Тема: Служебные части речи.
Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.
Технология: Проблемно – диалогическая (постановка проблемы, поиск и нахождение решения, создание продукта), технология продуктивного чтения
Цели как деятельность учеников.
М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план, находить ключевые слова, составлять рассказ по плану, вопросам).
М/к: осуществлять речевое взаимодействие – формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, проводить контроль и оценивание.
6ЛР: классифицировать служебные части речи, определять их роль в предложении и тексте, правильно писать предлоги, частицы со словами самостоятельных частей речи.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Учитель: В начале урока я хочу, чтобы вы повернулись друг к другу: посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Я надеюсь, что сегодняшний урок будет плодотворным, принесет нам всем радость общения.
II. Языковая разминка.
Орфографическая разминка
Игра «Корректор» - «Исправь ошибки» (работа в парах)
1. На каждой парте текст
Учитель: – Прочитайте.
– Что не так в этих предложениях?
- Добавьте в текст предлоги, союзы, частицы
- Сравните свой текст с оригиналом
- Докажите, что перед нами текст.
– Как называются добавленные части речи одним словом? (Служебные.)
- Назовём их:
2. На слайде появляется исправленный вариант с выделенными шрифтом (цветом) частями слов и словами:
3. – Назовите тему урока и её ключевые слова. (Служебные части речи. Предлог, союз, частица.) – запись в тетрадь
– Сформулируйте цели урока. (Повторить служебные части речи, их правописание, определить роль предлогов, союзов, частиц в предложении и тексте.)
– Что изменилось в тексте, когда все служебные части речи оказались на своих местах? (Текст стал связным, понятным,
– Сформулируйте ответ на вопрос: для чего нужны служебные части речи в тексте? (Они делают текст связным.)
iV. Актуализация изученного.
Обратимся к теории
1.Работа с учебником стр145 - 146. на повторение и систематизацию изученного. Беседа по вопросам (после упр. 217) «Задай вопрос товарищу» (любой, можно не по порядку)
2. Работа с правилом (каждый индивидуально)Чтение и анализ текста в рамке после упр. 219 в технологии продуктивного чтения.
а) Проверка понимания.Памятка на понимание
– Проверьте, как вы отвечали на вопросы, прочитав текст в рамке про себя. Обращайте внимание на ключевые слова.
– Сравните их с ключевыми словами в конце параграфа (темы).
– Какое заметили отличие? Ставили такую цель на уроке?
– Есть ли в тексте новая для вас информация?
– Что осталось непонятным?
б) Составление вопросного плана текста о служебных частях речи. 1 группа
в. Составление обобщённой схемы текста в рамке. 2 группа
Физминутка
- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, руки замёрзли, ноги, вот вы отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. У вас отличное настроение. С таким же отличным настроением мы продолжаем работу с вами на уроке.
VI. Развитие учебноязыковых и правописных умений.
1 задание Работа в группе
Я приготовила для Вас красивый, очень выразительный текст, но он у меня замерз и рассыпался на мелкие снежинки
Расположите предложения так, чтобы получился текст
Назовите слова с орфограммой «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением». Кто быстрее
2. Работа по вариантам:
1 в. Упр 218 ( 2, 4 предложение) списать грамм основы, схемы
Ответ на вопрос: Что соединяет союз И
2 в. Упр 219 Роль частицы Не, записать слова, раскрыть скобки.
Упр. 218 – развивается умение определять роль союзов в предложении, наблюдать за использованием синонимов и антонимов в тексте, пунктуационно оформлять предложения, устно объяснять постановку знаков препинания.
Чтение текста про себя, выделение синонимов (хлопали – нейтр., рукоплескали – книжн.), антонимов (маленькие и большие).
После коллективного анализа текста по вопросам ученики проводят выборочное списывание предложений, в которых нужно поставить недостающие знаки препинания.
Проверка по схемам. Схемы рисуют два ученика на оборотных сторонах доски.
Упр. 219 (усложнённое списывание) – развивается умение правильно писать слова служебных частей речи (предлоги, частицы) со словами самостоятельных частей речи, графически обозначать условия выбора орфограмм, в том числе написание не с глаголами.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Заполнить таблицу
предлог
союз
частица
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
VII. Итог урока.
– Какие цели ставили в начале урока? Достигли их?
– Можно ли сказать, что предлоги, союзы и частицы менее важны в речи, чем самостоятельные части речи? Своё мнение обоснуйте.
– Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Взаимооценка.
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
VIII. Домашнее задание.
1. Рассказ о служебных частях речи по плану. – п. 23
2. На выбор: Упр. 220. по заданию или
составить текст (4 – 5 предложений) «Мой посёлок зимой» Служебные части речи заключить в овал, надписать (с., п., ч.)