Русский язык
Тема: «Правописание непроизносимых согласных».
Цели: Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных; выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными; развивать устную и письменную речь учащихся, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Оборудование: мультимедийная установка, учебник, тетради.
Ход урока.
I. Организационный момент.
–Закройте глаза и представьте, что мы попали во Францию во времена мушкетеров. А теперь откройте глаза, и мальчики поклонитесь девочкам как мушкетеры, а девочки в свою очередь поприветствуйте мальчиков.
II. Актуализация знаний.
Д
К
Л
Ф
Ж
В
Ч
Ш
Ц
Я
И
Э
А
О
У
В
Е
Ж
Ь
М
У
У
Ш
Н
П
Б
Г
Ж
Х
П
С
И
С
А
М
Л
Ж
Н
К
Р
Х
З
Ж
Ъ
Ь
Ч
И
Э
Ю
Я
Щ
Ш
Ы
Т
О
Ж
Д
К
Н
Л
М
А
Б
Ж
Г
О
У
Ц
Ч
Э
Ф
Х
В
З
Н
П
Р
Ь
С
Ж
К
Л
Ъ
Ж
Г
Т
И
О
У
Д
Е
З
Ж
Ф
Ш
Ю
М
Я
Ы
Б
- Внимательно посмотрите на полотно с набором букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строке набора.
- Сегодня мы будем писать букву Ж. Она встречается в каждой строке набора.
-Посмотрите на следующий слайд. Определите порядок следования букв в данном ряду.
Жжа Жже Жжё Жж
- Заглавная Ж и строчная ж чередуются с гласными буквами алфавита.
- Запишите данные буквы в предложенной последовательности.
III. Словарно – орфографическая работа.
- Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, вы определите сами, внимательно слушая и выполняя задание.
1-я буква нового слова – это гласная второго слога в слове народ. 2-я буква – согласная, два раза встречающаяся в слове медведь. 3-я буква ударная гласная в слове девочка. 4-ю букву мы сегодня писали в минутке чистописания. 5-я буква – последняя согласная, обозначающая звук, в слове тетрадь. 6-я буква – гласная, два раза повторяющаяся в слове машина.
- Какое слово получилось? (одежда)
-Что означает слово одежда?
Сколько слогов в слове одежда?
-На какой слог падает ударение?
-Составьте предложение таким образом, чтобы в него вошли слово одежда и любое другое изученное слово из словарика.
IV. Подведение к теме урока.
- Я прочитаю вам письмо. Которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она рассказывает о том, что происходит в лесу сейчас. К сожалению, по дороге письмо попало в руки Деду Буквоеду. Он похитил из нескольких слов буквы.
«Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Грус?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды орехи. Пахнет прелой листвой. Еще видны кое-где запоздалые поз?ние цветы. Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени».
- Можем помочь?
- Почему нет? (Потому что мы не изучали эту орфограмму).
- Как можем назвать согласные, которые не произносятся.
-Выпишите данные слова. Подчеркните согласные, которые не произносятся.
ФИЗМИНУТКА.
V. Работа по теме урока.
1.На доске записаны слова столбиком:
Здравствуй
Звездный
Солнце
Радостный
-Что объединяет эти слова?
- В середине каждого из данных слов имеется по нескольку согласных.(стечение согласных).
- Определите, все ли согласные хорошо слышны?
- Как проверить непроизносимые согласные? Подберите проверочные слова.
2. Работа в парах.
- Составьте словосочетания, ориентируясь на второе слово, используя новые знания.
……….поступок ……..событие
………находка …….вид
……..ветер ……погода
……..ответ …..писатель
(честный, радостное, счастливая, грустный, яростный, ненастная, устный, известный)
VII. Рефлексия.
- Сегодня я хочу познакомить вас с одной из примет.
«Если осень стоит ненастная будет дождливая весна».
- Можно ли сравнить эту примету с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне?
VIII. Итоги урока.
- Что узнали нового?