kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Служебные части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   Служебные части речи.

Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.

Технология: Проблемно – диалогическая (постановка проблемы, поиск и нахождение решения, создание продукта), технология продуктивного чтения

Цели как деятельность учеников.

М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план, находить ключевые слова, составлять рассказ по плану, вопросам).

М/к: осуществлять речевое взаимодействие – формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, проводить контроль и оценивание.

6ЛР: классифицировать служебные части речи, определять их роль в предложении и тексте, правильно писать предлоги, частицы со словами самостоятельных частей речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Учитель:  В начале урока я хочу, чтобы вы повернулись  друг к другу: посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Я надеюсь, что  сегодняшний урок будет плодотворным,  принесет нам всем радость общения.

II. Языковая разминка.

Орфографическая разминка

Игра «Корректор» -  «Исправь ошибки»  (работа в парах)

1. На каждой парте текст

Учитель: – Прочитайте.

– Что не так в этих предложениях?

- Добавьте в текст  предлоги, союзы, частицы

- Сравните свой текст с оригиналом

- Докажите, что перед нами текст.

– Как называются добавленные части речи одним словом? (Служебные.)

- Назовём их:

2. На слайде появляется исправленный вариант с выделенными шрифтом (цветом) частями слов и словами:

3. – Назовите тему урока и её ключевые слова. (Служебные части речи. Предлог, союз, частица.) – запись в тетрадь

– Сформулируйте цели урока. (Повторить служебные части речи, их правописание, определить роль предлогов, союзов, частиц в предложении и тексте.)

– Что изменилось в тексте, когда все служебные части речи оказались на своих местах? (Текст стал связным, понятным,

– Сформулируйте ответ на вопрос: для чего нужны служебные части речи в тексте? (Они делают текст связным.)

iV. Актуализация изученного.

 Обратимся к теории

1.Работа с учебником стр145 - 146. на повторение и систематизацию изученного. Беседа по вопросам (после упр. 217) «Задай вопрос товарищу» (любой, можно не по порядку)

2. Работа с правилом (каждый индивидуально)Чтение и анализ текста в рамке после упр. 219 в технологии продуктивного чтения.

а) Проверка понимания.Памятка на понимание

– Проверьте, как вы отвечали на вопросы, прочитав текст в рамке про себя. Обращайте внимание на ключевые слова.

– Сравните их с ключевыми словами в конце параграфа (темы).

– Какое заметили отличие? Ставили такую цель на уроке?

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

– Что осталось непонятным?

б) Составление вопросного плана текста о служебных частях речи. 1 группа

в. Составление обобщённой схемы текста в рамке. 2 группа

Физминутка

 - Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, руки замёрзли, ноги, вот вы отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. У вас отличное настроение. С таким же отличным настроением мы продолжаем работу с  вами на  уроке.

VI. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

1 задание Работа в группе

Я приготовила для Вас красивый, очень выразительный текст, но он у меня замерз и рассыпался на мелкие снежинки

Расположите предложения так, чтобы получился текст

Назовите слова с орфограммой «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением». Кто быстрее

2.      Работа по вариантам:

1 в. Упр 218 ( 2, 4 предложение) списать грамм основы, схемы

Ответ на вопрос: Что соединяет союз И

        2 в. Упр 219 Роль частицы Не, записать слова, раскрыть скобки.

Упр. 218 – развивается умение определять роль союзов в предложении, наблюдать за использованием синонимов и антонимов в тексте, пунктуационно оформлять предложения, устно объяснять постановку знаков препинания.

Чтение текста про себя, выделение синонимов (хлопали – нейтр., рукоплескали – книжн.), антонимов (маленькие и большие).

После коллективного анализа текста по вопросам ученики проводят выборочное списывание предложений, в которых нужно поставить недостающие знаки препинания.

Проверка по схемам. Схемы рисуют два ученика на оборотных сторонах доски.

Упр. 219 (усложнённое списывание) – развивается умение правильно писать слова служебных частей речи (предлоги, частицы) со словами самостоятельных частей речи, графически обозначать условия выбора орфограмм, в том числе написание не с глаголами.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Заполнить таблицу

предлог

союз

частица

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VII. Итог урока.

