1.Мотивация к учебной деятельности. -Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анна Сергеевна. Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. -Садитесь.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробной учебной деятельности. -Сели ровно, спинка прямая. -Ребята, представьте себе большое царство, в котором живут три сестры. Первая следила за тем, чтобы в середине и конце писалась нужная буква, это орфограмма парного согласного. Вторая орфограмма отвечала за двойную согласную. -А чем же занималась третья сестра? -Вот сегодня на уроке мы это и узнаем. 3.Выявление места и причины затруднения.
-Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте слово. -известный -Что обозначает это слово? -Сколько в этом слове букв? -Сколько звуков? Сделаем транскрипцию. -Подберите однокоренные слова. -Какой корень в этих словах? -Как мы запишем слово известный, произнесите по слогам. Произносится ли в этом слове звук [т]? А буква пишется? -Давайте запишем эти слова в тетради. -Какое название можно дать звуку, который не произносится?
4.Построение проекта выхода из затруднения. -Выполним упражнение 76 на странице 71. Понаблюдай за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится? ездить, езда, поезда, поездка, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный. -Ребята, выпишите слова в два столбика. В один столбик выпишите слова, в которых согласный звук не произносится, а в другой столбик, слова, в которых произносится.
-В каком случае не произносится согласный звук? Установите закономерность, сформулируйте вывод. -Ребята, прочитайте правило в рамке на странице 72. -Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки?
-Непроизносимые согласные – это буквы или звуки?
5.Реализация проекта выхода из затруднения. Ребята, выполним упр.77 -Прочитайте слова. Что означает каждое слово? Какой в нем корень? Однокоренные ли это слова? Почему? В каких словах есть непроизносимые согласные звуки? Какими буквами на письме обозначены эти звуки? Нужно ли проверять написание этих букв? Можно ли проверить известными способами? 1) Капуста, капустный (лист), капустница. 2) Звезда, звезды, звездочка, звездный, звездолет. -Прочитайте слова. -Посмотрите на слова под цифрой 1, какие это слова? -Какой корень в этих словах? -А в словах под цифрой 2? -Почему эти слова однокоренные? -В каких словах есть непроизносимые согласные звуки? -Какими буквами на письме обозначены эти звуки? -Нужно ли проверять написание этих букв? -Можно ли проверить?
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Физкультминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Ребята, внимание на слайд. Перед вами текст, прочитайте, о чем он? Работаем самостоятельно. Подумайте, какие буквы вставить на место пропусков. Спишите слова с пропусками в столбик, напротив, напишите проверочные слова.
«Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Грус?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой. Ещё видны кое-где запоздалые поз?ние цветы. Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени».
8.Включение в систему знаний и повторений. -Посмотрите на слайд. Выберите вариант с непроизносимым согласным Д: A. злос…ный нарушитель; B. окрес…ные леса; C. громоз…кий шкаф; D. редкос…ный экспонат; E. хлёс…кая речь. Выберите вариант с непроизносимым согласным Т: A. прекрас…ное настроение; B. чудес…ный день; C. безопас…ность движения; D. прелес…ная девушка; E. обстановка глас…ности.
9.Рефлексия
-Ребята, так с какой же сестрой – орфограммой вы познакомились? -Ребята, какие непроизносимые согласные вы знаете?
-Откройте дневники и запишите домашнее задание: |
-Здравствуйте!
-Известный значит, что кто-то знает об этом, что это известно. -9 букв -8 звуков -Весть, вестник, известие -весть-
-нет -Да
-непроизносимый
-Да, есть
ездить наездник езда грустно поезда грустный поездка грусть грустит -В некоторых словах звук [т] или [д] в корне не произносится, а буква пишется.
-когда рядом находятся три звука, средний звук в потоке речи не произносится.
-Звуки.
-Дети читают. -Однокоренные -капуст- -звезд- -В них одинаковые части -капустный, капустница, звездный
-[т], [д] -Да -Слово капуста – проверочное слово к словам капустный, капустница. -Слова звезда, звезды, звездочка, звездолет к слову звездный.
В тексте говорится об осени. Ненастные – ненастье Грустно – грусть Поздние - опоздать
-Редкостный
-Прелестная
-С непроизносимой согласной в корне. |