признак предмета, его отвлеченное свойство. Несогласованные определения-более конкретный признак. Выписывают словосочетания, графически обозначают связь, разбирают. |
Организация самостоятельной работы учащимися на новое знание, самопроверку по дескрипторам, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | 10 мин | Предлагает прочитать по учебнику, что сказано о несогласованных определениях и создать, пользуясь текстом «Песни…», словосочетания с несогласованными определениями. Первые три пары предлагает записать сообща. Комментирует ответы. ФО и СО | Знакомятся с материалом учебника. Выбирают свои примеры из произведения. Проводят самооценивание по эталону. |
Закрепление. Прием «Найди ошибку» Демонстрация слайда | 6 мин | Комментирует задание. | Выполняют работу самостоятельно, осуществляют проверку, называют затруднения, исправляют ошибки .Самооценивание. Обсуждают правильный ответ. |