– Какие цели ставили в начале урока? Достигли их?

– Можно ли сказать, что предлоги, союзы и частицы менее важны в речи, чем самостоятельные части речи? Своё мнение обоснуйте.

– Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

VIII. Домашнее задание.

1. Рассказ о служебных частях речи по плану. – п. 23

2. На выбор: Упр. 220. по заданию или

составить текст (4 – 5 предложений) «Мой посёлок зимой» Служебные части речи заключить в овал, надписать (с., п., ч.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Служебные части речи"»


Тема: Служебные части речи.


Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.

Технология: Проблемно – диалогическая (постановка проблемы, поиск и нахождение решения, создание продукта), технология продуктивного чтения

Цели как деятельность учеников.

М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план, находить ключевые слова, составлять рассказ по плану, вопросам).

М/к: осуществлять речевое взаимодействие – формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, проводить контроль и оценивание.

6ЛР: классифицировать служебные части речи, определять их роль в предложении и тексте, правильно писать предлоги, частицы со словами самостоятельных частей речи.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Учитель: В начале урока я хочу, чтобы вы повернулись друг к другу: посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Я надеюсь, что сегодняшний урок будет плодотворным, принесет нам всем радость общения.




II. Языковая разминка.


Орфографическая разминка

Игра «Корректор» - «Исправь ошибки» (работа в парах)

Учитель: Я утверждаю, что в текстах, которые я вам предлагаю, а это тексты скороговорок, пословиц, загадок, допущены орфографические ошибки. Верно ли моё утверждение?

  1. У Аграфёны и Арины

Ростут георгины

  1. Справа на дорошке

Зарасли морошки

Я сверну с дорошки

Наберу морошки

  1. Гроздья рябины

На солнце гарят

Рябит от рябины

В глазах ребят

  1. На гаре Арарат

Ростёт крупный виноград

  1. У реки расла рябина

А река текла, рябила

  1. После расы расли розы

  2. Если бы да кабы

Ворту бы расли бобы

И был бы не рот

А целый огород

  1. Вырас в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки.

Кто ни прекасается –

За того цепляется (репейник)

  1. Над тобою, надо мною

Пралетел мешок с водою

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и изчез (туча)


Вывод по орфографической разминке:

Учитель: В чём трудности для вас, на что обратить внимание.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД

  1. Видеть орфограмму, объяснять, выделять графически

Личностные результаты

1. Интерес к изучению русского языка.

2. Умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, её богатые возможности.



III. Формулирование темы и целей урока.



1. На каждой парте текст

Она явилась закутанной, белой, холодной.
- Кто ты? – спросили дети.
- Я – время года – зима. Я принесла собою снег скоро набросаю его землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз заморозит поля, луга реки. ребята станут шалить, отморозит им руки, ноги, щеки носы.
-! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
- Подождите, дети… зато я подарю Вам катанье гор, коньки салазки. после придет любимое Рождество веселой елкой дедушка Мороз подарками. Вы любите зимы?

Учитель: – Прочитайте.

– Что не так в этих предложениях?

- Добавьте в текст предлоги, союзы, частицы

- Сравните свой текст с оригиналом

- Докажите, что перед нами текст.

– Как называются добавленные части речи одним словом? (Служебные.)

- Назовём их:

2. На слайде появляется исправленный вариант с выделенными шрифтом (цветом) частями слов и словами:

Она явилась закутанной, белой, холодной.
- Кто ты? – спросили дети.
- Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.
- Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
- Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?

3. – Назовите тему урока и её ключевые слова. (Служебные части речи. Предлог, союз, частица.) – запись в тетрадь


– Сформулируйте цели урока. (Повторить служебные части речи, их правописание, определить роль предлогов, союзов, частиц в предложении и тексте.)

– Что изменилось в тексте, когда все служебные части речи оказались на своих местах? (Текст стал связным, понятным,

– Сформулируйте ответ на вопрос: для чего нужны служебные части речи в тексте? (Они делают текст связным.)




Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель.



iV. Актуализация изученного.


Обратимся к теории

1.Работа с учебником стр145 - 146. на повторение и систематизацию изученного. Беседа по вопросам (после упр. 217) «Задай вопрос товарищу» (любой, можно не по порядку)

2. Работа с правилом (каждый индивидуально)Чтение и анализ текста в рамке после упр. 219 в технологии продуктивного чтения.

