5 класс
Урок русского языка «Повторение частей речи»
Учитель:
- Здравствуйте!
-Готовы наши глазки?
Дети:
-Да готовы! (Хлопают глазками)
Учитель:
-Готовы наши ушки?
Дети:
-Да готовы!
Учитель:
- Готовы наши ручки?
Дети:
- Да готовы! Мы всегда готовы!
( за это время играет музыка тихо играет музыка)
Учитель:
- А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите на него внимательно.
(У доски читают стихотворение, а на интерактивной доске стих).
Стихотворение «Веселая грамматика» (Высотская)
Учитель:
-Дети, а как вы думаете, как называется наша тема?
Дети:
-Части речи. Так как мы уже прошли, то повторение.
Учитель:
-Правильно, молодцы.
На сколько групп делятся части речи?
Дети:
Части речи делятся на 2 группы.
1) На самостоятельные.
2) На служебные.
Учитель:
-Попытайтесь, пожалуйста, сформулировать цель нашего урока.
Дети:
-а) Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие части речи к служебным.
-б) Уметь определять части речи.
Учитель: Молодцы!
-Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?
-Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова.
-Разделила их на группы и положила аккуратно в мешочек.
(Высыпаю и говорю)
-Ой, что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их на группы?
-Ребята, поможете мне разделить их на группы?
Самостоятельные ч. речи Особ. ч. речи Служебные ч. Речи
Человек ой от
Любимый эй к
Ты уже да
Двадцать пять ох а
Улыбаться ах и
Я до
Весело ни
Бежать не
Птица но
Они из
Издалека в
-Молодцы! Вы справились отлично!
-Ответы на интерактивной доске. Проверьте, пожалуйста!
Учитель:
-Запишите в тетрадях,число, классная работа, минутка чистописания.
в, от, из, к, ай, зр, вр, за.
Словарная работа.
-Я вам читаю предложения, а вы в тетрадь записываете ответы – ключ к ним в столбик.
1)Служебная часть речи, служит для связи слов в словосочетании (предлог)
2)Обозначает действие предмета. (глагол)
3)Я, вы, мы, они. (местоимение)
4)Часть речи, не имеющая окончание.(наречие)
5)Служат для связи слов и предложений. (союз)
6)Обозначает признак предмета. (прилагательное)
7)Ах! Ох! Ну! (междометия)
8)Эта часть речи может считать. (числительное)
-А сейчас обмениваемся с соседом тетрадями.
(Ключи на интерактивной доске).
Проверяем простым карандашом, а я проверю еще раз и поставлю оценку, когда соберу тетради.
Учитель:
- Я смотрю вы устали. Давайте немного отдохнем.
Физминутка
(Играет музыка)
Заяц (прыгает)
Рыбы (плавает)
Лентяй (подтягивается)
Медведь (топает)
Скороход (бежит)
Спортсмен (делают ра)
Птицы (летают)
Лягушка (скачет)
Тихо сели на свои места.
-Давайте откроем учебники на стр. 54 упр. 177 и выписываем 3-е предложение.
-Делаем синтаксический разбор.
-Над словом ставим цифру 1.
(Пока они выполняют упражнение по рядам и на край стола ставлю тесты).
-Молодцы! На краю стола у вас лежат тесты.
-Правильный ответ обводим кружком. У вас 3-5 минут на это.
(Прохожу, собираю).
(Если остается время провожу выборочный диктант).
Читаю предложения и говорю:
1)Без труда, не вынешь рыбку из пруда. (глагол)
2)Добрая слава лежит, а худая бежит. (существительное)
3)Тому тяжело. Кто помнит зло. (наречие)
4)Один за всех и все за одного. (междометие)
5)Внешний вид обманчив. (прилагательное)
6) Друг он мой, а ум у него свой. (местоимение)
7) Друга ищи, а нашел береги. (союз)
8)Друга за деньги не купишь. (частицы)
9)Друг в беде узнается. (предлог)
-1)Выписываем сущ-е (1)
2)Глагол, наречие, числительное, прилагательное, местоимение, союз, междометие, предлог, частицу.
-А что за предложения я вам прочитала? (пословицы).
-А как вы понимаете значения этих пословиц.
Учитель:
-Что такое морфология? (Наука о языке, изучающая части речи).
-Давайте вспомним, сколько частей речи в русском языке?
(Всего 10, сам. 6, служ. 3, особ. ч. речи 1)
-Молодцы! (оцениваю всех)
-У вас на столах лежат смайлики. (Играет музыка).
-Кто хорошо работал на уроке, кому понравился урок поднимаем вверх веселых смайликов, а кто, наоборот грустных.
-Спасибо до свидания!