План-конспект урока литературы в 5 классе
Тема урока : «Идея сказки и поэтичность ее стиля» по произведению О. Уайльда
Цель: 1Закрепить знания учащихся о творчестве О. Уайльда; мотивировать учащихся для последующего знакомства со сказкой О.Уайльда.
2.Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, увидеть красоту любви, обретшую совершенствование в жертвенности. Создавать свой мир чувств и переживаний, соотносить свою деятельность с деятельностью остальных.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой
Приветствие. Здравствуйте!
Настроимся на хороший день!
Я люблю солнце,-оно любит меня!
Я люблю землю,- она любит меня!
Я люблю людей,-они любит меня!
2. Изучение нового материала.
1.Определение темы урока.
В каждом параграфе, в каждом рассказе
В сказке и песне, даже во фразе
Ты только вдумайся, только всмотрись
Кроется самая главная мысль
2.Замените словосочетание «основная мысль» литературным термином.
Это и есть тема сегодняшнего урока.
«Идея сказки и поэтичность её стиля»
3 Я предлагаю упражнение.«Закончи фразу»
Перед вами опорные конструкции- начало фразы об Уайльде и о его сказке »Соловей и роза»
1.Могу сказать, что………
2.Захватывает………
3.Хочется понять, что же
4.Можно предположить, что автор………..
4 Слово о писателе
Сказка затронула самые чувствительные струны нашей души, заставила волноваться нас, как и создателя своего маленького шедевра.
А что же волновало его автора? Перенесемся мысленно в туманную Англию.
Уайльд был автором смешных пьес, красивых стихов и печальных сказок, с одной из которых мы уже познакомились на предыдущем уроке.
Сегодня мы попытаемся определить основную мысль сказки,
5 Поговорим о поэтичности её стиля. Выделим ключевые слова в определениях этого понятия
то, к чему призывает. главная ,основная мысль произведения
то, чему учит автор Идея то, ради чего написано произведение
замысел, определяющий
содержание чего-нибудь.
Сравниваем свои записи со словарной статьей.
Идея -главная мысль произведения ,выражающая отношение автора к изображаемой действительности
- К чему призывает автор? Чему учит?
-Как же выражается идея произведения?
6 Беседа по содержанию сказки
- Что студент предпочел Любви?
- Давайте сравним, что говорят о любви соловей и студент
Любовь
Соловей Студент
Запись необходимой информации на полоске бумаги
Сколько точек зрения мы видим? Совпадают ли они?
- Чье мнение вы разделяете и почему?
-А какова позиция автора?
Такова идея произведения :
Как ни мудра Философия, в любви больше мудрости,
Как ни могущественна Власть, Любовь сильнее Власти.
У нее крылья цвета пламени,и пламенем окрашено тело ее.
Уста ее сладки, как мед,и дыхание подобно ладану.
Ладан- ароматическая смола, употребляемая для курения при богослужении
7 Покажите в цветописи соловья, студента.
Цветопись- это передача чувств, вызванных тем или иным моментом.
8 Составьте пятистишие – синквейн.
3 Закрепление изученного материала
Предметом наших наблюдений и анализа становятся изобразительно- выразительные средства-
Языковые лексические: синонимы, антонимы;
Словообразовательные: уменьшительно- ласкательные, увеличительные суффиксы.
Морфологические: части речи., разные способы выражение сказуемого и тропы(сравнение, эпитеты, олицетворения, метафоры.
У каждого писателя есть свой набор средств, который характеризует его стиль.
Стиль -совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
Прошу выделить ключевые слова в этом определении.
Из чего складывается стиль писателя О. Уайльда?
- Выразительное чтение отрывка « Когда на небе засияла луна……..до слов « ….и в сердце у него был острый шип»