kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Обобщение знаний по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова,  сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Обобщение знаний по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»»


Управление образования

Амвросиевского района

Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2





План - конспект урока

русского языка во 2 классе по теме: «Обобщение знаний по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»


Учитель: Скидан Т.Ю.

Тема. Обобщение знаний по теме «Корень слова. Однокоренные слова».

Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, группах.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Форма проведения: урок с использованием компьютерных технологий, урок – путешествие.


Ход урока

I. Организация класса.

II. Эмоциональный настрой и мотивация.

  • Упражнение – настрой.

-Весна, весна на улице, весенние деньки… Весна - прекрасное время года! На дворе яркое солнышко. Слышны голоса птиц, воздух наполнен ароматами весенних цветов.

Пусть этот день несет нам радость обучения и подобно этим цветам раскроются наши души, даря окружающим свет и тепло. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

Весна – время, когда хочется больше быть на воздухе, прогуливаться, это правильно, очень полезно для здоровья. Сегодня на уроке мы тоже совершим прогулку- путешествие. Слайд № 2

- Откройте тетради и запишите дату нашей прогулки.

III .Каллиграфическая минутка. Словарная работа.

Апрель. На дворе звенит капель…

-Капельки воды упали на словарные слова и смыли буквы- орфограммы.

-Какие, догадались?

-Давайте вернём их на свои места.

-Покажите карточкой нужную букву.

Слайд № 3

В..рона, вор..н, в..робей, к..рова, с..рока.

Карточка для словарной работы


О

а







- В чем сходство этих слов? (все слова отвечают на вопрос кто? - оро- )

- Назовите однокоренные из этой группы слов.

- Догадались, какая буква для минутки каллиграфии.

-На что она похожа? (На солнышко) Весной ярче светит солнышко, и мы ему очень рады.

Слайд № 4

-Запишите букву О заглавную и строчную каллиграфически правильно в тетрадь.

-Что можете сказать о звуке, который обозначает буква о.

  • Релаксация

Ребята, закройте глазки, представьте ясное солнечное утро, солнышко брызжет своими теплыми лучами на землю. Вдруг один из солнечных лучиков коснулся вас. Он пробежал по вашему животику – погладьте животики, потом коснулся ваших щёчек – погладьте щёчки. Потом переметнулся на ваши головки – погладьте себя по головке. И от этого вам стало тепло, спокойно и весело. Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

-Послушайте стихотворение. Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?

Весенний воздух свеж и чист

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут звеня…

Ватага вольных воробьев

Ворону гонит из кустов…

Весна готовит свой парад-

Весь мир весне веселой рад.

Слайд № 5


-О чем это стихотворение?

-Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?

- Это любимые звуки нашей гостьи Весны. Как вы думаете, почему?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Весне будет приятно, если мы напишем букву В красиво.

- Запишите в тетрадях заглавную и строчную буквы. Что можете сказать о звуках, которые обозначает буква в?

-Услышали ли вы родственные слова в стихотворении? Назовите их.

- Прочитайте слова.
В..сна, в..снушки, в..сенняя, в..снянка

Слайд № 6


- Назовите орфограмму в словах. Подберите проверочное слово.

-Спишите слова в тетрадь. Но не забывайте о правиле письма. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку.

IV. Объявление темы ми задач урока.

- Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Слайд № 7


- Сегодня мы с вами обобщим знания о корне слова, однокоренных словах, закрепим умение выделять корень слова, будем распознавать и подбирать родственные слова.

V. Основная часть урока. Применение знаний, умений и навыков.

  • Актуализация опорных знаний.

  • Фронтальный опрос. Повторение правил.

-Расскажите правило, какие слова называются однокоренными, что такое корень слова.
- Весна – прекрасное время года, но именно в этот период существует опасность заболеть, после зимы наш организм ослаблен, нехватка витаминов, воздух весной влажный- благоприятное условие для развития вирусов.

-Что нужно делать, чтобы не заболеть.

-Источником здоровья всегда считалась родниковая вода, туда мы и отправимся сначала.

  • Чтение сказки “Чужак». Дидактическая игра «Кто больше запомнит родственных слов»

Слайд № 8

- Послушайте сказку, запомните, как можно больше родственных слов.

Чужак

Однажды весной собрались у Воды родственники. Водица с Водопадом на солнышке греются. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водомерка с водорослями заигралась. Водитель на гармошке играет. Даже сам Водяной пожаловал.

И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью.

Слайд № 9

- Где состоялась встреча родственников? (У воды)

- Кого ждали все родственники? (Старуху воду)

- Назовите всех родственников старухи воды.

- Назовите корень в словах.

- Какие родственные слова имеют два корня?

- Кто же оказался “Чужаком?” Почему?

- Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, что же он оказался чужаком?

- Что же означает слово водитель? (Тот, кто водит машину)

- Правильно. Он из другой семьи, так как у этого слова совсем другое значение. Назовите признаки однокоренных (родственных) слов.

Слайд № 10

- Сегодня мы с ребятами
В весенний лес идём.
Кто хочет в путь?

Пожалуйста,

Мы всех с собой возьмём.

- Ребята, мы отправляемся в весенний лес.

  • «Прогулка в весенний лес». Работа в сменных парах.

  • Пальчиковая гимнастика

1,2,3,4,5

Вышли пальчики гулять.

Вот пришли в зеленый лес,

Полон это лес чудес.

Вот гнездо, а в нем сидят

Двое маленьких галчат,

Есть хотят они, кричат.

Прилетела мама к ним,

Греет их теплом своим.

Но пора лететь опять

Деткам корм добывать.

Слайд № 11

- Ребята, не правда ли, красива природа весной! Мы должны беречь эту красоту.

- Побегаем по тропинкам леса, разомнемся, ведь двигательная активность важна для здоровья.

