Формировать представление у обучающихся о том, что буква “Ё” в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й, о], а после согласных букв - один звук [о] и смягчает его.
Совершенствовать умения выполнять виды соединений букв с словах.
Просмотр содержимого документа
«Письмо заглавной буквы Ё »
Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели. Знакомство с особенностями буквы “Ё” в разных позициях.
Задачи: Формировать представление у обучающихся о том, что буква “Ё” в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й, о], а после согласных букв - один звук [о] и смягчает его.
Совершенствовать умения выполнять виды соединений букв с словах.
Воспитывать любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.
Оборудование: презентация, учебник, карточки с заданиями, цветовые карточки.
Ход урока
1.Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера. (Дети улыбаются учителю и друг другу)
2.Актуализация знаний.
У. - На какие две группы делятся звуки русского языка?
(Гласные и согласные)
У. - Как распознать гласные и согласные звуки?
У. -Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?
У. - Какие особенные гласные буквы мы изучили?
У. - В чём хитрость буквы е?
Д. - Буква е обозначает два звука [й’,э], когда находится в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков. Если находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. Дети приводят свои примеры
3. Формулирование учащимися темы и цели урока.
У. Сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к новой букве, а прежде, чем отправиться на день рождение я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли в школу.
Покажите мне, какое у вас настроение? Почему? (Дети отвечают на вопрос)
Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение – это залог успешной работы на уроке
У. А вот к какой букве мы отправимся на день рождение, сейчас узнаем.
Ребята, отгадайте загадки.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Ёлка)
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. (Ёж)
Колюч, да не ёж
Живёт в реке.
(Ёрш) (Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он потихонечку по дну и ест то, что в рот попадет)
У. - Что объединяет все слова-отгадки?
У. - Назовите тему сегодняшнего урока
Д. – «Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает».
У. – Отталкиваясь от темы урока и опираясь на помощники, сформулируйте цель нашего урока:
-Познакомиться с …
Узнать, какие…
Учиться читать …
Учиться писать …
(Дети формулируют цель урока)
У. – Итак, сегодня мы с вами отправимся на день рождение к букве Ё. Мы познакомимся с буквой Ё и звуками, которые она обозначает, научимся читать. Писать слоги и слова с новой буквой.
Игра «Поймай звук»
Если в слове есть буква Ё, то дети «ловят» хлопками.
4. Работа по теме урока. Работа в прописи (с.3 Мои волшебные пальчики №5, О.В.Пронина)
Учитель читает стихотворение
Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр не просто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки. (В. Степанов)
- Сегодня мы научимся писать заглавную букву Ё.
(Показ учителем образца заглавной буквы Ё)
-Скажите, ребята, на какую уже знакомую заглавную букву похожа буква Ё?
- Сравнение написания заглавных букв Е , Ё: отличие, сходство.
- Из каких элементов состоит буква Е ? (Из верхнего и нижнего закругления.)
- Какое закругление больше? (Нижнее.)
Д. – Буква Ё похожа на Е, только у неё есть две точки.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Обведите отдельные элементы буквы Ё. А теперь узоры, которые помогут писать красиво и правильно букву Ё.
Комментированный показ учителем на доске.
У. – А теперь посмотрите, как надо писать букву Ё и куда правильно вести карандаш (учитель пишет на доске и объясняет)
У. – А сейчас пропишем букву в воздухе под счет, обведем пальчиком на карточке, пропишем букву на спине соседа.
Самостоятельная запись букв.
У. – Молодцы! У всех ребят получилась очень красивая именинница.
У. - Как вы думаете, почему наши схемы – «человечки» букв Е и Ё взялись за руки?
-Каким цветом раскрасим башмачки?
-Какие шляпки нарисуем? Обоснуйте свой ответ
Д. - Это буквы, которые могут обозначать два звука…
Один башмачок наполовину красный, наполовину зелёный, а другой красный. Шляпок нет.
Чтение слогов и слов с буквой Ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой е.
-Прочитайте слог, теперь слово
Запись слогов по образцу.
