План-конспект открытого урока в 4 « а» классе по теме «Местоимение - как часть речи»
План-конспект открытого урока в 4 « а» классе по теме «Местоимение - как часть речи»
Урок нацелен на ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений. в ходе урока у обучающихся развиваются умения распознавать местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи, обогащается словарный запас.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока в 4 « а» классе по теме «Местоимение - как часть речи»»
Открытый урок по русскому языку
В 4 « а» классе по теме «Местоимение - как часть речи»
Учитель: Винникова С.В.
Тема «Местоимение как часть речи».
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Итак друзья, внимание Ведь прозвенел звонок Садитесь поудобнее Начнем скорей урок. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, активность, старательность.
Узнайте и напишите строчную букву по ее номеру в алфавите. 15 6 18 10 30 19 4 Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? ( СНЕГИРЬ) Давайте это слово запишем в тетрадь ( проговариваем . ставим ударение, подчеркиваем безударную гласную, выделяем корень)
Подберите еще 2 однокоренных слова(записываем, проговариваем)
Снегирь, снегирек, снегириный снегириха
(ВОЗЬМИТЕ СВОЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ И ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ Отметку ЗА ЭТО ЗАДАНИЕ)
На экране слова. Подул холодный ветер и перепутал все слова в предложении. Поставьте их на свое место и запишите предложение.
(Найдите и подчеркните главные члены предложения, укажите над словами часть речи )
Давайте проверим, поднимите руки, кто согласен с Сашей.
Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились.
(оцените свою работу)
4.Продолжаем работать дальше.
Вспомните и скажите что такое текст?
(ТЕКСТ_ ЭТО ДВА ИЛИ БОЛЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ , СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ПО СМЫСЛУ)
У Насти было задание. Составить небольшой текст про снегиря.(на экране)
Прочитайте текст который получился у Насти.
Не допустила ли Настя какой-либо ошибки?
Снегирь- пухленькая красногрудая птичка с голубовато- серой спинкой, черной головкой. Питается снегирь почками растений, семенами деревьев.Живут снегири стайками.
(Заметили ли вы ошибку?)
Да, повторяется слово снегирь.
Как исправить?
Заменить слово снегирь другим словом.
Каким словом можно заменить?( во 2предложении поставить ОН, а в последнем-ОНИ)
Давайте прочитаем, какой у нас текст получится.
(когда прочитаем, щелкаю мышкой)
Ребята, я надеюсь, что вы не забываете подкармливать птиц зимой.
Молодцы, ребята.
(ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ЗА ЭТО ЗАДАНИЕ)
Какой частью речи является слово снегтрь?(ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)
Вместо какой части речи мы употребили слова ОН, ОНИ?(ВМЕСТО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТ)
Какой частью речи являются слова ОН, ОНИ?(МЕСТОИМЕНИЕМ)
Как вы думаете, какую часть речи мы сегодня будем изучать?( МЕСТОИМЕНИЕ)
КАК можно сформулировать тему нашего урока (МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ)
Щелкаю.
Какую цель поставим перед собой на этот урок?
(ПОБОЛЬШЕ УЗНАТЬ ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ; ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ МЕСТОИМЕНИЯ В РЕЧИ; УМЕТЬ РАСПОЗНАВАТЬ МЕСТОИМЕНИЯ В ТЕКСТЕ)
щелкаю
А сейчас я вам буду задавать вопросы, отвечать можете хором.
Назовите местоимение, которое говорит о себе- Я
Про друга – ОН
Про подругу –ОНА
Про детей – ОНИ
Как бы вы обратились к другу – ТЫ
С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя- МЫ
К нескольким лицам – ВЫ
( КОГДДА НАЗЫВАЮТ, ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ) Так что же такое местоимение?
(МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТЫ, НО НЕ НАЗЫВАЕТ ИХ)
Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод, прочитав правило по учебнику на с.52
Посмотрите на доску и скажите, какого местоимения у нас не хватает? (ОНО) (вешаю на доску)
Правильно.