- Передвигается сегодня будет 2 вариант, вспомните правила работы:

Подбери однокоренное слово к данному.

Сверься с товарищем.

Поменяй пару.

Слайд № 12


- Вам предстоит подобрать однокоренные слова

1.Прочитай слово, запиши однокоренное.

2. Сверься с товарищем.

3.Смени пару.

Мед –

Трава-

Роса-

к данным.

Карточка для работы в сменных парах




  • Проверка результатов работы сменных пар.

  • Работа по вариантам. «Прогулка на весенний луг.»

- Ребята, какие деревья чаще встретились в нашем лесу. Внимание на экран.

- Со средины марта можно собирать березовый сок. Березовый сок – целебный напиток. Но делать нужно это так, чтобы не навредить дереву: не надрезать молодое дерево, буравчиком проделанное отверстие, обязательно залепить, чтобы дерево не погибло.

- Прочитайте текст.

- Выпишите в тетрадь однокоренные слова.

Задание:

Выписать однокоренные слова из текста.

Берёзу называют полезным деревом. Весной можно полакомиться березовым соком, а летом набрать грибов – подберёзовиков.

-Тот, кто сделает задание быстро и правильно будет работать дальше самостоятельно, кто ошибется, не беда, я помогу.

Слайд № 13

  • Проверка правильности выполнения задания.

Давайте представим себе, что мы попали на весенний луг. Хорошо в эту пору там. Вот появились первые весенние цветы. Назовите их (мать и мачеха, тюльпан, ландыш, одуванчик, нарцисс, подснежник, пролеска)

- Как появляются цветы?

  • Психогимнастическое упражнение «ЦВЕТОК».

- Давайте вырастим свой цветок, украсим нашу планету.

Встаньте дети, возьмите в руки семечко, из которого вырастит ваш цветок, посадите в землю. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

МИМИКА: Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

- Свои задания нам «подготовили тюльпан и пролеска».

- Задания выполняем на карточках №1.

- На карточке с пролеской задание выполняет:…..Я ваш помощник.

- На карточке с тюльпаном самостоятельно выполняют задание :……

1 этап

1 вариант( самостоятельно) 2 вариант( с учителем)

Дети выполняют задание на карточках №1

Слайд № 14

1

Найди лишнее слово, подчеркни его.

В родственных словах выдели корень.

Лесок, лесник, леска, лесной.

Найдите однокоренные слова, выдели корень.

Пришла в лес весна. Весенний лес поет. №1











  • Проверка правильности выполнения задания 1 вариантом

  • Гимнастика для глаз.


Слайд № 15

2 этап

Дети выполняют задание на карточках №2


1 вариант( самостоятельно) 2 вариант( самостоятельно)

Найди лишнее слово, подчеркни его.

В родственных словах выдели корень.

Сок, соковый, сокол, соковарка.

2

Запиши в два столбика слова, которые имеют

одинаковый корень.

Лисица, листья, лисёнок, листочек.



2

  • Проверка правильности выполнения задания 1и 2 вариантов.

Слайд 16

3 этап ( 1 и 2 вариант самостоятельно)

Задание

-Из данных слов составьте устно предложение, может получиться стихотворение.

Весенние, весна, на, весна, улице, деньки.

Подсказка:

Весна, … .. …,

Весенние … .

Слайд № 17

  • Письмо по памяти.

- Запомните эти строчки, запишите.

- Назовите однокоренные(родственные) слова. Выделите корень.

  • «Прогулка в весенний сад». Игра «Вырасти дерево».

Слайд № 18

- Весна- пора, когда можно высаживать деревья. Деревья – легкие планеты, они обогащают воздух кислородом. Мы в весеннем саду.

- Давайте с вами сами посадим дерево из однокоренных слов, с корнем САД

. -Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.

- Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (сад)

- Работник, занимающийся уходом за садом. (садовник)

- Специалист, разводящий сад. (садовод)

- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженые растения. (посадка)

- Выкопав растение, посадить его в другое место. (пересадить)

- Цветок, растущий в саду. (садовый)

- Молодые растения, выращенные специально для пересадки в другое место (рассада)

- Какое из однокоренных слов отличается от других? В чем отличие?


Слайд № 19

  • Работа в группах.

- Объединитесь в «домашние» группы. Каждой группе предстоит «вырастить» свое дерево.

  • Выбор в группах командира ( спикера), секретаря, докладчика.

Игра «Вырасти дерево» Корни: -цвет-, -берез-, -гриб-, -дожд-

Карточка для работы в группах

-гриб-











  • Презентация работы групп.

- «Выращенные» деревья прикрепим на доску, посмотрите, какой прекрасный сад получился.

-Вот и подошла к концу наша прогулка. Возвращаемся домой.

- Понравилась вам прогулка?

VI. Рефлексия. Итог урока.

  • Игра «Верно ли что…»

Верно ли что…

-Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой.

  • Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?

  • Корень – общая часть родственных слов?

  • Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?

-Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой.

  • Рефлексия настроения

Слайд № 20

– Самым интересным на уроке было…

– Меня удивило…

– Моё настроение…

VII. Домашнее задание

1.Выполнить упражнение на с. 160

2. «Вырастить» свое словарное дерево, выбрав любой корень

3.Составить сказку о весне, используя однокоренные слова. Слайд № 21


Слайд № 22






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Скидан Татьяна Юрьевна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakom-ties-drughiie-chasti-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444486472"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка по теме "Проект "Семья слов""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-proiekt-siem-ia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "256455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448132444"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Урок русского языка "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(36) "urok-russkogho-iazyka-sostav-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "251109"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447178905"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по теме "Буквы на месте непроизносимых согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-na-miestie-nieproiznosimykh-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "224356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438704768"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства