№ 1 | Урок русского языка Класс: 5 класс Возраст: 10-11 лет |
Тема урока: | Состав слова. Урок – обобщение. |
Ссылки: | Календарное планирование, учебник Русская речь, Алматы «Атамұра» 2006. |
Цели: | Обобщить знания о составе слова. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования. Развивать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о языке. |
Результат обучения: | По окончании занятия учащиеся: научатся разбирать слова по составу; научатся работать в группах; приобретут навыки критического мышления; приобретут коммуникативные умения. |
Ключевые идеи: | Состав слова, морфемы, приставка, суффикс, корень, основа, окончание |
Ресурсы: | ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы. |
|
Этапы проведе ния урока | Время – 45 минут | Атмосфера в классе | Действия преподавателя и действия учащихся | Примеча ние |
Психологический настрой на урок | 3 мин. | Доброжелательность, взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся. | Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». (играет приятная расслабляющая мелодия) | |
Сообщение темы и задач урока | 5 мин. | Доброжелательный настрой преподавателя на успех. | Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся 3 группы друзей. Наша задача проявить свои знания и выявить группу - победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ дается жетон. Победит тот, у кого их соберётся больше. Чтобы дать группам названия, ответьте на вопросы: - Какие части слова знаете? - Что такое приставка? - Что такое корень? - Что такое суффикс? - Что такое окончание? Итак, название 1 команды – корень, 2 – суффикс, 3 – окончание | Деление на группы |
Задание 1. Минутка чистописания | 5 мин. | Активность, сплочённость, аккуратность. | Если вы правильно отгадаете загадки и расположите все слова по горизонтали в порядке цифр(1, 7, 2, 3), то узнаете слово, зашифрованное в вертикальном столбце. По горизонтали: Хоть верь, хоть не верь, Пробежал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста Два развесистых куста. (Олень) Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух. (Одуванчик) Межи деревянные, А поля стеклянные. (Окна) Что за дерево такое, Ветра нет, а лист дрожит. (Осина) - Какое слово получилось? (Очки) - Какая орфограмма в слове очки? - С какой буквы оно пишется? Расскажите об этой букве, какой звук она обозначает? Повторение каллиграфического написания буквы, узора из соединения нескольких букв «о». Запись слов-отгадок. | |
Задание 2. Словарный диктант | 5 мин. | Активное взаимодей ствие преподавателя с учащимися, развитие орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, банк словарных слов. | (Устно сигнализируют орфограмму сигнальной карточкой): (Карточки с гласными буквами (а, о, я, и, е и т.д.). Костер, кровать, метро, заяц, театр, рябина, природа. Разминка закончилась, начинаем игру. | |
Задание 3. Игра «Счастливый случай» Обобщение темы. Работа в группе. | 5 мин. | Активное взаимодей ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже ние, выслушиваниемнений других, толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка. | 1-й гейм. Найти друзей. - Прочитать слова, определить часть речи. От данных слов образовать однокоренные слова. 1 группа: лечить (лечение, лекарство, лекарь). 2 группа: берег (бережок, набережная, береговой). 3 группа: горка (горный, горец, пригорок). 2 гейм. - Составить из частей слово, разобрать по составу: 1 группа: и, ник, под, снеж (подснежники); 2 группа: а, к, по, сад (посадка); 3 группа: а, ушк, корм (кормушка). | Группа, закончившая задание, поднимаетсигнальную карточку. Оценивание работы жетонами (разных цветов) красный-отл., зелёный-хор., жёлтый-удов. |
Физминутка | 3 мин. | Комфортность, раскрепощённость, свобода, музыкальность, ритмика. | Танец «Қара жорға» | |
Задание 4. Продолжение игры. | 8 мин. | Взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопомощь. | 3 гейм. Написать по 3 слова к каждой схеме: 1 группа: корень, суффикс, окончание; 2 группа: приставка, корень, окончание; 3 группа: приставка, корень, суффикс, окончание. 4 гейм. Игра «Кто больше»: за 1 минуту записать как можно больше слов, образованных при помощи приставок: 1 группа: у, при, по, вы, за, с, пере, от, но и слова «ход»; 2 группа: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»; 3 группа: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать». | Оценивание работы жетонами, а закончившая раньше группа сидит и не мешает. Учитель проходит и проверяет правильность выполненных заданий |
Задание №5 Игра-Это всё мы проходили | 5 мин. | Сплоченность групп | 5 гейм. Игра «Это все мы проходили»: У каждой группы по две карточки с вопросами, ответы на которые есть на карточках в других группах. Задача: найти и зачитать ответ на заданный вопрос. Остальные сигнализируют его правильность. За правильный ответ зачитывается очко. 1 группа задает вопросы: (ответы написать… - Что такое основа слова? - Какая часть слова бывает во всех словах? Заменить…… слова не имеют корня…….или раск5рыть учителю…. 2 группа: - Что называется корнем слова? - Что такое окончание? 3 группа: - Что такое приставка? - что такое суффикс? 6 гейм. Стр. 170, упр.287. прочитать стихотворение, выписать однокоренные слова: 1 группа: имена существительные; 2 группа: имена прилагательные; 3 группа: глаголы. | Оценивание работы жетонами |
Итоги урока, награждение поощрение | 3 мин. | Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности, | Вывод: Помни, при разборе слова Окончание и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка впереди. -Ребята как вы думаете, чья группа была активна сегодня? - Подсчитайте свои жетоны и все узнают, какая группа работала лучше всех. | Самооценивание , анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания |
Рефлексия | 3 мин. | Активность учащихся | - Понравился ли вам урок? Чем? - Чему учились? - Что повторяли? - Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо за урок. | |
Итого | 45 мин. | | | |
Последующее задание | Повторить состав слова. Написать синквейн с ключевыми словами: Лето, Речка, Каникулы. | |