А почему эти местоимения называются ЛИЧНЫМИ? ( ОНИ КОНКРЕТНО УКАЗЫВАЮТ НА ПРЕДМЕТ, НА ЛИЦА)
Вспомните, а что мы еще знаем про местоимения?
(Местоимения могут быть 1, 2, 3лица)
6.А сейчас немножко отдохнем и вспомним
Если я называю местоимение 3 лица – хлопаете 3раза
Местоимение2лица-2раза
Местоимение 1 лица -1раз
Мы осанку исправляем
Спины дружно выгибаем
Вправо, влево мы нагнулись
До носочков потянулись
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
Отдохнули, продолжаем работать дальше. Работать будете самостоятельно. Возьмите карточки синего цвета, на них написан текст.Вам нужно придумать название, списать его заменяя выделенные слова местоимением.
Проверяем:
Какое название вы придумали? (спрашиваю 2-3 чел.)
А теперь давайте проверим какие у вас получились предложения ( читаем по 2 предложения)
Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ЗА ЭТО ЗАДАНИЕ.
А как вы думаете, какую роль играют местоимения в нашейречи? ( ДЕЛАЮТ НАШУ РЕЧЬ РАЗНООБРАЗНоЙ, БОЛЕЕ ОЖИВЛЕННОЙ; МЕСТОИМЕНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ИЗБЕГАТЬ ПОВТОРА СЛОВ В ТЕКСТАХ)
Сейчас мы с вами заменяли имена существительные местоимениями, а теперь наоборот, будем местоимения заменять именами существительными.
На доске местоимения: ОН,ОНА,ОНО,ОНИ
На с толе лежат карточки с именами существительными. Вы выходите к доске, берете имя существительное и крепите к местоимению.
Молодцы.
Так на что же указывает местоимение? (НА ПРЕДМЕТ, НО НЕ НАЗЫВАЕТ ЕГО)
В учебнике на с.52 найдите №109. Выполнять будем устно. Возьмите карточки с местоимениями и ответ будете показывать карточкой.
Назовите личные местоимения, которые указывают на того:
1.кто говорит (Я, МЫ)
2.о ком говорят (ОН,ОНА,ОНО,ОНИ)
3.К кому обращаются с речью (ТЫ,ВЫ)
Ребята, я вижу что на последний вопрос вы показали разные местоимения, кто-то ТЫ, а кто-то ВЫ. Все вы правы.
Как думаете почему? (ответы учащихся)
Давайте проверим правильно ли мы ответили, прочитав по учебнику на с.53
А ЕЩЕ РЕБЯТА, КОГДА МЫ ПИШИМ ПИСЬМА, ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ОБРАЩАЕМСЯ К СТАРШИМ ПО ВОЗРАСТУ, МЕСТОИМЕНИЕ ВЫ ПРИНЯТО ПИСАТЬ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ,
Сейчас у вас будет самостоятельная работа по вариантам.
1 вариант –составить и записать предложение с местоимнием ТЫ
2 вариант –с местоимением ВЫ.
А ,ДАША, будет работать по карточке (ей нужно составить предложение с местоимением ВЫ во мн.числе)
Проверка.(спрашиваю 3-4 чел.)
А теперь нам Даша прочитает свое предложение.
РЕБЯТА, ВЫ СДЕЛАЛИ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ?
К кому в своем предложении обращается даша используяместоимение вы? (К РЕБЯТАМ)
ЗНАЧИТ, В КАКИХ ЕЩЕ СЛУЧАЯХ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ МЕСТ, ВЫ?
(КОГДА МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К НЕСКОЛЬКИМ ЛИЦАМ, Т,Е, ВО МН,Ч,)
Оцените свою работу.
Физминутка для глаз.
