Предмет: русский язык.
Класс:5
Дата:
Тема: Звуки и буквы. Алфавит.
Цель урока: соотнося произношение и написание, показать разницу между звуками и буквами; развивать умение слушать; воспитывать самостоятельность в работе.
Ожидаемый результат: Соотнося произношение и написание, находят разницу между звуками и буквами, развивают умение слушать.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Наглядности
3 мин.
I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!
Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу.
5 мин.
II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
• А сколько звуков?(41)
• Почему количество звуков не совпадает с количеством букв?
- Что такое чередование согласных?
Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.
Разноуровневые карточки
5 мин.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
Игра «Кто быстрее?». (Сидящие на первой парте получают листок, на котором написана буква. Нужно написать на листке следующую по алфавиту букву и передать его на вторую парту и т. д.)
Демонстрируют свои знания.
На листке записывают букву, передают другим ученикам.
Бумага А4
15 мин.
IV. Актуализация знаний. Таблица «ИНСЕРТ»
Несмотря на то что звуков больше, чем букв, есть буквы, которые не обозначают звуков. Это Ъ и Ь, непроизносимые согласные.
Например, дочь, подъем, солнце (буква пишется, но не произносится).
2) Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Эти хитрые буквы могут обозначать как один звук, так и два. Главное, внимательно наблюдать, где они стоят.
Подсчитайте, сколько звуков и букв в словах: степь (5 б., 4 зв.), язык (4 б., 5 зв.), юность (6 б., 6 зв.), грустный (8 б., 7 зв.), школа (5 б., 5 зв.)
Работа по учебнику.
Проявляют интерес к изучаемому материалу.
Буквы Е, Ё, Ю, Я называются йотированными, потому что они могут обозначать 2 звука, один из которых Й.
Буквы Е, Ё, Ю, Я будут обозначать 2 звука, если находятся после гласной, после разделительных Ъ и Ь или в начале слова. В остальных случаях — 1 звук.
Выполняют упражнения.
Учебник
Таблица
«ИНСЕРТ»
10 мин.
V. Закрепление урока.
Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука:
А) яма, ёж, день, юла, семья;
Б) яма, ёж, юла, баян, жюри;
В) день, семья, баян, жюри, юла;
Г) юла, семья, яма, ёж, баян.
Отвечают на вопросы.
Наполняют корзину стикерами.
Карточки
Корзина
5 мин.
VI. Итог урока
Оценивание фишками Проводит рефлексию.
- За что бы вы себя могли похвалить?
- Какие трудности встретились на уроке?
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.
Светофор
Стикеры
2 мин.
VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Ученики записывают в дневниках.
Дневник