5. Пальчиковая гимнастика.
На двери весит замок (Дети сжимают пальцы в кулачок)
Ты его открыть не смог (Дети потрясли кулачками)
Мы замочком постучали (Дети стучат кулачками)
Мы замочком повертели (Дети вертят кулачками)
Мы замочком покрутили (Дети вертят в обратную сторону)
Раз, два, три – мы его открыли. (Дети показывают раскрытые ладошки)
6. Работа в группах. Помогите прочитать слова.
Прочитайте слоги, выпавшие из слов, верните их на место так, чтобы получились слова
(слоги: лё, свёк, вёт, рё;)
слова: ……..ла,
жи……,
Се…..жа,
по….т,
плы……,
само……т
- Буква ё обозначает звук [о] после согласных и показывает, что этот согласный мягкий. Буква о обозначает звук [о] и показывает, что согласный звук перед ней твёрдый.
У. - Правильно, а теперь придумайте слова, в которых буква “Ё” будет в начале (в середине, в конце слова)
Д. - Полёвка, мёд, лёд, осёл и т. д.
7. Физкультминутка.
8. Работа в парах. Слово рассыпалось
Все слова раньше начинались с Ё.
КИЖЁ -
ШЁР -
ЧАКОЛЁ -
У. - Мы с вами узнали, что слово ёжик начинается с буквы “ Ё ”. А кто такой ёжик?
Д. -Ёжик – это животное с иголками на теле. (Учитель выслушивает ответы детей.)
У. - Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове ёжик?
Д. - В слове ёжик два слога.
У. - Произнесите первый слог. (Дети произносят)
У. - Сколько в первом слоге слышится звуков? Назовите эти звуки.
Д. - Это звуки [ й ] и [ о ]
У. - Сколько звуков обозначает буква “Ё”, если она находится в начале слова?
Д. - Если буква “Ё” находится в начале слова, то она обозначает два звука.
У. - Сделайте вывод, в каких случаях буква “Ё” обозначает два звука.
У. - Дайте характеристику букве Ё
Буква Ё обозначает два звука [й’,о], когда находится в начале слова или после гласных. Если находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [о] Дети приводят свои примеры
9. Работа в прописи (с. 3)
Выборочное списывание.
а) Работа с текстом до чтения.
У. – Есть ли у текста название? А картинка к тексту?
- Прочитаем и подумаем, какую картинку можно было бы нарисовать и какое название придумать к тексту.
б) Работа с текстом во время чтения.
Чтение текста про себя. Выявление первичного восприятия.
- Что же можно было нарисовать к тексту?
- Как назовем текст? Почему?
в) Обобщающая беседа.
- Какое слово встречается в каждом предложении?
- Найдите предложение про смолу, про иголки, про ёлку, про шишки.
- Про какое предложение я не спросила?
- Сколько всего предложений в тексте? Докажите?
- Выберем предложения только про иголки и про шишки и запишем их.
Анализ предложений, подготовка к списыванию. Письмо предложений с комментированием.
Чтение слов кроссворда капуста, тарелка, каток.
Анализ слов: гласные звуки, количество слогов, безударные слоги и безударные гласные.
Запись словосочетаний.
- Давайте скажем про капусту, которая на тарелке.
Тарелка капусты – проговорите орфографически и запишите.
- Сколько слов в словосочетании?
- А теперь про детей на катке.
Дети на катке. На катке – проговорите орфографически и запишите.
- Сколько слов в словосочетании?
10. Индивидуальная работа по карточкам (по степени сложности).
1 группа. Превращение слов (слова из множественного числа преврати в единственное число)
Ерши —
ежи —
ели —
2 группа. Буква потерялась
— рш
— жик
— лка.
3 группа. Найдите слово в слове
ТЕЛЁНОК
ЧЁЛКА
11. Подведение итогов
- Мы сегодня хорошо потрудились.
- Чему учились на уроке?
Аналитический этап.
Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности.
Дети анализируют собственную деятельность на уроке