Просмотр содержимого документа
«План конспект урока на тему "Местоимение как часть речи"»
Цель: дать понятие о местоимении как о части речи.
Задачи:
Формировать умение находить местоимение в тексте.
Дать понятие о роли местоимений как средстве связи в тексте.
Формировать умения определять синтаксическую роль местоимений в тексте.
Предупредить возможные ошибки в употреблении местоимений.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (запись числа и классной работы, определение цели и задач урока).
2. Объяснение новой темы. Презентация
- Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать часть речи, с которой вы уже немного знакомы – это местоимение.
- Посмотрите на предложение.
Он изучил за много лет её по множеству примет.
- Какая часть речи выделена? (Местоимение)
- О ком идёт речь в этом предложении? Подберите существительные.
На доске:
он
человек
учёный
ученик
врач
её
природа
наука
часть речи
болезнь
- Сколько мы можем написать, подобрать существительных? (Много)
- Ребята, а почему мы не можем дать однозначного ответа, т.е. сказать, о ком идёт речь? (Мы не знаем предыдущего текста)
- Слова он и её называют конкретный предмет или нет? (Нет)
- А что эти слова делают? (Указывают)
- Давайте посмотрим, кто же из вас был прав.
Скворец летел к себе домой, летел дорогою прямой.
- Итак, вместо каких слов употреблены слова он и её? (Дорога и скворец)
- А какие это части речи? (Существительные)
- Значит, местоимения он и её стоит вместо имени существительного.
-А какие ещё вы знаете имена? (Прилагательное и числительное)
- Давайте посмотрим, может ли местоимение стоять вместо прилагательного и числительного.
Такой дорогой летает скворец уже три года, столько лет он будет ещё летать по знакомой дороге.
- Поставьте вместо выделенных слов нужную часть речи. (Например, знакомой, десять)
- Какой вывод можно сделать? (Местоимение употребляется вместо имён существительных, числительных и прилагательных)
Вместо имени
существительного
числительного
прилагательного
- Давайте посмотрим на само слово “местоимение”. Что вы можете о нём сказать?
- Обратимся к учебнику и посмотрим, что в нём сказано о местоимении (стр.141). Посмотрите на схему и прокомментируйте её.
Указывает на
предмет
признак
количество,
но не называет их.
- Вот что говорил один из известных лингвистов о местоимении.
А. Реформаторский говорил, что местоимения “как запасные игроки на футбольном поле” или “дублёры” в театре, выходят на сцену или на поле тогда, когда вынужденно “освобождают игру знаменательные слова”.
- А что было бы, если бы в нашей речи отсутствовали местоимения?
- А теперь давайте убедимся, что местоимения могут быть в тексте подлежащим, дополнением и определением. Запишите текст.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине свои колючки и делался мягким. За это мы прозвали его Пушком.
- Давайте перечислим все местоимения и подчеркнём их как члены предложения.
- Вместо каких существительных употребляются в тексте местоимения?
- С какой целью автор использует такую замену? (Местоимения соединяют предложения в тексте; используются, чтобы не было повторов существительных)
3. Закрепление.
- Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное.
- Выполнение упражнения № 366.
- Давайте обратимся к упражнению № 369 и исправим недочёты в употреблении местоимений (устно).
- Но не надо забывать, что местоимения употреблять без существительных, прилагательных и числительных, которые они заменяют, нельзя, иначе ваша речь будет не понятна другим.