а) Проверка понимания .Памятка на понимание

– Проверьте, как вы отвечали на вопросы, прочитав текст в рамке про себя. Обращайте внимание на ключевые слова.

– Сравните их с ключевыми словами в конце параграфа (темы).

– Какое заметили отличие? Ставили такую цель на уроке?

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

– Что осталось непонятным?

б) Составление вопросного плана текста о служебных частях речи. 1 группа

Вариант вопросного плана:

1) Какие части речи относятся к служебным? Что их объединяет?

2) Для чего служат предлоги?

3) Что соединяют союзы?

4) Какова роль частицы не?

в. Составление обобщённой схемы текста в рамке. 2 группа


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

(нет лексического значения, не изменяются,

не являются членами предложения)


Предлог Союз Частица

связывает соединяет придаёт

существительные с однородные члены и отрицательный

другими словами части сложного предложения смысл





Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в план, схему).


Физминутка


- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, руки замёрзли, ноги, вот вы отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. У вас отличное настроение. С таким же отличным настроением мы продолжаем работу с вами на уроке.



VI. Развитие учебно­языковых и правописных умений.


1 задание Работа в группе

Я приготовила для Вас красивый, очень выразительный текст, но он у меня замерз и рассыпался на мелкие снежинки

Расположите предложения так, чтобы получился текст

Назовите слова с орфограммой «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением». Кто быстрее

Нас две ниточки связали

- Добрый день! – тебе сказали.

Теплоты и доброты.

- Добрый день! – ответил ты.

Какая служебная часть речи встретилась в данном тексте

  1. Работа по вариантам:

1 в. Упр 218 ( 2, 4 предложение) списать грамм основы, схемы

Ответ на вопрос: Что соединяет союз И

2 в. Упр 219 Роль частицы Не, записать слова , раскрыть скобки.

Упр. 218 – развивается умение определять роль союзов в предложении, наблюдать за использованием синонимов и антонимов в тексте, пунктуационно оформлять предложения, устно объяснять постановку знаков препинания.

Чтение текста про себя, выделение синонимов (хлопали – нейтр., рукоплескали – книжн.), антонимов (маленькие и большие).

После коллективного анализа текста по вопросам ученики проводят выборочное списывание предложений, в которых нужно поставить недостающие знаки препинания.

Проверка по схемам. Схемы рисуют два ученика на оборотных сторонах доски.

Упр. 219 (усложнённое списывание) – развивается умение правильно писать слова служебных частей речи (предлоги, частицы) со словами самостоятельных частей речи, графически обозначать условия выбора орфограмм, в том числе написание не с глаголами.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Заполнить таблицу

предлог

союз

частица






Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VII. Итог урока.


– Какие цели ставили в начале урока? Достигли их?

– Можно ли сказать, что предлоги, союзы и частицы менее важны в речи, чем самостоятельные части речи? Своё мнение обоснуйте.

– Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



1. Рассказ о служебных частях речи по плану. – п. 23

2. На выбор: Упр. 220. по заданию или

составить текст (4 – 5 предложений) «Мой посёлок зимой» Служебные части речи заключить в овал, надписать (с., п., ч.)





ПЯТЕРОЧКА

Прием рефлексии.

Ребята обрисовывают контур своей ладони и вписывают свое мнение по поводу урока.

Большой палец – для меня важно и интересно.

Указательный палец – мне было трудно.

Средний палец – для меня было недостаточно.

Безымянный палец – мне не понравилось.

Мизинец – мои предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Служебные части речи"

Автор: Цибуцинина Светлана Анатольевна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок русского языка  " Служебные части речи""
    ["seo_title"] => string(48) "urok-russkogho-iazyka-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "259621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448802588"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема урока: Частица как служебная часть речи."
    ["seo_title"] => string(51) "tiema-uroka-chastitsa-kak-sluzhiebnaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "255958"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448025326"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Служебные части речи. Союзы."
    ["seo_title"] => string(30) "sluzhebnye_chasti_rechi_soiuzy"
    ["file_id"] => string(6) "509871"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557676827"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства