1.Самоопределение к деятельности. | - Добрый день! Добрый осенний день. - Я рада вас видеть на занятиях. - У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение. -А вот какое у меня настроение. -Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение. Мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением. - Я желаю всем маленьких удач на уроке. | Дети показывают карточки со смайликами. | Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. | - Прочитайте тему урока. - С какой темой мы познакомимся на уроке? - Чему научимся? -Как вы думаете, сможем ли мы сами открыть «тайну» о главных членах предложения на нашем уроке? - Что нам нужно для этого сделать? На интерактивной доске: Алеша принес щенка домой. - Ребята, прочитайте предложения. – Какое по цели высказывания данное предложение? А по интонации? – Запишите предложение в тетрадь, выделите орфограммы. - Какие изученные нами орфограммы Вам встретились? – Ребята, а сколько слов вданном предложении? - Есть ли среди них главные, т. е. такие, без которых в предложении не обойтись? | Дети читают тему урока. С главными членами предложения. - Узнаем на уроке, что такое главные члены предложения. - Выполнивзадания,упражнения в учебнике, мы постараемся открыть эту «тайну»). Дети читают предложение. Повествовательное, невосклицательное. Дети записывают в тетрадь и выделяют орфограммы. (Один ученик работает удоски). Дети работают над орфограммами. В предложении 4 слова. Дети затрудняются ответить на поставленный вопрос. | Познавательные (умение работать с предложением; поиск и выделение орфограмм) Коммуникативные (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) Регулятивные (целеполагание: соотнесение того, что уже известно учащимся, и того, что еще неизвестно) |
3. Постановка учебной задачи. | – Попробуйте прочитать предложение без первого слова (Алеша); без второго слова; без третьего; без четвёртого.
– Все ли предложения имеют смысл? - Почему? – Какой вывод можно сделать? | Дети читают предложение без первого, второго, третьего, четвертого слова. Нет. Не все.
В предложении есть главные слова, без которых оно теряет смысл. | Познавательные (выбор оснований для сравнения, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез; формулирование проблемы) |
4. Открытие нового. Построение выхода из затруднения. | - Найдите слово, которое называет то, а ком или о чем говорится в предложении. - Ребята, на какой вопрос отвечает это слово? - Какой частью речи является это слово? - Какой вывод мы можем сделать, опираясь на тему нашего урока? - Верно. - Сделаем вывод: слова, которые отвечают на вопрос кто? Или что? И обозначают о ком или о чем говорится в предложении называются подлежащим. - Ребята, а что говорится об Алеше в предложении? - На какой вопрос отвечает слово принес? - Что оно обозначает? - Какой частью речи является? - Какой вывод можно сделать исходя из того, что нам уже известно? - Сделаем вывод: слова, которые отвечают на вопрос что делать? Или что сделать? И обозначающие действие предмета называются сказуемыми. - Вот мы и открыли первую тайну. - Скажите, какие слова называются главными членами предложения? - Так вот подлежащее и сказуемое и есть главные члены предложения, без которых любое предложение не имеет смысла. - Их в русском языке называют грамматической основой предложения. -У каждого из вас на парте есть памятка о главных членах предложения. - Рассмотрите ее. - Что нового еще вы извлекли из нее? - Давайте выделим в нашем предложении грамматическую основу. | Об Алеше. На вопрос: кто? Имя существительное. Слово Алеша является главным словом в предложении, так как без него оно теряет смысл.
Он принес щенка. Что сделал? Действие. Глагол. Дети делают вывод.
Подлежащее и сказуемое.
Дети рассматривают памятку.
- Как подчеркиваются подлежащее и сказуемое. Работа выполняется в тетрадях и с комментированием у доски. | Личностные (умение находить ответы на вопросы) Познавательные (поиск и выделение информации; умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы; построение логической цепочки рассуждений) Коммуникативные: (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) Регулятивные:(целеполагание: соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися о предложении, и того, что еще не известно; коррекция: внесение корректив в случае расхождения с эталоном) |
5.Физминутка | Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, четыре, пять Мы начнём опять писать. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять За письмо получим пять! | Дети повторяют за учителем. | |
6. Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи. | Работа по учебнику. Упражнение 3 – коллективный разбор с записью в тетрадь. – Что происходит со словами разных частей речи в предложении? – Как вы понимаете выделить грамматическую основу предложения?
– Может ли предложения состоять только из грамматической основы? Приведите примеры. - Верно. Вот мы с Вами открыли последнюю тайну нашего урока. - В русском языке есть предложения, которые состоят только из главных членов. | Они становятся членами предложения. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Могут. Например: Птицы поют. Самолет летит и т.д. | Коммуникативные:(умение слушать и понимать других; осуществлять контроль во время выполнения письменных заданий) Познавательные:(смысловое чтение) Регулятивные: (умениесравнивать с эталоном) |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | - Сейчас будем работать в парах. На парте карточки. - Из слов составьте предложение и проговорите его друг другу. цветут душистые ландыши зима - Какое слово лишнее? - Почему?
- Какое предложение составили?
- Докажите, что это предложение. - Запишите предложение.
- Слова с какими орфограммами вам встретились? Выделите их. - Подчеркните главные члены. - Проверьте себя по эталону на интерактивной доске.
- Поднимите руку, у кого так. | Работа в парах. Дети проговаривают друг другу.
Зима. Оно не подходит по смыслу. Зимой не цветут ландыши. Цветут душистые ландыши. В предложении о ком - либо или о чем - либо говориться, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль. В словецветут – безударный гласный е – проверочное слово– цвет, в слове душистые, ландыши жи-ши пишу с буквой и.)
Дети, которые справились с заданием поднимают руки. | Коммуникативные (умение работать в паре; умение оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; планировать деятельность) |
8. Включение в систему знаний и повторение. | - У вас на партах карточки. Необходимо вместо пропусков вставить слова из подсказок. Пришла _____. По небу плывет большая ___________. Часто льет ___________ дождь. Дует сильный __________. Ребята ждут ___________ снега. Скоро наступит ______________. Подсказки: туча, осень, проливной, ветер, пушистого, зима. - Прочитайте, полученные предложения. - Назовите подлежащее и сказуемое. - Что заметили, можно ли эти предложения назвать текстом? - Почему?
- Озаглавьте текст.
- Запишите предложения в тетрадь, подчеркните главные члены. |
Дети выполняют задание на карточках.
Да. Все предложения связаны между собой по смыслу. Осень.
Дети работают в тетрадях. | Коммуникативные (умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме) Познавательные (поиск и выделение информации; смысловое чтение полученного текста; построение логической цепи рассуждений; доказательство) Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планирование деятельности) |
9. Рефлексия. | - Над какой темой сегодня работали? - Какая была цель урока? - Достигли ли вы цели? - У кого всё получилось, и кому было всё понятно, нарисуйте в своих тетрадях на полях солнышко. Кто не совсем разобрался с новым материалом, нарисуйте облачко.Кто не понял новый материал, и ему было трудно, нарисуйте капельки дождя. Не огорчайтесь. Это был первый урок по данной теме. В следующий раз у вас всё получится. – Спасибо вам! Удачи и успехов! | Главные члены предложения. Научиться выделять в предложениях грамматическую основу. Дети делают вывод. | Регулятивные (умение осуществлять познавательную, личностную рефлексию) Личностные (формирование адекватной, позитивной самооценки) |