Вначале урока мы вспоминали про снегирей и она у нас в классе. Не поворачивая головы посчитайте снегирей в правом углу, затем в левом, а теперь перед собой.
Глазки отдохнули, продолжаем работать дальше.
Предлагаю вам поработать в парах.
Возьмите карточки желтого цвета, вам нужно прочитать текст, вставить пропущенные слова.
Однажды Я шел по лугу. Ко МНЕ пристала ласточка. ОНА кружилась около МЕНЯ. Ласточка задевала МЕНЯ за плечо, кричала жалобно, словно Я отнял у НЕЕ птенца, словно просила отдать ЕГО обратно. Я не понимал, что ЕЙ нужно. Я рассказал об этом деду, и ОН все объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет ИХ в траве, а ОНА летает около человека и ловит ИХ на лету.
(ПРОВЕРЯЕМ ТЕКСТ ЧИТАЯ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ)
Ребята, а какой частью речи являются слова, которые вы вставили? (местоимением)
ВСЕ СЛОВА КОТОРЫЕ ВЫ ВСТАВИЛИ ЭТО ТОЖЕ МЕСТОИМЕНИЯ, НО ИМЕЮТ ДРУГУЮ ФОРМУ.ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ, МЫ БУДЕМ ИЗУЧАТЬ НА СЛЕДУЮЩИХ УРОКАХ.
Поставьте себе отметку за это задание.
Хоть вы и взрослые дети, а мне с вами хочется поиграть.
Вначале урока мы с вами вспомнили, что местоимения бывают 1,2,3.лица.
Сейчас я вам буду показывать местоимения, а вы говорить какого лица местоимение, карточкой.
На экране слова, в каждом слове спряталось местоимение.
Ваша задача, найти местоимение и записать в нужный столбик.
1л. – Я,МЫ, ВЫ,
2л-ВЫ, ТЫ, ВЫ, ТЫ
3л.- ОН, ОНА, ОНО, ОНИ
Проверьте, у вас должно получиться вот так, вывожу на экран.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ.
Наш урок подходит к концу. Для того чтобы вы проверили каждый самого себя, проведем графический диктант.
Сейчас я буду читать утверждения, а вы внимательно слушайте. Если вы согласны, то ставьте +, не согласны _.
Местоимение –часть речи
Мы. Вы ,он, по- здесь только местоимения
.Личные местоимения указывают на предмет
Школа, учебник, урок-это местоимения
Личные местоимения заменяют имена существительные
+ - + - +
А сейчас поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга.
Подведем итоги нашего урока.
ПО КАКОЙ ТЕМЕ МЫ СЕГОДНЯ РАБОТАЛИ?
Какие задачи мы ставили на урок?
На обратной стороне оценочного листа найдите итоговую таблицу( таблица №1), поставьте в ней нужные знаки.
Ребята, поднимите пожалуйста руки. Кто поставил себе все знаки +., ну а если у кого остались вопросы ,ответы получите на следующих уроках.
Вернемся к нашей оценочному листу. Поставьте себе отметку за весьурок. ( СПРАШИВАЮ КТО СЕБЕ ЧТО ПОСТАВИЛ И ГОВОРЮ СВОЮ ОЦЕНКУ)
Переверните листок , найдите 2 таблицу. Ведь мы должны оценить не только свои знания, но работу на уроке.
Кто хочет поделиться своим результатом по таблице?
Домашнее задание.
У вас на парте лежат разноцветные карточки, на них домашнее задание разной трудности. Выберите то задание, которое вы считаете нужным
Желтый цвет- у нас с вами на уроке встретилось интересное слово, слово ВЫМЫТЫ.Составьте загадку про это слово. Чтобы соответствовало теме нашего урока
А у Дарины будет индивидуальное задание:подготовить сообщение «Как появилось слово местоимение?»
И заканчивая наш урок, Настя подготовила стихотворение про местоимение. Давайте ее послушаем.