Конспект урока по русскому языку Тема : Часть речи - имя существительное 3 класс
Конспект урока по русскому языку Тема : Часть речи - имя существительное 3 класс
Предмет, класс. Русский язык. 3 класс.
Тема «Часть речи – имя существительное»
Учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном.
Задачи:
Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов.
Закрепление полученных знаний. – 12 мин.
Работа в группах (первичное закрепление).
Самостоятельная (дифференцированная) работа по учебнику.
Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.
Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.
Ход урока:
Оргмомент.
Приветствие учителя.
б) Эмоциональная мотивация.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте – все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
в) Ответ дежурного: - отсутствующие;
- степень готовности класса к уроку;
- пожелание дежурного всему классу.
- Ребята, давайте составим план нашего урока: вспомним, с чего начинается урок, что мы делаем сначала, что потом. (ответы детей)
А теперь посмотрим на экран, я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.
2. Чистописание. Итак, первый пункт нашего плана работы -
Упражнение для пальцев рук: ? - Слайд №2
Далее ученики пишут заданные буквы и элементы. – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем одинаковую букву? (эта буква у большинства из нас получается плохо). Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.
3.Словарная работа. След. этап урока по плану. Слайд №3, №4.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку Тема : Часть речи - имя существительное 3 класс»
Предмет, класс. Русский язык. 3 класс.
Тема «Часть речи – имя существительное»
Учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном.
Задачи:
Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов.
Закрепление полученных знаний. – 12 мин.
Работа в группах (первичное закрепление).
Самостоятельная (дифференцированная) работа по учебнику.
Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.
Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.
Ход урока:
Оргмомент.
Приветствие учителя.
б) Эмоциональная мотивация.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте – все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
в) Ответ дежурного: - отсутствующие;
- степень готовности класса к уроку;
- пожелание дежурного всему классу.
- Ребята, давайте составим план нашего урока: вспомним, с чего начинается урок, что мы делаем сначала, что потом. (ответы детей)
А теперь посмотрим на экран, я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.
2. Чистописание. Итак, первый пункт нашего плана работы -
Упражнение для пальцев рук: ? - Слайд №2
Далее ученики пишут заданные буквы и элементы. – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем одинаковую букву? (эта буква у большинства из нас получается плохо). Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.
3.Словарная работа.След. этап урока по плану. Слайд №3, №4.
На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети показывают сигнальными карточками пропущенную букву. И объясняют орфограмму, подбирают, если нужно проверочные слова. Самопроверка на экране. После проверки дети выписывают те слова, в которых встретились элементы из чистописания, обозначить в них орфограммы.
- Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?
- Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?
- Чем все слова похожи между собой? (это имена существительные)
- Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему?
4. Повторение изученного. Актуализация знаний.
- Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи - имя существительное)
- Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)
- А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог,частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу. Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные) Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. Теперь мы с вами убедились, что сущ. – действительно очень важная, значимая часть речи и мы без нее обойтись не можем.
-Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.)
- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)Мы начнем создавать кластер по нашей теме?
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь. Делаем вывод:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. ( Слайд 5)
5. Изучение новой темы.
1)Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
- посмотрите на экран (Слайд 6). 1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто? 2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (По одному ученику от каждого варианта – отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.) Допишите еще по одному слову в каждый столбик.
- Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные) - вывод на слайде №7.
2) А теперь я вам прочту стихотворение, которое называется «Привет». Прислала мне тётя Где же привет?
Печенья, Я смотрю с нетерпением,
Конфет, И с чем он?
Варежки, С грибами?
Шарф С капустой?
И горячий привет. С вареньем?
Вот варежки, Наверное, мама
Шарф Привет этот прячет,
И конфеты Чтобы остыл, -
С печеньем… Видно очень горячий.
-Какое существительное у героя стихотворения и почему вызвало такое затруднение? Можно ли увидеть привет, потрогать? Значит, есть существительные конкретные, а есть существительныеабстрактные.
3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (Слайд №8) (кто сможет, приведите по одному своему примеру)
Холодный - …(холод)
Дружный - …(дружба)
Снежный - …(снег)
Добрый - …(доброта)
Радостный - …(радость)
- Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).
- А если мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 5, то узнаем, что еще могут обозначать имена существительные. (упр-е выполняем устно) (сущ-ые могут называть действие)
- Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) (продолжаем заполнение таблицы-схемы на доске).
Физкультминутка.
Физкультминутка: Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы, вы хлопаете в ладоши над головой.
- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?
На слайде (№9) написано 12 букв:
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
- Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)
- Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:
Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)
Имена: Андрей, Иван,
дядя Коля, дед Степан,
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.
Все фамилии: Петров,
Николаев, Снегирев.
Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Москва, Рязань,
Тула, Харьков и Казань,
Вашингтон, Париж, Ханой –
Пишут с буквы прописной.
6. Закрепление изученного.
Задание по группам. Игра «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет». Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему. Допишите еще 2-3 своих слова. Капитан команды составит предложение с любым словом. По окончании работы один представитель от команды рассказывает о выполненном задании. (алгоритм работы в группе – на слайде №11)
Скука, гром, радость, огорчение, счастье – чувства человека.
4) Задание на слайде №13. Представлена картина, на которой нужно найти как можно больше существительных и записать их в тетрадь с вопросами. Задание дифференцировано: ученики слабого уровня выписывают все найденные предметы, сильные ученики делят существительные на лексические группы. Карточки самопроверки.
5) – Что мы еще знаем о существительном, но сегодня еще не говорили? Как изменяются существительные? Приведите примеры.
-Какой еще морфологический признак мы можем указать?
-Число. (слайд №14)
-Прочитайте слова, что в них общего? Что интересного заметили?
К.РЕНЬЯ – КОРЕНЬ Л.СА – ЛЕС
ДВ.РЫ – ДВОР Р.КА- РЕКИ
З.МА – ЗИМЫ Д.СКА – ДОСКИ
Вывод учащихся: безударную гласную в корне можно проверить, изменив форму множественного числа существительного на форму единственного числа
6) Что еще мы знаем об имени существительном?
Давайте и мы поиграем в игру «Найди своё место». У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)
По команде учителя и под музыку дети выстраиваются у доски.
М.р. ж. р. с.р.
Врач страна печенье
Вагон сестра солнце
Дедушка доброта поле
Поход яблоня облако
Арбуз осина крыло
Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.
Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она, моя, … )(Слайд № 15) Дополняем кластер.
7) Упр. 7. Выполняет 2-я и 3-я группа. С одним словом составить предложение и разобрать его по членам предложение.
1 –я группа работает с тестом:«Имя существительное»
Какое слово является именем существительным?
1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.
Укажите имя существительное женского рода:
1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.
Укажите имя существительное мужского рода:
1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.
Укажите имя существительное среднего рода:
1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.
Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:
1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.
Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.
Итог урока. Рефлексия.
- Обратимся к нашему плану. (Слайд №16) Все пункты плана мы выполнили? Что еще нам осталось сделать?
-Что нового мы узнали на уроке? Посмотрите на получившейся кластер. (Слайд №18)Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером мы будем пользоваться и на следующем уроке, потому что сегодня мы только начали изучать имя существительное.
- Кто все понял и запомнил о существительном?
- Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?
Домашнее задание.
Кто все понял на уроке, дома выполняет упр.8.
Кто не усвоил категорию рода и числа – упр.6.
- Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать.