Просмотр содержимого документа
«План конспект урока на тему "Сказуемое"»
Тип урока – урок изучения нового.
Вид урока – комбинированный.
Цели урока:
обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
ознакомление с разными типами сказуемых;
формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;
Оборудование:компьютер, проектор, таблицы, схемы.
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Постановка целей урока (приложение, слайд№2) 3. Проверка домашнего задания. 4. Словарная работа (слайд№3).
Не путайте слова:
режиссёр – продюсер;
трасса – терраса;
колосс – колос;
металл – алюминий;
финн – финский.
5. Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения на доске.
На основе записанного предложения ответьте на следующие вопросы
6. Повторение пройденного (слайд№4):
Что такое предложение?
На какие группы делятся члены предложения?
Назовите главные члены предложения.
На какие вопросы отвечает подлежащее?
Чем может быть выражено подлежащее?
7. Предложения для анализа (слайд№5):
Урок должен начаться вовремя.
Начало урока – это активное повторение.
Трое учеников будут отвечать у доски.
Большинство учеников внимательно слушают учителя.
Подчеркните главные члены предложения.
8. Изучение нового материала.
Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.
Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых (слайд№6)
Простое глагольное
Составное глагольное
Составное именное
Выражается глаголом в форме одного из наклонений
Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив
Вспомогательный глагол + именная часть
Отвечает на вопрос
Что делает? Что делал? Что будет делать?
Отвечает на вопрос
Что делает? Что делал? Что будет делать?
Отвечает на вопрос
Что такое предмет? Кто такой предмет? Какой предмет? Каков предмет?
9. Обратите внимание на вопросы.
Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола, составное – из двух глаголов: вспомогательного и глагола в начальной форме.
Составное именное имеет в своём составе вспомогательный глагол и именную часть.
10. Ознакомьтесь с таблицей видов сказуемых (слайды№7-9)
1. Простое глагольное
2. Составное глагольное
3. Составное именное
выражается глаголом в форме одного из наклонений
Но могут быть и такие случаи…
Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).
Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).
Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).
Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не(Он сам работать не работает).
Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).
Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).
Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).
Глагол дополнен частичкой знай, знай себе (А он знай себе посмеивается).
Глагол + частичка было (Он было задумался)
Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться).
Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это).
Фразеологический оборот (Он стоял столбом).
вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив
Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.
Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.
(1. Ученики хотят учиться. 2.Я буду рад встретить тебя)
Вспомогательный глагол:быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. (Молодой человек весёлый. Молодой человек был весел)
Обороты типа: Хотел стать пожарным. Может быть мужем.
Неделимое словосочетание (Море стало чернее ночи).
11. Рассмотрим алгоритм определения вида сказуемого (слайд№10).
1. Задать вопрос. Определить сказуемое.
а) Продюсер может не согласится с этим сценарием.
Продюсер может что сделать? – может не согласится.
б) Режиссёр казался расстроенным.
Режиссёр что делал? – казался расстроенным
2. Посмотреть на состав сказуемого
а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.
б) глагол + причастие = С.И.С.
12. Попробуем определить вид сказуемого (слайд№11-12):
Наступило новое утро.
От скуки девочка начала придумывать разные истории.
Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.
Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.
Пусть всегда будет солнце!
Мама вернулась из поездки усталая.
13. Определим вместе третье лишнее предложение (слайд№13):
Мартышка вздумала трудиться.
Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
Червонец был запачкан и в пыли.
14. Ещё одна попытка (слайд№14):
Шли два приятеля вечернею порой.
Герои решили разобраться.
Множество людей вышли было на улицу.
15. Закрепление изученного.
Самостоятельно определите лишнее предложение (слайд№15-17) :
1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
Команда будет выступать на соседнем поле.
Шестью восемь – сорок восемь.
Солнце было красное и большое.
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
16. Проверим, правильно ли у вас получилось (слайд№18).
Наш сосед по номеру оказался профессором.
Команда будет выступать на соседнем поле.
Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.