Просмотр содержимого документа
«План конспект урока на тему "Причастие"»
Цели урока:
повторить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии;
познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формиро-
вать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в
художественных произведениях.
Оборудование: высказывания великих учёных о причастии, раздаточные материалы, таблицы, цветные мелки, шар.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологическая установка.
II. Актуализация прежних знаний учащихся о глаголе и прилагательном. ( ученики называют признаки прилагательного и глагола).
Прилагательное
Глагол
обозначают признак
действие
род
вид
число
время
падеж
возвратность
могут иметь определяемое слово
зависимое слово
III. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы с вами будем говорить об особой форме глагола, которая называется причастием. Что говорят о причастии наши великие учёные В.И.Даль, М.В.Ломоносов.
(Ученик читает с доски высказывания В.Даля, М.Ломоносова).
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»В.И.Даль.
«Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».М.В. Ломоносов.
- Ребята, следите за ходом объяснения нового материала и в конце урока ответите на вопрос, какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие.
- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).
-Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)
- Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные).
- Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший)
Постоянные эти признаки или нет?
- Нет, летящий шар-шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие.
Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).
-Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)
- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?
-Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.
IV. Работа с таблицами, примерами.
На доске примеры из стихотворений.
1.
Мы тронулись. Как тихо! И плывёт Луна в мерцающей лазури. ( «Буря» М.Джалиль)
2.
Не спастись мольбою, если враг Нас возьмёт в железный плен оков Но не быть окован на руках Саблей поражающих врагов. («О героизме» перевод А. Шпирта )
Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время, и вид причастий.
(Ученики находят причастия: мерцающей- ж.р., ед.ч., П.п., наст. вр., несов.в. поражающих- мн.ч., наст. вр., несов. в. )
Физкультминутка.
(Учительназывает слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви-жение)